Билет № 29. основные новообразования дошкольного возраста (Л.С. Выгодский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович). Кризис 7 лет. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению

1. Возникновение цельного детского мировоззрения. Ребенок не может жить в беспорядке, ему надо все привести в порядок, увидеть закономерности отношений. В возрасте 5 лет ребенок превращается в «маленького философа». Он рассуждает по поводу происхождения луны, солнца, звезд, основываясь на просмотренных телепередачах о космонавтах, луноходах, ракетах, спутниках и т. д. задает много вопросов «возраст почемучек».

2. Возникновение первичных этических инстанций.Ребенок пытается понять, что хорошо, а что плохо, понятий добра и зла . Одновременно с усвоением этических норм идет эстетическое развитие («Красивое не может быть плохим»).

3. Появление соподчинения мотивов.В этом возрасте обдуманные действия превалируют над импульсивными. Формируются настойчивость, умение преодолевать трудности, возникает чувство долга перед товарищами.

4. Поведение становится произвольным.Произвольным называют поведение, опосредованное определенным представлением.. У ребенка появляется стремление управлять собой и своими поступками. К концу дошкольного детства формируются такие психологические образования как воображение, образное мышление, произвольные память и внимание.

5. Возникновение личного сознания (Б28).У ребенка формируется самооценка, он осознает возможности своих действий и их ограничения. Таким образом, к нему приходит понимание своего места в той системе отношений, в которой он находится.

6. Появление внутренней позиции школьника.У ребенка формируется сильная познавательная потребность, кроме того, он стремится попасть в мир взрослых, начав заниматься другой деят-ть