Содержание

[убрать]

· 1 Архитектура и убранство храма

o 1.1 Современное здание

o 1.2 Снесённое здание

· 2 Исторический очерк

o 2.1 Проект и строительство храма на Воробьёвых горах

o 2.2 Второй проект: Константин Тон

o 2.3 Сооружение храма

o 2.4 Жизнь храма до 1931 года

o 2.5 Разрушение

· 3 Воссоздание

· 4 Современная жизнь храма

· 5 Святыни храма

· 6 Духовенство

· 7 Современный статус

· 8 Образ храма в культуре

· 9 См. также

· 10 Примечания

· 11 Литература

· 12 Ссылки

o 12.1 Фото и видео

Архитектура и убранство храма[править | править вики-текст]

Современное здание[править | править вики-текст]

Храм, на время завершения строительства крупнейший в России, рассчитан на 10 000 человек. В плане храм выглядит как равносторонний крест около 85 м шириной. Высота храма с куполом и крестом в настоящее время составляет 103 м (на 1,5 м выше, чем Исаакиевский собор)[1]. Возведён в традициях так называемого русско-византийского стиля, пользовавшегося широкой государственной поддержкой в момент начала строительства. Роспись внутри храма занимает около 22 000 м², из которых около 9000 м² позолочены.

В состав современного комплекса Храма Христа Спасителя входят[2]:

· т. н. «верхний храм» — собственно Храм Христа Спасителя. Имеет 3 престола — главный в честь Рождества Христова и 2 боковых на хорах — во имя Николая Чудотворца (южный) и святого князя Александра Невского (северный). Освящён 6 (19) августа 2000 года.

· т. н. «нижний храм» — Преображенская церковь, сооруженная в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре. Имеет три алтаря: главный — в честь Преображения Господня и два малых придела — в честь Алексия человека Божияи Тихвинской иконы Божией Матери. Церковь освящена 6 (19) августа 1996 года.

· Стилобатная часть, в которой размещаются музей Храма, зал Церковных Соборов, зал Высшего Церковного Совета, трапезные палаты, а также технические и служебные помещения[3].

Снесённое здание[править | править вики-текст]

По замыслу К. А. Тона, храм Христа Спасителя должен был стать сооружением, соединяющим в себе как традиции классических примеров, а также и черты владимиро-суздальского зодчества. Имея характерный для России силуэт пятиглавого собора, храм в плане представлял собой равноконечный крест с выступами в углах. Фасады были подчинены точным законам симметрии, а входы изначально должны были представлять торжественные открытые лоджии-галереи, позже в проектах «заложенные» массивными дверьми и остеклением, что пропорционально исказило изначальный замысел автора, соединившего в архитектуре русские и отдалённые мотивы итальянского возрождения. Плоскости стен были оштукатурены, а декоративная резьба и скульптура была исполнена из белого мрамора из карьера близ села Протопопова Коломенского уезда.[4] Высота здания составляла 48,5 саженей (около 103,5 м), пространство, занимаемое храмом вместе с крыльцами составляло 1500 квадратных саженей. Вместимость храма составляла до 7200 человек.[5]

Внешние стены храма были украшены горельефами на религиозные и исторические темы, сюжеты для которых были выбраны митрополитом Филаретом.[6]

Исторический очерк[править | править вики-текст]

 

Генерал П. А. Кикин, высказавший мысль о строительстве в Москве храма-памятника

Идея построения храма-памятника была впервые высказана в декабре 1812 года генералом П. А. Кикиным, весьма близким к императору Александру I, в письме к ревнителю старинных традиций адмиралуА. С. Шишкову[7]: «Война сия, по-видимому, долженствовавшая решить судьбу России, потрясти основания гражданских и политических связей ея, и даже самой Веры, не есть обыкновенная; почему и памятник должен быть таковой же — Провидение Божие помощью веры и народного духа спасло нас. Ему благодарность, и памятник Ему же принадлежит»[8].

