Постараемся вкратце подытожить содержание цитированных мест из творений преподобного Никона.

Чудеса, совершаемые грешниками православного исповедания, не свидетельствуют о их добродетели.

Чудотворения еретиков вовсе не подтверждают истинности их зловерия.

3. Среди еретиков было много искренних подвижников, которые старались исполнять заповеди, но при этом были лишены общения с истинной православной Церковью. Одни из них за труды своего подвижничества получили дар чудотворений, а другие совершали знамения по вере приступающих или по неведомому промыслу Божию. О тех и других сказано в Евангелии: Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.(Матф.7:22,23)

Сами по себе все вообще чудеса, не могут служить критерием истины, но приобретают смысл в зависимости от того, кто и где их совершает.

Единственным критерием истины, является чистота православия и соблюдение Божественных заповедей.

Посредством ложных чудес, демоны стараются ввергнуть людей в заблуждение или относительно нравственности, или относительно вероисповедания. Причём ложными они считаются не по факту, а по силе, их производящей.

Свидетельство из старообрядческой апологетики

Вдобавок ко всему изложенному, интересно процитировать, в переводе, один из источников старообрядческой апологетики 19 века. К сожалению, отсутствует возможность точного его атрибутирования, - это один из гектографов Рогожской библиотеки. На вопрос новообрядческого миссионера, указывающего на чудеса в никонианской церкви, наш полемист отвечает:

К чудесам и чудотворениям возможно различное отношение: одни им полностью доверяют, и даже считают доказательством православия того общества, в котором они иногда совершаются, а другие – наоборот, никогда не признают их критерием истины. Мы же, при достаточных признаках истинности, чудес отрицать не станем, но и не будем рассматривать их в качестве свидетельства истинности и православия того общества, где бы они не совершались. Ибо история Церкви показывает, что чудеса иногда происходили также среди людей, которых православная церковь считала еретиками и неправомыслящими. Далее, - всякое произвольное дело, подразумевает какую-либо, заранее поставленную цель, подобно тому и любое известное чудо, должно иметь сознательное и разумное основание: не только видимую, но и действительную необходимость. При этом, исцеление человека, страдающего по попущению промысла Божия, не может быть окончательной целью. Цель всегда обнаруживается в необходимости посредством какого- либо чуда, что-нибудь подтвердить или уверить кого-нибудь в истине Божией. Когда ещё недостаточно была распространена письменность, или вследствие маловерия, существовала необходимость в сверхъестественных знамениях, подобно тому, как во времена языческой Руси, митрополит Михаил поставил в огонь Евангелие, которое не сгорело. Чудеса бо не только тех ради страждущих, - читаем в недельном Учительном Евангелии, - но много множае зрящих ради и слышащих творяше Христос, да привлекутся тех ради и друзии. В церковном словаре Петра Алексеева, на слово чудотворения, прежде всего, приводится 13 глава из первого послания к Коринфянам, которая толкуется следующим образом: на сию главу имеются примечания, что дары чудотворения, по распространении и довольном утверждении Евангельского учения, быть престали. Чудеса прекратились ещё до времён Августина, как это видно из его книги Об истинном благочестии (глава 25). Они даны были для неверных, а для верных, - писание. Первенствующая церковь изобиловала чудесами, для призвания неверных. А церковь последних времён, состоящая из верных, более основывается на писании, нежели на чудесах. Поэтому, в настоящее время, в чудесах отпала необходимость. Священное Писание и Священное Предание, как живой голос Православной Вселенской Церкви, намного достовернее знамений и чудес: Паче мертвых востающих, писания достовернейша суть – говорит святой Иоанн Златоуст. Если чудотворец неправо учит, - мы не должны его слушать (Маргарит, слово 4). Темны и непонятны чудеса, потому что совершали их также и грешники, и еретики, и даже язычники: волхвы творили их и творят. Но в каких случаях и какой силой чудеса совершаются, - это выходит за пределы нашего познания. Так, известно, что некоторые изгоняли бесов, не будучи учениками Христа. Языческие императоры Веспассиан и Андриан, по свидетельству молвы творили чудеса: исцеляли слепых и больных различными болезнями. Были известны и мнимые чудеса Аполлония Тианского. В книге Никона Черногорца рассказывается о таких ложных чудотворцах, как епископ еретик, который совершал чудеса; монах блудник чудодействовал после смерти, другой монах творил чудеса посредством хартии, прелюбодейка, убитая мужем творила чудеса, еретик армянин совершал чудеса при жизни и после смерти. И в прологе, на 9 января, повествуется о подобном чудотворце. Также, спустя двести лет после отпадения Римо-католической церкви от восточного православия, один католический священник, по имени Фульк, творил чудеса: изгонял демонов, исцелял слепых, немых, глухих, хромых, кому хотел, доставлял благодеяния, а других, кого хотел – наказывал (Робертс, история христианской церкви 1891г., стр. 131). Далее, в той же истории говорится и о других чудотворцах католической церкви. Поэтому, свидетельствовать православие церкви и богоугодность жизни человека, одними только чудесами, - весьма сомнительно.

 

Выводы

Теперь мы приблизились к интересному выводу: если, по словам преподобного Никона, посредством многочисленных ложных чудотворений диавол старался вовлечь легковерных в какое-нибудь заблуждение, нравственное или вероисповедное; то справедливо задаться вопросом: каков общий смысл чудес нашего времени, наблюдаемых одинаково, в самых различных конфессиях и исповеданиях? Не требуется особой проницательности, чтобы заключить, что князь этого мира насаждает очередной миф: о том, что границы Церкви не объемлются традиционным исповеданием; святые и благодать, есть в каждой конфессии, - что важнее всего «общечеловеческие ценности», что Бог есть повсюду, а остальное, - выдуманные ограничения и условности; что добродетели общего характера важнее чистоты православия. Такие взгляды вполне соответствует духу времени. Здесь мы имеем дело с подменой истинного учения о Церкви - экклезиологической ересью современности. Тем самым, христианство лишается первой заповеди, становясь всего лишь гуманистическим учением, которое насаждает князь этого века, посредством ложных чудес. Несмотря на обилие печатного слова, современный христианин не всегда ещё в достаточной степени знаком со Священным Преданием, отчего он часто предаётся иллюзиям, сводя содержание веры к общим нравственным нормам и «общечеловеческим ценностям». На примере писаний преподобного Никона, можно убедиться, что Православное Предание, столь ненавистное и неизвестное для наших современников, чуждо подобного «гуманизма» и решительно его отвергает.