ЛИНЕАРНЫЕ ХОДЫ. ЛИНЕАРНОСТЬ В ТОНАЛЬНЫХ ПОСЛЕДОВАНИЯХ
Распространение принципа разработки аккорда посредством линеарных функций может приобретать и другие формы, иметь иное назначение. При анализе мы сталкиваемся с большим количеством подчиненных длинной линии аккордов, которые обнаруживают лежащий в глубине «макроаккорд». Композитор не может мыслить иначе. Он намечает продолжительное звучание функционально важного аккорда (D7, Т) и делает его мелодическую фигурацию в виде развертывания ткани аккорда, скрепляя ее надежным «стержнем» — мелодическим стволом гаммообразно идущих звуков. Получается длинный линеарный ход, сущность которого — развертывание, «пролонгация» (термин X. Шенкера) педального макроаккорда, причем вторичные аккорды могут вступать между собой и в сложные гармонические отношения (пример 223).
Как видно из проделанного анализа, все последование в конечном счете не что иное, как пролонгация одного развернутого аккорда — D7, фигурированного проходящими гармониями. Вторичный характер аккордов и местных тонально-функциональных связей между ними
223 A - Φ. Шопен. Ноктюрн op. 27 № 2 Des-dur
по отношению к разрабатываемому макроаккорду позволяет вернее определить функциональный смысл гармонии. В частности, здесь* нет ни «прерванных оборотов» (ход идет именно непрерывно и исключительно строго и связно!), ни «энгармонических модуляций» (из es-moll в fis-moll). Есть только виртуозно выполненный линеарный ход, развертывающий свойства педального микроаккорда, который по своей функции — предыкт на доминанте к репризе темы. Обычно на этом месте делается органный пункт; и здесь, в сущности, макроаккорд — то же самое, что органный пункт, но только не в виде протянутого звука в басу, а в виде пролонгированной функции D над всем линеарным ходом. Другие образцы:
♦ Шопен. Ноктюрн ор. 9 № 2 Es-dur (линеарный ход внутри D(7) в такте 12).
♦ Григ. «Весной» (в конце середины предыктовый ход к репризе между D и D5>7<-8; в начале середины ход по терциям вверх на органном пункте доминанты).
Линеарный ход не обязательно связан с развертыванием одной гармонии (подобно тому как проходящий звук в некоторых случаях связывает звуки не одного и того же, а разных аккордов), пример 224.
Линеарные ходы позволяют функционально сплачивать большие построения объединяющим влиянием педального макроаккорда. По аналогии с танеевским термином такое сплочение можно назвать принципом «объединяющего аккорда».