Мысль Кикина состояла в возобновлении древнерусской традиции обетных храмов, возводившихся в знак благодарения за победу и в вечное поминовение о погибших. Традиция храмов-памятников известна ещё сдомонгольских времен: по позднему (и сомнительному) преданию, Ярослав Мудрый воздвиг в Киеве Софию Киевскую на месте битвы с печенегами. Согласно одной из трактовок, в эпоху Куликовской битвы были построены многочисленные храмы в честь Рождества Пресвятой Богородицы — праздника, выпавшего на день сражения русского воинства с войсками Мамая. В Москве в память о павших и в ознаменование военных побед построены собор Покрова на рву (более известный под именем Василия Блаженного) исобор Казанской иконы Божией Матери (Казанский собор) на Красной площади.

Проект и строительство храма на Воробьёвых горах[править | править вики-текст]

25 декабря 1812 года, когда последние наполеоновские солдаты покинули пределы России, император Александр I подписал Высочайший Манифест о построении церкви в Москве, лежавшей в то время в руинах:

Спасение России от врагов, столь же многочисленных силами, сколь злых и свирепых намерениями и делами, совершенное в шесть месяцев всех их истребление, так что при самом стремительном бегстве едва самомалейшая токмо часть оных могла уйти за пределы Наши, есть явно излиянная на Россию благость Божия, есть поистине достопамятное происшествие, которое не изгладят веки из бытописаний. В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и к Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в Первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа, подробное о чём постановление возвещено будет в свое время. Да благословит Всевышний начинание Наше! Да совершится оно! Да простоит сей Храм многие веки, и да курится в нём пред святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов, вместе с любовию и подражанием к делам их предков. — Александр I

В 1814 году проектное задание было уточнено: решено было в течение 10—12 лет соорудить кафедральный собор во имя Христа-Спасителя.

 

Проект А. Витберга

В том же 1814 году был проведён международный открытый конкурс с участием такихархитекторов, как А. Н. Воронихин, Д. Кваренги, В. П. Стасов и др.[9] Но победил проект 28-летнего Карла Витберга, художника (даже не архитектора), масона и притом лютеранина[10]. Проект, по отзывам современников, был исключительно красив[11]. По сравнению с нынешним, храм Витберга был втрое больше (высотой 240 метров), включал Пантеон погибших, колоннаду (600 колонн) из трофейных пушек, а также памятники монархам и видным полководцам[9]. Ради утверждения проекта Витберг перешёл в православие[12]. Разместить сооружение было решено на Воробьёвых горах. Раньше на этом месте находилась одна из загородных царских резиденций — Воробьёвский дворец. Средства на строительство выделили огромные: 16 млн рублей от казны и немалые народные пожертвования.

 

Фрагмент «Плана столичного города Москвы», выполненного в 1819 году офицерами Военно-топографического депо с указанием места предполагаемой постройки храма Христа Спасителя на Воробьёвых горах.

 

Закладка храма Христа Спасителя на Воробьёвых горах, 1817

12 октября 1817 года, в пятилетнюю годовщину ухода французов из Москвы, в присутствии Александра I был заложен на Воробьёвых горах первый храм по проекту Витберга. Стройка вначале шла энергично (в ней участвовали 20 000 подмосковныхкрепостных), но вскоре темпы резко снизились. Директором строительства был назначен сам Витберг, не имевший никакого опыта руководителя — должного контроля не вёл, наряды заполнял карандашом, к подрядчикам относился излишне доверчиво. За первые 7 лет не удалось завершить до конца даже «нулевой цикл»[13][14]. Деньги уходили «неизвестно куда» (позднее комиссия насчитала растрат без малого на миллион рублей).

