ГЕМИОЛИКА
Греческие теоретики, разработавшие музыкально-теоретическую категорию интервального рода, противопоставляя данную систему диатонике, вводят понятие «хроматика», которое впоследствии приобрело другое содержание. В результате термин «хроматика», как обозначение интервального рода, исторически имеет две трактовки: 1) греческая хрома и 2) (позднейший) европейский хроматизм.
Поскольку под одним, в сущности, названием оказались два достаточно несходных понятия, термин «хроматика» должен быть оставлен лишь по отношению к одному из них. В силу актуальной для нас исторической традиции греческий хроматический род, сохранившийся в музыке как одно из важнейших ладовых явлений и поэтому имеющий самостоятельное значение наряду с другими, должен получить другое наименование, во избежание терминологической путаницы. Отсюда предлагаемый термин — «гемиолика»
* Рассмотрение различий между ладами (например, диатоническим ионийским, гемиольным гармоническим мажором и миксодиатоническим мелодическим мажором) в зависимости от структуры звукоряда является модальным подходом к ним, что не всегда правомерно. Так, в тональных ладах XVIII в. эти различия подавляются господством тонально-функциональных факторов (тоника, доминанта и др.), девальвируются и могут становиться несущественными для определения типа лада и его выразительности (см. главы 10 и 11). Отсюда ощущаемая нами чрезвычайная близость друг к другу, например, разных видов мажора: натурального, гармонического, мелодического.
(от греческого ήμιόλιος — полуторный). Термин указывает на самый специфический интервал этого рода — ход на полтора тона. В условиях самостоятельности всех четырех ступеней тетрахорда гемиолика, таким образом, специфична наличием интервала увеличенной секунды (трехполутоновый интервал, полудитон).Ладовые звукоряды с увеличенной секундой или с двумя увеличенными секундами типичны для ряда музыкальных культур — для музыки венгерской (отсюда название «венгерская гамма»), цыганской (соответственно «цыганская гамма»), древнегреческой, стран Арабского Востока и др. Гемиолика, как интервальный род, имеет три разновидности расположения полутонов и полудитона в тетрахорде:
(в полутонах)
Октавные системы возникают как объединение гемиольных тетрахордов друг с другом в различных комбинациях, либо как объединение гемиольного тетрахорда с диатоническим. Различные виды гемиольных октохордов (пример 90).
Особенность гемиолики, как интервального рода, состоит в ее яркой характерности (увеличенная секунда), стабильности многовекового существования (от древних греков до нового времени —
гармонического минора, гармонического мажора, доминантового лада, «венгерской гаммы» и других, не имеющих специальных названий), сочетании признаков диатоники (семиступенность, сохранение многих диатонических интервалов) и хроматики (наличие хроматических интервалов, невозможность уместить гемиолику в семизвучность квинтовой структуры). Все эти признаки подтверждают отнесение гемиолики (так же как и миксодиатоники; см. выше) к промежуточным родам между диатоникой и хроматикой. Однако есть обстоятельства, обязывающие нас принимать гемиолику за самостоятельный род наряду с прочими (об этом шла речь в предыдущем параграфе в связи с миксодиатоникой). Перечислим их.
1. Гемиолика (под именем «хроматика») уже была полноправным родом, коррелятивным диатонике и микрохроматике («энармонике»).
2. Для некоторых (восточных) культур гемиолика является основным типом ладоинтервальной структуры.
3. Структура гемиолики, как интервального рода, не может считаться простым хроматическим усложнением диатоники (да и вообще не содержит ни одного альтерационного видоизменения ступеней), а имеет в своей основе совсем другой, особый принцип.
Таким образом, гемиолика не представляет собой простого промежуточного типа интервальной структуры на пути от диатоники к хроматике, а стоит особняком от этого пути.
Эту особенность следует понимать, очевидно, в связи с древнейшей моделью лада — опорным тоном с мелизматическим его опеванием. Прилегание опевающих звуков может быть различным по ширине интервалов (что, видимо, в какой-то мере сохраняет первичную экмелическую свободу высот и регистров) — на тон, на полутон, на четверть тона (и на другие, близкие к названным, интервалы). Одна из этих интервальных возможностей и есть гемиолика (пример 91).
Особый принцип гемиолики и состоит в том, что опорой структуры является лишь совершенный консонанс, здесь — кварта; прочие не принадлежат квинтовой (квартовой) цепи, а интонируются как полутоново-прилегающие тоны. Специфический интервал гемиолики — увеличенная секунда (триполутон) интонируется как результативный, а не опорный. По крайней мере, один из его тонов всегда непосредственно мотивирован вводнотонным прилеганием звуков
= «полубемоль» = понижение на 1/4 тона;
= «гемиодиез» (полуторный диез) = повышение на 3/4 тона
к совершенному консонансу; другой — подразумеваемым (см., например, Бизе, «Кармен», тема рока в увертюре). По существу, это «вторая» интервально-системная конструкция, резко отличающаяся от «первой», представленной в диатонике. Несомненно также, что второй принцип («полутон к устою») действует и в рамках первого («квинтовая цепь»), но только он скрыт благодаря совпадению полутоново-прилегающего тона (по существу, вводного тона) с одним из звуков квинтовой цепи.
Но другие гемиольные структуры (см. пример 90К), возможно, объясняются «альтерацией» пентатоники (пример 92).