ГЕМИОЛИКА

Греческие теоретики, разработавшие музыкально-теоретическую категорию интервального рода, противопоставляя данную систему диатонике, вводят понятие «хроматика», которое впоследствии при­обрело другое содержание. В результате термин «хроматика», как обозначение интервального рода, исторически имеет две трактовки: 1) греческая хрома и 2) (позднейший) европейский хроматизм.

Поскольку под одним, в сущности, названием оказались два до­статочно несходных понятия, термин «хроматика» должен быть ос­тавлен лишь по отношению к одному из них. В силу актуальной для нас исторической традиции греческий хроматический род, сохра­нившийся в музыке как одно из важнейших ладовых явлений и поэтому имеющий самостоятельное значение наряду с другими, должен получить другое наименование, во избежание терминоло­гической путаницы. Отсюда предлагаемый термин — «гемиолика»

* Рассмотрение различий между ладами (например, диатоническим ионийским, гемиольным гармоническим мажором и миксодиатоническим мелодическим мажо­ром) в зависимости от структуры звукоряда является модальным подходом к ним, что не всегда правомерно. Так, в тональных ладах XVIII в. эти различия подавляют­ся господством тонально-функциональных факторов (тоника, доминанта и др.), де­вальвируются и могут становиться несущественными для определения типа лада и его выразительности (см. главы 10 и 11). Отсюда ощущаемая нами чрезвычайная близость друг к другу, например, разных видов мажора: натурального, гармониче­ского, мелодического.

(от греческого ήμιόλιος — полуторный). Термин указывает на самый специфический интервал этого рода — ход на полтора тона. В усло­виях самостоятельности всех четырех ступеней тетрахорда гемиоли­ка, таким образом, специфична наличием интервала увеличенной секунды (трехполутоновый интервал, полудитон).Ладовые звуко­ряды с увеличенной секундой или с двумя увеличенными секундами типичны для ряда музыкальных культур — для музыки венгерской (отсюда название «венгерская гамма»), цыганской (соответственно «цыганская гамма»), древнегреческой, стран Арабского Востока и др. Гемиолика, как интервальный род, имеет три разновидности рас­положения полутонов и полудитона в тетрахорде:

(в полутонах)

Октавные системы возникают как объединение гемиольных тет­рахордов друг с другом в различных комбинациях, либо как объеди­нение гемиольного тетрахорда с диатоническим. Различные виды гемиольных октохордов (пример 90).

Особенность гемиолики, как интервального рода, состоит в ее яркой характерности (увеличенная секунда), стабильности много­векового существования (от древних греков до нового времени —

гармонического минора, гармонического мажора, доминантового лада, «венгерской гаммы» и других, не имеющих специальных названий), сочетании признаков диатоники (семиступенность, сохранение мно­гих диатонических интервалов) и хроматики (наличие хроматиче­ских интервалов, невозможность уместить гемиолику в семизвучность квинтовой структуры). Все эти признаки подтверждают отне­сение гемиолики (так же как и миксодиатоники; см. выше) к промежуточным родам между диатоникой и хроматикой. Однако есть обстоятельства, обязывающие нас принимать гемиолику за са­мостоятельный род наряду с прочими (об этом шла речь в предыду­щем параграфе в связи с миксодиатоникой). Перечислим их.

1. Гемиолика (под именем «хроматика») уже была полноправным родом, коррелятивным диатонике и микрохроматике («энармонике»).

2. Для некоторых (восточных) культур гемиолика является ос­новным типом ладоинтервальной структуры.

3. Структура гемиолики, как интервального рода, не может счи­таться простым хроматическим усложнением диатоники (да и вооб­ще не содержит ни одного альтерационного видоизменения ступе­ней), а имеет в своей основе совсем другой, особый принцип.

Таким образом, гемиолика не представляет собой простого про­межуточного типа интервальной структуры на пути от диатоники к хроматике, а стоит особняком от этого пути.

Эту особенность следует понимать, очевидно, в связи с древней­шей моделью лада — опорным тоном с мелизматическим его опевани­ем. Прилегание опевающих звуков может быть различным по ширине интервалов (что, видимо, в какой-то мере сохраняет первичную экме­лическую свободу высот и регистров) — на тон, на полутон, на чет­верть тона (и на другие, близкие к названным, интервалы). Одна из этих интервальных возможностей и есть гемиолика (пример 91).

Особый принцип гемиолики и состоит в том, что опорой структу­ры является лишь совершенный консонанс, здесь — кварта; прочие не принадлежат квинтовой (квартовой) цепи, а интонируются как полутоново-прилегающие тоны. Специфический интервал гемиоли­ки — увеличенная секунда (триполутон) интонируется как резуль­тативный, а не опорный. По крайней мере, один из его тонов всегда непосредственно мотивирован вводнотонным прилеганием звуков

= «полубемоль» = пониже­ние на 1/4 тона;

= «гемиодиез» (полуторный диез) = повышение на 3/4 тона

к совершенному консонансу; другой — подразумеваемым (см., на­пример, Бизе, «Кармен», тема рока в увертюре). По существу, это «вторая» интервально-системная конструкция, резко отличающаяся от «первой», представленной в диатонике. Несомненно также, что второй принцип («полутон к устою») действует и в рамках первого («квинтовая цепь»), но только он скрыт благодаря совпадению полутоново-прилегающего тона (по существу, вводного тона) с одним из звуков квинтовой цепи.

Но другие гемиольные структуры (см. пример 90К), возможно, объясняются «альтерацией» пентатоники (пример 92).