В МАЖОРЕ

Сводный порядок числовых значений (пример 151).

Как видим, даже при самой строгой тональной централизации из ладового круга неустранимо противоречие между «краями» лада — субдоминантовым и доминантовым:

Иначе говоря, замыкание на d оказывается мнимым.

Так как три «столпа» функциональной тональности представлены совершенными аккордами, опирающимися на квинты, получается че­тыре звука в отношении чистой квинты (а не три; см. пример 148); четвертый звук (2 ступень) открывает легкую дорогу к окружению тона доминанты своими функционально близкими гармониями не только снизу, но и сверху. Отсюда ближайшая возможность двойной доминан­ты, отклонения в доминанту, классической модуляции в доминанту.

Двоякое значение звука 2 ступени создает открытое Рамо «двой­ное применение» для субдоминанты с прибавленной секстой (f-a-c-d в C-dur): если после этого аккорда идет тоника, то 2 = 10 : 9, если доминанта, то 9 : 8 (пример 152).