Таблuцa 16
C-dur | S7> — дубль-S7 | дубль-DD6< — DD7 | D7 — дубль-D6< |
осн. тоны | F — h | As — d | g — des |
Fis-dur | дубль- S7—S7> | DD7 — дубль-DD6< | дубль-D6< — D7 |
Это приводит к функциональному отождествлению тоник-антиподов, к одновременному пребыванию сразу в двух тональностях, то есть к дважды-ладу (С = Fis!). Например, в скерцо ор. 46 C-dur, такты 1-2:
C-dur: | дубль-DD6< | — | дубль-D6< | — | дубль- | T6< — | T7< |
осн. тоны: | as | — | des | — | ges | — | c |
Ges-dur: | DD7 | — | D7 | — | T7> — | дубль-Т6< |
Такая тональная двойственность начинается уже с того соединения, когда два функциональных дубля идут один за другим, пример 256.
А. Скрябин. «Танец томления» ор. 51 № 4 (схема)
Естественно, тритоновая дубль-тональность может подменять функционально основную (ср. с примером 253). Отсюда, например, мнимая разнотональность прелюдии ор. 31 № l C-dur, начало которой в дубль-тональности Des-dur (с пятью бемолями при ключе) есть, следовательно, дубль-функциональное выражение обычного для традиционно мыслящего Скрябина уклона в доминантовую сторону (G) на начальном участке формы.