Р. Шуман. Крейслериана, № 4 (главная тема)
В середине главной темы здесь можно найти обычную структуру тональности (с разрешением в тонику), что составляет контраст к атоникальности основных крайних (снова действие функциональной инверсии). В общей репризе конец темы изменен ради перехода к следующей пьесе. Главная тоника B-dur в результате вообще ни разу не появляется.
Другие образцы:
♦ Бородин. «Князь Игорь», I акт, хор бояр «Мужайся, княгиня», начальный период, до середины (es-moll);
♦ Мусоргский. Детская песенка (A-dur);
♦ Римский-Корсаков. «Сказание о невидимом граде Китеже», Сеча при Керженце, главная тема, до ц. 192 (b-moll);
♦ Римский-Корсаков. «Млада», акт II, ц. 47, 50; акт III, сцена 2 (тень Млады);
♦ Рахманинов. «У моего окна», I часть (A-dur; вследствие функциональной инверсии экспозиционная часть I строится сходно с тем, как у классиков — середина);
♦ Лист. Багатель без тональности [h-moll], вся пьеса (созвучия, которые в контексте однозначной и сильной тональности могли бы быть приняты за сложную диссонантную тонику, но без ясного основного тона, отсюда авторское название пьесы; близко к снятой тональности);
♦ Шёнберг, Песня «Соблазн» ор. 6 № 7, I часть (Es-dur).
V. Инверсионная тональность: Ц12Т+С+Ф+
То есть всё, как в обычной функциональности, но вследствие действия функциональной инверсии — либо окончание не на тонике, либо в начале нет ощущения тоники, либо и начало и конец — не на тонике (полная инверсия), либо упор не на тонику.
Образцовый пример: Римский-Корсаков, «Садко», 2-я картина, хор красных девиц. Также: Римский-Корсаков, «Сказание о невидимом граде Китеже», мотив райских цветов (пример 267).