По восшествии на престол Николая I в 1825 году строительство пришлось остановить, по официальной версии, в связи с недостаточной надёжностью почвы; Витберг и руководители строительства были обвинены в растратах и отданы под суд. Процесс длился 8 лет. В 1835 году «за злоупотребление доверием императора и за ущербы, нанесённые казне» подсудимые были оштрафованы на миллион рублей. Сам Витберг был сослан в Вятку[15]; всё его имущество было конфисковано. Многие историки считают Витберга честным человеком, виновным лишь в неосмотрительности. Ссылка его продолжалась недолго, впоследствии проекты Витберга были использованы при постройке православных соборов в Перми и Тифлисе[9].

Второй проект: Константин Тон[править | править вики-текст]

 

Алексеевский монастырь. Картина Карла Рабуса, 1838

Нового конкурса не проводилось, и в 1831 году Николай I самолично определил архитекторомКонстантина Тона, «русско-византийский» стиль которого был близок вкусам нового императора. Новое место на Чертолье (Волхонка) было также избрано самим Николаем I; бывшие там постройки были куплены и снесены. Был снесён и располагавшийся там Алексеевский женский монастырь, памятник XVII века (переведён в Красное село). Московская молва сохранила предание, что игуменья Алексеевской обители, недовольная таким поворотом, прокляла место и предрекла, что ничто не устоит на нём долго[16][17]. Второй храм, в отличие от первого, строился практически полностью за казённый счёт[18].

Художник В. В. Верещагин считал, что выполненный «довольно бездарным архитектором Тоном» проект собора «есть прямое воспроизведение знаменитого Тадж-махала в городе Агра»[19].

Сооружение храма[править | править вики-текст]

 

Месторасположение Храма Христа Спасителя на «Топографическом плане города Москвы», составленном офицерами Военно-Топографического Депо в 1838—1839 годах

 

Ф. А. Клагес. Внутренний вид храма Христа Спасителя (1883 г.)

Торжественная закладка собора произошла в день 25-летия Бородинского сражения — в августе 1837 года. На закладке присутствовали митрополит Филарет, император Николай I, великие князья Александр Николаевич и Михаил Павлович. В камень для закладки, который был перевезён с места прежней закладки на Воробьёвых горах, была положена крестообразная позолоченная доска, на которой были высечены имена председателя и членов строительной комиссии и архитектора.[20]

Однако активное строительство началось только 10 сентября 1839 года и продолжалось почти 44 года[комм. 1]; общая стоимость храма достигла почти 15 млн рублей[21].

Для доставки к месту строительства храма блоков гранита и мрамора из северных губерний Европейской России в северо-западной части Московской губернии был сооружен Екатерининский канал, соединивший Москву-реку и Волгу через реки Истру, Сестру и Дубну[22].

Свод большого купола закончен в 1849 году; в 1860 году были разобраны наружные леса. Ещё 20 лет продолжались работы по внутреннему убранству; над росписью работали В. И. Суриков, И. Н. Крамской, В. П. Верещагин и другие художники Императорской академии художеств. Украшением внешних стен храма горельефными изваяниями святых занимались такие скульпторы, какА. А. Иванов, Н. А. Ромазанов и А. В. Логановский. Строительством храма руководил ученик К. А. Тона, архитектор И. С. Каминский. Значительный вклад в оформление интерьеров храма внёс архитектор В. А. Коссов. В 1880 году было утверждено официальное наименование нового Храма — Кафедральный во имя Христа Спасителя собор, составлен штат духовенства и причта, утверждена смета на содержание собора в сумме 66 850 рублей в год («штат расходов по содержанию московского кафедрального собора во имя Христа Спасителя» — указом от 25 мая 1883 года принят «на счёт казны»). К 1881 году были окончены работы по устройству набережной, площади вокруг храма и установлены наружные фонари.[23] После смерти Тона в 1881 году руководить завершением строительства был назначен его ученик академик А. И. Резанов, который ещё в 1830-х — 1840-х годах в качестве рисовальщика участвовал в проектировании храма[24].

