Таблuцa 16

C-dur S7> — дубль-S7 дубль-DD6< — DD7 D7 — дубль-D6<
осн. тоны F h As — d gdes
Fis-dur дубль- S7—S7> DD7 — дубль-DD6< дубль-D6< — D7

 


Это приводит к функциональному отождествлению тоник-антипо­дов, к одновременному пребыванию сразу в двух тональностях, то есть к дважды-ладу (С = Fis!). Например, в скерцо ор. 46 C-dur, такты 1-2:

C-dur: дубль-DD6< дубль-D6< дубль- T6< T7<
осн. тоны: as des ges c
Ges-dur: DD7 D7   T7> дубль-Т6<

 


Такая тональная двойственность начинается уже с того соединения, когда два функциональных дубля идут один за другим, пример 256.

А. Скрябин. «Танец томления» ор. 51 № 4 (схема)

Естественно, тритоновая дубль-тональность может подменять фун­кционально основную (ср. с примером 253). Отсюда, например, мни­мая разнотональность прелюдии ор. 31 № l C-dur, начало которой в дубль-тональности Des-dur (с пятью бемолями при ключе) есть, сле­довательно, дубль-функциональное выражение обычного для тради­ционно мыслящего Скрябина уклона в доминантовую сторону (G) на начальном участке формы.