Р. Шуман. Крейслериана, № 4 (главная тема)

В середине главной темы здесь можно найти обычную структуру тональности (с разрешением в тонику), что составляет контраст к атоникальности основных крайних (снова действие функциональной инвер­сии). В общей репризе конец темы изменен ради перехода к следующей пьесе. Главная тоника B-dur в результате вообще ни разу не появляется.

Другие образцы:

Бородин. «Князь Игорь», I акт, хор бояр «Мужайся, княгиня», начальный период, до середины (es-moll);

Мусоргский. Детская песенка (A-dur);

Римский-Корсаков. «Сказание о невидимом граде Китеже», Сеча при Керженце, главная тема, до ц. 192 (b-moll);

Римский-Корсаков. «Млада», акт II, ц. 47, 50; акт III, сцена 2 (тень Млады);

Рахманинов. «У моего окна», I часть (A-dur; вследствие функцио­нальной инверсии экспозиционная часть I строится сходно с тем, как у классиков — середина);

Лист. Багатель без тональности [h-moll], вся пьеса (созвучия, которые в контексте однозначной и сильной тональности могли бы быть приняты за сложную диссонантную тонику, но без ясно­го основного тона, отсюда авторское название пьесы; близко к снятой тональности);

Шёнберг, Песня «Соблазн» ор. 6 № 7, I часть (Es-dur).

V. Инверсионная тональность: Ц12Т+С+Ф+

То есть всё, как в обычной функциональности, но вследствие действия функциональной инверсии — либо окончание не на тони­ке, либо в начале нет ощущения тоники, либо и начало и конец — не на тонике (полная инверсия), либо упор не на тонику.

Образцовый пример: Римский-Корсаков, «Садко», 2-я картина, хор красных девиц. Также: Римский-Корсаков, «Сказание о невиди­мом граде Китеже», мотив райских цветов (пример 267).