 

Изображение храма Христа Спасителя на «Иллюстрированном плане столичного города Москвы», изданном в 1878 году А. А. Касаткиным

 

Изображение храма Христа Спасителя на «Иллюстрированном новом плане столичного города Москвы с достопримечательными зданиями Кремля, кремлевских и других московских соборов, монастырей, известных церквей, дворцов кремлевских и загородных знаменитых окрестности ея», нарисованном в 1882 году чертёжником Орловским.

Ещё до окончания строительства храма его изображения уже начали появляться на планах Москвы, например, на «Иллюстрированном плане столичного города Москвы», изданном в 1878 году А. А. Касаткиным, и на «Иллюстрированном новом плане столичного города Москвы с достопримечательными зданиями Кремля, кремлевских и других московских соборов, монастырей, известных церквей, дворцов кремлевских и загородных знаменитых окрестности ея», нарисованном в 1882 году чертёжником Орловским. Изображения эти отличались от впоследствии построенного здания храма.

26 мая (7 июня) 1883 года состоялось торжественное освящение храма, совершённое митрополитом Московским Иоанникием (Рудневым) с сонмом духовенства и в присутствии Императора Александра III, коронованного в Московском Кремле незадолго до того, а также императрицы, наследника, великой княжны Ксении Александровны. Освящение храма сопровождалось торжественным шествием из храма Христа Спасителя вУспенский собор и обратно, колокольным звоном всех московских церквей, праздничным салютом.[23] Вслед за освящением в храме была совершена первая литургия.[25]

В память о строительстве и освящении храма была учреждена государственная награда — Медаль «В память освящения Храма Христа Спасителя», которой награждались лица, связанные со строительством.

Жизнь храма до 1931 года[править | править вики-текст]

 

Интерьер храма, 1902 г.

 

Храм в 1881 г.

 

В 1912 году

Деятельность в храме очень скоро стала заметным явлением в общественной и культурной жизни, он был центром многих культурных событий и просветительской деятельности.

За год до освящения, 20 августа 1882 года, в храме Христа Спасителя была впервые исполнена Увертюра 1812 годаЧайковского, написанная композитором в ознаменование победы России в войне с Наполеоном (дирижёрИ. К. Альтани). В церкви был собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве. Среди регентов были композиторы А. А. Архангельский и П. Г. Чесноков, исполнялись произведения церковного композитораА. Д. Кастальского, звучали голоса Федора Шаляпина иКонстантина Розова.

В храме торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500-летие со дня преставления Сергия Радонежского, 100-летие Отечественной войны 1812 года, 300-летиеДома Романовых, открытие памятников Александру III и Николаю Васильевичу Гоголю. Главный престольный праздник храма — Рождество Христово — до 1917 года отмечался православной Москвой как праздник Победы в Отечественной войне 1812 года. В храме была создана богатая библиотека, в которой было множество ценных изданий, и постоянно проводились экскурсии.

Ключарём храма с августа 1917 до ареста в 1922 году был священномученик Александр Хотовицкий. 5 (18) ноября 1917 в соборе, после литургии и молебна, было определено имя Патриарха Московского и всея России — старец Зосимовой пустыни Алексий (Соловьёв) вынул жребий митрополита Тихона (Беллавина).

С января 1918 года специальным декретом государство прекратило финансирование церквей. С целью поддержания жизнедеятельности храма, было организовано Братство храма Христа Спасителя, которое за короткий срок на средства частных жертвователей провело временное электрическое освещение, организовало церковный хор, читальню, отремонтировало ризницу. Одним из членов Братства был издатель И. Д. Сытин, который на собственные средства выпустил небольшую книгу об истории и архитектуре Храма Христа Спасителя.[26]

С 1922 года храм оказался в ведении обновленческого Высшего церковного управления митрополита Антонина, а впоследствии обновленческого Священного Синода — вплоть до закрытия в 1931 году. Настоятелем храма в те годы был один из лидеров обновленчества митрополит Александр Введенский.

