В МАЖОРЕ

В МИНОРЕ

Хорошо известные и легко понимаемые, исходя из общего прин­ципа альтерации аккордов, D и S не требуют специальных пояснений и иллюстраций. Но в них нуждается аккорд альтерированной тоники.

Приводим поэтому ряд образцов с анализами (пример 227).

А) В. А. Моцарт. Симфония C-dur

Б) Л. Бетховен. Соната op. 111

В) Р. Шуман. «Карнавал»

Г) П. Чайковский. Ноктюрн Д) П. Чайковский. «Евгений Онегин»

Е) H. Римский-Корсаков. «Майская ночь» (редукция)

Ж С. Франк. Симфония

Largo

(3) М. Мусоргский. «На Южном берегу Крыма», главная тема

(См. также: Римский-Корсаков, «Млада» д. III, антракт к сцене 5.) В хроматических проходящих возможен ход назад — от хрома­тического вводного тона к диатонической форме той же ступени (например, g-fis-f-e в C-dur). Этот ход может внедряться и в аккор­довую гармонию; таким путем возникает дезальтерация (пример 228).