ГЛАВА 11. ТЕОРИЯ ФУНКЦИЙ
ПОНЯТИЕ ФУНКЦИИ
Термин «функция» введен в широкое употребление изданной в 1893 г. книгой Римана «Упрощенная гармония или учение о тональных функциях аккордов» в качестве выражения специфического понятия классической тонально-гармонической системы. С течением времени к специфическому значению (функции — это тоника, доминанта и субдоминанта), применимому, по существу, лишь к классико-романтической тональности (и ее модификациям в музыке XX в.), прибавилось еще одно, более общее, универсальное и тем самым менее специфическое — функция как системное значение звуков и созвучий вообще в ладу, высотной системе. (Термин «функция» широко применим теперь и к значениям элементов в других системах: к частям формы, к тембрам, к фактурным единицам и т. п.)
Таким образом, существуют по крайней мере два основных понятия функции — общее и специфическое. По отношению к общему понятию римановское есть частный и особый случай. По мере эволюции музыки в XX в. и ухода от старой классической гармонической системы все более обнаруживается музыкально-логическая сущность понятия «функция». Отсюда то исключительно важное значение, которое ему придается в настоящее время.
Латинское functio — осуществление, выполнение, деятельность; от fungor — произвожу. Этимология указывает на жизнедеятельность высокоорганизованных систем и связывает действие («функционирование») объекта с устойчивым его самосохранением: «Функция — это существование, мыслимое нами в действии» (Гёте).* Гармоническая функция указывает смысловое значение звука или группы звуков в рамках данной системы. Отсюда исключительная важность проблемы ладогармонических функций, с этим же связана
* Функция — «способ поведения, присущий какому-либо объекту и способствующий сохранению существования этого объекта или той системы, в которую он входит в качестве элемента» (см.: Никитин E. Функция // Философская энциклопедия. Т. 5. М., 1970. С. 418).
и чрезвычайная разветвленность системы понятий в современной теории функций, усложняемая фактом исторической эволюции соответствующих явлений в музыке, особенно последних четырех веков.
Именно через «сообщающиеся сосуды» и действующие каналы гармонико-функциональных связей процесс синтеза в воспринимающем сознании позволяет слить все воедино и получить многокрасочную сияющую целостность — высшую гармонию всей музыкальной композиции.