Разрушение[править | править вики-текст]

 

 

Перед разрушением (Б. Деку, 1931)

 

Разрушение Храма Христа Спасителя (1931)

 

 

Храм Державной иконы Божией Матери. 2014

13 июля 1931 года состоялось заседание ЦИК СССР под председательством М. И. Калинина. На этом заседании было принято решение[27][28]: «Местом для строительства Дворца Советовизбрать площадь храма Христа в гор. Москве со сносом самого храма и с необходимым расширением площади». Это решение было ранее подготовлено на заседании Политбюро ВКП(б) 5 июня 1931 года, посвящённом проекту реконструкции Москвы[29]; спустя 11 дней (16 июня) появилось резолюция «Комитета по делам культов» при Президиуме ВЦИК[30] :

Ввиду отвода участка, на котором расположен храм Христа Спасителя, под постройку Дворца Советов, указанный храм ликвидировать и снести. Поручить Президиуму Мособлисполкома ликвидацию (закрытие) храма произвести в декадный срок… Ходатайство хозяйственного отдела ОГПУ о смывке золота и ходатайство строительства Дворца Советов о передаче строительного материала внести на рассмотрение секретариата ВЦИК.

 

Интерьер храма, 2009 г.

Несколько месяцев продолжались спешные работы по разборке здания, однако разобрать его до основания не удалось, и тогда было решено его взорвать. 5 декабря 1931 года было проведено два взрыва — после первого взрыва храм устоял. По воспоминаниям потрясённых свидетелей, мощные взрывы содрогнули не только близстоящие здания, но чувствовались на расстоянии нескольких кварталов. Только для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года.

Строительству Дворца Советов, начатому в 1937 году, не суждено было завершиться — началась Великая Отечественная война, и из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, а вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание пришлось разобрать совсем. От идеи строительства Дворца Советов окончательно отказались в 1956 году[31].

Фрагменты первого Храма, сохранившиеся в Донском монастыре

В 1960 году на месте собора появился открытый плавательный бассейн «Москва», просуществовавший до 1994 года.

Воссоздание[править | править вики-текст]

Основные статьи: Воссоздание Храма Христа Спасителя, Храм Державной иконы Божией Матери (Москва)

 

Скульптуры восстановленного храма Христа Спасителя

В 1988 году возникло общественное движение за воссоздание храма Христа Спасителя, одной из движущих идей была идея покаяния. 5 декабря 1990 на месте будущего строительства был установлен гранитный закладной камень, в 1992 году был основан фонд на сооружение храма, и с1994 года начато его строительство. Известно, что для строительства использовались деньги, которые внёс Военно-промышленный банк (сумма 50 000 000)[32].

Проект нового храма выполнен архитекторами М. М. Посохиным, А. М. Денисовым[33] и другими .

Строительство нового храма поддерживали многие общественные группы, но несмотря на это, оно было окружено спорами[34], протестами и обвинениями городских властей в коррупции. Автор проекта воссоздания Денисов отошёл от работы, уступив место Зурабу Церетели, который завершал строительство, отступив от первоначального проекта Денисова, утверждённого московскими властями. Под его руководством на белокаменных стенах появились не мраморные (оригиналы сохранились в Донском монастыре), а бронзовые композиции (горельефы), вызвавшие нарекания, ибо были явным отходом от оригинала. Роспись интерьеров храма была проведена рекомендованными Церетели художниками; культурная ценность этих росписей также спорна. Вместо первоначальной белокаменной облицовки здание получило мраморную, а золочёная кровля заменена на покрытие на основе нитрида титана. Стоит отметить, что эти изменения, внесённые в исторический проект, повлекли за собой смену цветовой гаммы фасада с тёплой на более холодную. Крупные скульптурные медальоны на фасаде храма были выполнены из полимерного материала[35]. Под храмом была размещена двухуровневая подземная парковка на 305 машиномест[36] с автомойкой. Руководителем Координационной группы специалистов по художественному убранству комплекса был священник (впоследствии протоиерей) Леонид Калинин. Он также являлся членом Комиссии по художественному убранству. Свой вклад в восстановление храма внёс художник Василий Нестеренко, он со своими коллегами под сводами восстанавливал фрески[источник не указан 658 дней].

