МИКРОХРОМАТИКА

Проблема микрохроматики обладает удивительной двойственно­стью. С одной стороны, микроинтервалы — четвертитоны, трететоны, шестинатоны* и другие, а также их комбинации, производные интервалы (2/3, 3/8 тона и т. п.) — широко применялись в древности,

В русском языке есть еще не исчезнувшие суффиксы, обозначающие части целого, что удобно для терминологии микрохроматики: 1/2 — половина, 1/4 — четвертина, 1/8 — осьмина (восьмина), 1/10 — десятина. Отсюда 1/5 тона — пятина-тон, 1/6 — шестинатон, 1/8 — восьминатон, 1/12 — двенадцатинатон.

широко распространены на Востоке (индийские шрути*, микротоны в арабской музыке и т. п.) и все более распространяются в европей­ской и неевропейской музыке нашего времени. С другой стороны, интонирование микротонов крайне трудно. Совре­менный слух (отставший от слуха древних**) не в состоянии трактовать даже четвертитоны как ступеневые величины. Под ступенью мы подразумеваем звено высотной градации наподобие лестницы (ска­лы, гаммы, «лествицы»):

Самым главным признаком, отличающим ступень от неступени, является эффект ощущения нового звука (нового качества, новой высоты) при переходе к смежной ступени. Поэтому очевидной сту­пенностью обладают все 12 звуков хроматической гаммы: мы безус­ловно слышим новую высоту звука при переходе от с к сis, от сis к d и т. д. Столь же очевидно мы не слышим другой высоты при комматической разнице; например, при дидимовой комме с-е = 5 : 4 и с-е = 81 : 64 (второе e выше первого на 21,5 цента). Но четвертитон (около 50 центов) занимает мучительно неопределенное промежу­точное положение между несомненно ступенными интервалами и явно неступенными: наш слух и как будто «берет» четвертитоны, и в то же время не владеет ими. Пояснение к примеру 108 см. на следую­щей странице.

Вот упражнение, которое предлагается пытливому музыканту, желающему выяснить, слышит ли он четвертитоны как ступенные величины или же как неступенные.

* Шрути — микроинтервалы в индийской классической музыке, группирующие­ся вокруг семи основных ступеней ладового звукоряда как включенные в них их интонационные варианты (в пределах ступени — от 2 до 4 шрути); в пределах окта­вы 22 шрути (см. в кн.: Дева Б. Ч. Индийская музыка. М., 1980. С. 77-78).

** Нет сомнения в том, что «энармоника» греков была обычным для практики явлением. Четвертитоны принадлежали к ходовым интонациям в пении.

Пользуясь методом равен­ства биений — по отношению к играемому звуку 1/4 тона ниже и 1/4 тона выше, — мы, очевидно, без особенного тру­да выучимся уверенно стано­виться на полуступень, то есть на место посредине между двумя звуками на расстоянии полутона, даже при нисходящем движении (оно заметно труднее). Но, по-видимому, мы так и не выучиваемся слышать эту полуступень как самостоятельную ступень на «лестни­це» полутонов. А именно: мы не в состоянии уверенно становиться слухом на полуступень, если мы не «держимся двумя руками» за «поручни» соседних «диатонических» полутонов-ступеней, то есть не можем вокально брать полуступени скачком (пример 109).

В конечном результате микротоны — даже четвертитоны — наш слух все же относит или к мелизматически прилегающим (как обо­стренные вводные полутоны, суженные до половинной величины, либо, может быть, даже и до еще меньшей), или, скорее, к чисто сонорным, то есть таким, где точная ступенная высота не ощущает­ся, а слышится просто окраска того же звука, той же самой ступени, а не новая ступень.

Отсюда и характер применения микрохроматики, где преоблада­ет сонорная, а не ступенная трактовка звуков. Как техника компози­ции микрохроматика — принадлежность музыки XX в.

Литература

1. Алексеев Э. E. Проблемы формирования лада (на материале якутской народной песни). М., 1976.

2. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. 3-е изд. Л., 1971 («Вместо введе­ния», главы I, XII, «Заключение»).

3. Грубер P. И. История музыкальной культуры. Т. I. Ч. 1. М.; Л., 1941. Раздел I С. 37-42.

4. Intervall // Riemann Musiklexikon. Sachteil. Mainz, 1967.

5. Карклиньш Л. А. Гармония Н. Я. Мясковского. М., 1971.

6. Катуар Г. Л. Теоретический курс гармонии. Ч. 1. М., 1924. С 3-5 11-14 35-40, 50-55, 69-72, 89-90, 99-101.

7. Котляревський I. А. Дiатонiка та хроматика як категорii музичного мислення kиìb, 1971.

8. Музыкально-теоретические системы: Программа курса для теоретико-компози­торских факультетов музыкальных вузов. М., 1982 (3-е изд., М., 2002).

9. Оголевец А. С. Введение в современное музыкальное мышление. М.; Л., 1946 Гл. 4-10.

10. Пepeвepзев Н. К. Проблемы музыкального интонирования. М., 1966. Гл. 1-5, 8.

11. Ренчицкий П. Н. Учение об энгармонизме. М., 1931.

12. Способин И. В. Лекции по курсу гармонии. М., 1969. Гл. IX-XI.

13. Холопов Ю. Н. Диатоника // Музыкальная энциклопедия. Т. 2. М., 1974; Лад // Музыкальная энциклопедия. Т. 3. М., 1976; Микрохроматика // Там же; Пента­тоника // Там же. Т. 4. М., 1978; Хроматизм // Музыкальная энциклопедия. Т. 6. М., 1982; Энгармонизм // Там же; Энгармоника // Там же.