ПАМЯТКА

«КАК ПИСАТЬ ЗАМЕТКУ

ОCНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

- Уважайте себя и других, пишите на хорошей бумаге, разборчиво и крупно.

- Все названия, фамилии, цифры, телефоны пишите ясно, а лучше - печатными буквами.

- Освещайте главные вопросы: КОГДА? ГДЕ? КТО? ЧТО? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? КАКОВ РЕЗУЛЬТАТ?

- Соблюдайте классическую схему построения предложения: подлежащее + сказуемое.

- Обязательно укажите свое имя и фамилию или псевдоним, место работы и должность, контактный телефон.

- Важно оперативное предоставление материала. Для того, чтобы попасть в ближайший пятничный номер, желательно позвонить в редакцию и договориться о публикации, а заметку принести до вторника.

- По возможности, приложите фотографию, описав происходящее и назвав изображенных, а также сообщив имя и фамилию автора фото, место и время, когда сделан снимок.

О ЧЕМ МОЖНО РАССКАЗАТЬ?

- Об интересных людях.

- О значимых событиях.

- О "говорящих фактах ".

- Об интересном досуге.

- О спорте и туризме.

- О планах и инициативах.

- О проблемах молодежи.

- Об увлечениях.

 

ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ ВЛАДЕЕТ ПЕРОМ

Свяжитесь с корреспондентом, позвонив в редакцию по телефонам 25-30, 36-36-58: расскажите о событии или пригласите к себе».

 

Отдельная «песня» - стиль, особенности изложения информации.

К сожалению, многие работники корпоративных изданий не блещут выдающимся стилем и при этом даже не утруждают себя поиском свежих, оригинальных способов подачи информации. А будет ли кому-то интересно, например, читать огромный «кирпич», без всяких иллюстраций и разбивки на части, с названием типа «Только вперед!» (варианты: «Кадры решают все», «Возрождая традиции» и т.п.), написанный сухим, «кондовым» языком?... Даже если в таком материале содержится важная информация, до многих читателей она просто не дойдет.

 

+ Заголовок – очень важный элемент публикации. От него, во многом, зависит, захочет ли человек читать основной текст.

Хороший заголовок:

- отражает суть материала (как вариант: интригует, вызывает интерес к тексту)

- выразителен и оригинален

- краток (по возможности)

- удобопроизносим

- динамичен (в частности, динамику помогают придать глаголы. Особенно, активные глаголы, глаголы действия).

 

Удачными можно, например, признать заголовки: «Трюфели стоят мессы» (о религиозных и продовольственных предпочтениях французов), «Старение отменяется!» (о борьбе ученых с процессами старения в организме), «Пойдем ли мы «путем самурая?»» (об использовании опыта японского менеджмента в российских условиях)[105]

 

Публикации многих корпоративных газет сложно и неинтересно читать из-за того, что они написаны сухим канцелярским языком. Без какого бы то ни было намека на творчество… Передо мной два номера одной заводской газеты за 2002 год. Семнадцатый номер открывается отчетом «По итогам сентября и начала года». Читаем: «7 октября состоялось очередное совещание руководителей подразделений завода по результатам работы коллектива предприятия за сентябрь и с начала года…». Девятнадцатый номер начинается с отчета «По итогам работы ноября»: «9 декабря состоялось очередное совещание руководителей цехов и отделов по результатам работы завода за ноябрь и с начала года…». Вот уж точно как по шаблону написано…

 

* Хорошая журналистика – это свежее мышление, вызов привычному.

Дэвид Рэндалл, автор известной книги «Универсальный журналист».

 

«Умение писать предполагает умение хорошенько подумать. То, что приходит на ум сразу, редко бывает достаточно удачным, - читаем мы в памятке для сотрудников крупнейшего информационного агентства «Ассошиейтед Пресс». - …Под достаточно удачными я имею в виду ясные, четкие, сжатые и выразительные материалы. Недостаточно, чтобы они, несли в себе информацию; информацию следует преподносить таким образом, чтобы она доходила до читателя, брала его за живое».

При чем тут американское информационное агентство, когда речь идет о российских корпоративных изданиях?.. Если наши корпоративные СМИ хотят успешно развиваться, быть эффективными инструментами менеджмента, они должны «смотреть дальше своего носа», знать и творчески использовать передовой опыт – отечественный и зарубежный. Причем это может быть опыт самых разных СМИ, не обязательно корпоративных (ведь большинство используемых в корпоративной прессе методов и технологий можно признать «общежурналистскими»). Поэтому разумно поступают те редакторы корпоративных СМИ, которые читают хорошие книги и статьи по журналистике, следят за «большой прессой», чтобы перенимать все самое полезное и интересное.

Вот, к примеру, «Комсомольская правда», следуя Западной традиции, активно использует метод «инфотейнмента»[106](от англ. information + entertainment, то есть некая смесь информации и развлечения, вернее, информация, поданная в легкой, интересной форме). «Но у нас же серьезные издания! – возмутятся некоторые. – С чего ради мы будем перенимать приемчики бульварной прессы!?». Но, коллеги! «Серьезные» - это не обязательно «скучные»! Скучное издание люди не будут читать и, значит, оно не сможет быть эффективным инструментом менеджмента. А даже самые серьезные, важные вещи можно (и, как правило, нужно) подавать интересно, увлекательно. Вот тогда они будут хорошо восприниматься, а ваше издание читатели будут ждать с нетерпением и «зачитывать до дыр».

Например, в «Комсомолке» за 9 июля 2004 года опубликован материал «Над Россией проплывет дирижабль». Вернее, целый комплекс материалов под одним заголовком: расширенная информационная заметка, фотография и две вставки в рамочках. В одной – тактико-технические характеристики дирижабля, в другой – сведения о том, когда в каких городах он должен приземлиться. В итоге вся информация наглядная и легко воспринимаемая. По сути дела, этот же метод «инфотейнмента» активно используют и солидные деловые издания. В частности, журнал «Эксперт». Материалы по серьезным проблемам здесь сопровождаются инфографикой[107] (различными диаграммами, схемами и графиками, облегчающими восприятие информации), вставками со статистическими данными, забавными рисунками и яркими фотографиями… И ведь «Эксперт» является одним из наиболее авторитетных деловых изданий в России. Так почему же редакторы некоторых корпоративных СМИ (или их кураторы) полагают, что они «осквернят» свои издания, если начнут подавать информацию в яркой, интересной форме!?.