6 (19) августа 1996 года, в день Преображения, Патриарх Алексий II совершил чин освящения нижнего Спасо-Преображенского храма и первую литургию в нём.

К 1999 году новый храм Христа Спасителя был сооружён как условная внешняя копия своего исторического предшественника: сооружение стало двухуровневым, с храмом Спас-Преображения в цокольном уровне.

31 декабря 1999 года верхний храм был открыт для посещения; в ночь с 6 на 7 января 2000 года была отслужена первая торжественная рождественская литургия.

 

Храм после реставрации 2010 года

19 августа 2000 года состоялось великое освящение храма собором архиереев, присутствовавшими на Архиерейском Соборе Русской Церкви; на следующий день в храме состоялась канонизация царской семьи и Собора новомучеников и исповедников Российских.

В 2010 году скульптурные медальоны в тимпанах кокошников были заменены на бронзовые. Протодиакон храма Александр Агейкин напомнил, что находившиеся на храме медальоны были пластиковые и были подняты временно для великого освящения в 2000 году. Решение поднять на воссозданный храм бронзовые медальоны было принято ещё в 1995 году на заседании искусствоведческой комиссии по художественному убранству храма Христа Спасителя. «Было принято решение в существующей экологии поставить бронзовые медальоны, так как белокаменные не смогут устоять. Только в этом будет заключаться отличие нынешнего храма от разрушенного», — сообщил протодиакон. Деньги на этот этап реставрации нашлись только сейчас, благодаря инвестициям фонда храма и правительства Москвы[37].

Современная жизнь храма[править | править вики-текст]

 

Вид со смотровой площадки храма на улицу Волхонка и наМосковский Кремль

 

Вид со смотровой площадки храма на Хамовники

В 2004 году в зале церковных соборов прошёл Архиерейский собор РПЦ, принявший решение оканонизации ряда святых и восстановлении общения с Русской православной церковью за границей (РПЦЗ). 17 мая 2007 года в храме был подписан Акт о каноническом общении РПЦЗ и РПЦ. 9 декабря 2008 года здесь состоялось отпевание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. 27 января 2009 года на Поместном соборе, проходившем в стенах храма, был избран новый Святейший Патриарх Московский и всея Руси, а 1 февраля 2009 года в храме состоялась интронизация Святейшего Патриарха Кирилла.

В храме Христа Спасителя совершаются отпевания значимых для современной российской истории и культуры людей. Первым человеком, отпетым здесь (ещё до освящения храма), стал умерший в 1997 году В. В. Солоухин. В храме происходили прощания с Б. Н. Ельциным,М. Л. Ростроповичем, И. А. Моисеевым, Л. Г. Зыкиной, С. В. Михалковым, В. В. Тихоновым,Г. П. Вишневской.

9 сентября 2012 года в храме Христа Спасителя как в храме-памятнике героям войны 1812 года проведены общемосковские церковные торжества в честь 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года[38].

21 февраля 2012 года участницы панк-рок-группы Pussy Riot совершили акцию, названную ими «панк-молебном», попытавшись исполнить песню «Богородица, Путина прогони!» перед входом в алтарь храма[39][40][41]. Широкий общественный резонанс вызвал последовавший судебный процесс, на котором данная акция была признана хулиганством[42].

22 апреля 2012 года в храме и на прилегающей территории состоялся молебен в защиту веры, поруганных святынь, доброго имени Церкви и о вразумлении её гонителей[43]. В молебне приняли участие, по оценке московской полиции, около 65 тыс. человек[44].

Святыни храма[править | править вики-текст]

 

 

Рака с мощами святителяФиларета Московского. Храм Христа Спасителя.

