Э. Григ, Ноктюрн (редукция)
[Andante]
[Весь ход — пролонгация хроматически развернутого D7.] Схема квинтово-полутонового хода основных тонов:
Таблица 15
Такты | ||||||||
Аккорды | 5 6 | 7 8 | 9 10 11 | 12 13 = 1 | ||||
Квинты | G | С | F | B | Es (As) | Des (Ges =Fis) | H (E) A | (D) G |
Полутоны | G | Ges | F | Fes | Es D | Des С | H B A | As G |
Тритоновые замены | ↑ | ↑ | ↑ | ↑ | ↑ | ↑ | ||
Пример показывает процесс реорганизации и упрощения структуры тональной системы (просто аккорды типа 4.6 на каждом звуке хроматической гаммы). (См. также: Шуберт, симфония h-moll, II часть, такты 13-15 — вместо D9>5>1 получается хроматический ход основных тонов VI-нVI6<-V.)
При мелодической фигурации дублей в сферу главной тональности втягиваются ладомелодические элементы тех тональностей, в число диатонических гармоний которых входят тритоновые дубли. Так, в примере 251, в такте 2 трезвучие es-moll, являющееся частью (верхним слоем) нонаккорда нVI6< (аккорда «сексты Чайковского», ), естественно привлекает ладовый звукоряд мелодического es-moll и включает его в контекст C-dur (без функционального дублирования это было бы трезвучие a-moll, диатонически самое близкое к тонике; ср. с примером 217А, такт 2).
Интересно, что такого рода дублирование и расщепление функции как бы предопределено самой природой звукового материала, которая заключается в пропуске — в высшей степени нелогичном! — одного изприродных интервалов. Речь идет о пресловутом 7-м тоне натурального звукоряда, идущем сразу же вслед за отношениями 5 : 4 и 6:5, которые вместе с опорной квинтой 3 : 2 дают оба ЦЭ всей тонально-функциональной системы. Высшая степень нелогичности — в мотивировке исключения натурального тона (притом представляющего собой ближайшее будущее поступательного движения звукового сознания по пути последовательного овладения все более сложными