А. Лядов. «Гримасы» ор. 64 № 1

(Обычная тональность дана здесь как контраст — в середине, такты 9-12.)

Другие образцы:

Мусоргский. «Хованщина», вступление, благовест (диссонантный устой допускает двузначность основного тона; cis/A);

Скрябин. 7-я соната, 9-я соната, «Прометей», «К пламени» (ор. 72); Прокофьев, «Сарказмы» № 5, главная тема;

Берг. «Воццек», интерлюдия d-moll между 4 и 5 картинами III акта;

Мясковский. 1-я симфония, часть I, главная тема.

IV. Парящая тональность (атоникальность): Ц+Т_ С+Ф+


То есть центр однозначен, тонический аккорд не появляется, диссонанс подчинен (может быть и свободен), функции указывают на центр.

Рассмотрим пример 266.