Занятие 8
Оборудование: «Волшебный туннель» — два обруча с натянутой на них тканью; текст русской народной сказки «Гуси-лебеди»; аудиозапись спокойной музыки.
²Приветствие. Вход в «Сказочную страну» через «Волшебный туннель».
²Дети садятся на стульчики, расставленные по кругу.
Психолог включает аудиозапись спокойной музыки и читает (рассказывает) русскую народную сказку «Гуси-лебеди».
После прочтения текста дети обсуждают события, изложенные в сказке, характеры и поступки героев.
²Дети распределяют роли и инсценируют понравившийся отрывок сказки «Гуси-лебеди».
²Психолог предлагает детям поиграть в игру, которая называется «Я взрослый».
«Закройте глаза. Попробуйте увидеть себя взрослыми. Как будете сидеть? Сядьте сейчас так, как будто вы уже стали взрослыми. Во что вы будете одеты? Как вы будете разговаривать? Как к вам будут обращаться другие люди? Наверное, по имени-отчеству? Откройте глаза. Давайте поиграем. Я буду называть вас по имени и отчеству. Тот, кого я назову, встанет со своего места, пройдется, как ходят взрослые. Затем протянет руку каждому из детей и представится по имени и отчеству. Например: «Я — Мария Николаевна», «Я — Игорь Иванович» и т.д.
После того, как все дети побывают в роли взрослых, психолог предлагает обсудить, понравилось ли им быть взрослыми и почему.
²Психолог подводит итог занятия: «Наше занятие подошло к концу. Расскажите, что вам понравилось и запомнилось, что можно взять с собой в новую сказку».
²Прощание. Выход из «Сказочной страны» через «Волшебный туннель».
Литература
Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 1967.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. — СПб., 1998.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Сказки звездной страны Зодиакалии. — СПб., 1997—1998.
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1996.
Народные русские сказки. — М., 1989.
ПроппВ.Я. Исторические корни волшебной сказки. — М., 1986.
Пропп В.Я. Морфология сказки. — М., 1969.
Снегирева ЛЛ. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников. — Минск, 1995.
Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. — М., 1997.
Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. — Ярославль, 1997.
Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. — Ярославль, 1999.
Череманкина Л.В. Развитие внимания детей. — Ярославль, 1997.
[1] Автор знакомит с опытом работы практического психолога, не касаясь основных принципов, методов и путей изучения психики ребенка, подробно описанных в специальной литературе.
[2] Для обследования детей старшего дошкольного возраста можно использовать более простые слова (обед, сад, дорога, одежда, молоко) и подобрать конкретные картинки (хлеб, шорты, кровать, ножик, диван, яблоко, машина и пр.) с учетом того, что они не должны быть прямой иллюстрацией к запоминаемым словам.
[3] Как прием психологического исследования пиктограмма впервые была применена Л.В. Занковым (1935).
[4] Описание методики можно найти в сборниках психологических тестов.
[5] Здесь и далее — см.: Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в младшей группе; Коррекционно-развивающие занятия в средней группе: Демонстрационный материал. — М.: Прометей, Книголюб, 2001; 2002.
[6] Автор выражает признательность Татьяне Дмитриевне Зенкевич за обучение методике сказкотерапии, на основе которой разработаны конспекты предлагаемых занятий.
[7] Занятия 6 и 7 проводятся по единому плану, меняются только сказочный герой, который просит о помощи, и проблемная ситуация.