9 июня 2004 года состоялось перенесение мощей святителя Филарета (Дроздова) митрополита Московского из Троице-Сергиевой Лавры в Храм Христа Спасителя в Москве, где они почивают в настоящее время в раке к югу от Царских врат верхнего храма.

В храме выставляются великие православные реликвии и святыни: 19—28 ноября 2011 годасостоялось принесение Пояса Пресвятой Богородицы из Ватопедского монастыря, 19—28 июля2013 года — принесение креста апостола Андрея Первозванного из Патр[45]. С 7 по 13 января2014 года в храме находились Дары волхвов из монастыря Святого Павла, что на Афоне, впервые в истории вывезенные для поклонения за пределы Греции[46]. Принесения сопровождались массовым к ним паломничеством верующих.

Духовенство[править | править вики-текст]

Причт храма[источник не указан 284 дня]:

· настоятель — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев)

· протоиерей Михаил Рязанцев — ключарь храма

· протоиерей Георгий Мартынов

· протоиерей Андрей Марущак

· протоиерей Андрей Овчинников

· иерей Сергий Куксов

· иерей Иоанн Нефёдов

· протодиакон Константин Барган

· протодиакон Николай Филатов

· протодиакон Дионисий Пряхин

· диакон Иоанн Клинцов

Современный статус[править | править вики-текст]

Земля и здания комплекса храма Христа Спасителя принадлежат городу Москве. Оперативное управление комплексом осуществляет фонд храма Христа Спасителя, который сдаёт часть помещений в аренду сторонним организациям, а также проводит мероприятия, не связанные с деятельностью Русской православной церкви[источник не указан 356 дней]. В храме действует музей, принадлежащий Музею истории города Москвы.[источник не указан 356 дней]

14 марта 2004 на заседании общественного наблюдательного Совета по восстановлению храма Христа Спасителя было объявлено о передаче храма в бессрочное безвозмездное пользование Русской православной церкви; был создан Совет попечителей храма Христа Спасителя.[источник не указан 356 дней]

В церковно-административном отношении храм имеет статус подворья Патриарха Московского и всея Руси; повседневные обязанности настоятеля исполняет ключарь протоиерей Михаил Рязанцев.[источник не указан 356 дней]

Образ храма в культуре[править | править вики-текст]

В 1930 году поэт Николай Арнольд написал о готовившемся разрушении храма[47]:

Прощай, хранитель русской славы,

Великолепный храм Христа,

Наш великан золотоглавый,

Что над столицею блистал…

…Нет ничего для нас святого!

И разве это не позор,

Что «шапка золота литого»

Легла на плаху под топор.

Народный художник России Валерий Балабанов на картине «Пловец» (1976—1986) изобразил несуществовавший в то время Храм Христа Спасителя как отражение в бассейне «Москва». Позднее Русской православной церковью и искусствоведами эта работа стала восприниматься как пророчество о воскрешении Храма[48][49][50]. 4 ноября 1997 года по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II картина была подарена художником музею воссозданного храма и включена в его экспозицию[51].

Борис Акунин, роман «Алтын-толобас» (2001):

Напротив заново отстроенного храма Христа Спасителя (сэр Александер всегда говорил, что эта великанья голова уродовала лик Москвы своей несоразмерностью и что единственное благое дело новых русских — взрыв чудовищного творения) магистр приостановился и нашёл, что собор ему, пожалуй, нравится — за двадцатый век дома в городе подросли, и теперь массивный золотой шлем уже не смотрелся инородным телом.

В 2008 году Сергей Куракин написал икону «Новорусская Богоматерь», посвящённую истории храма Спасителя. В иконе отражается судьба храма в трёх исторических вехах: «Строительство» — XIX век, «Разрушение» — XX век, «Воссоздание» — вступление в XXIстолетие[52].

См. также[править | править вики-текст]

· Список самых высоких православных храмов и колоколен

· Список храмов, упразднённых советской властью

· Памятник Александру III

Примечания[править | править вики-текст]