С. Прокофьев. «Война и мир», ария Кутузова
Параллельные октавы в крайних голосах применены в данном случае, несомненно, со специальным намерением — подчеркнуть эффект могучей величавости (она здесь в неторопливом покачивании всей массы октавных удвоений).
Аналогичным образом обстоит дело с множеством других правил классического голосоведения: с переченьем (в хроматической системе гармонии XX в. оно стало одним из любимых эффектов), с удвоениями
(например, в гармонии времен барокко удвоение терции в тонике и даже доминанте частое явление, у венских классиков — избегаемый прием), с ходами на увеличенные интервалы, с «занятым звуком» при неаккордовых, со способами применения диссонансов (связанных с двух сторон, с одной стороны, применяемых свободно) и т. д. У всех этих историко-стилистически детерминированных (а не абсолютных) норм голосоведения есть один общий принцип: голосоведение, реализующее определенную ладогармоническую систему, призвано максимально предельно выявлять и реализовывать сущность самой этой конкретной системы. Система же исторически эволюционирует.
Литература
1. Кастальский А. Д. Основы народного многоголосия. М.; Л., 1948.
2. Мутли А. Ф. Мелодические функции голосов многоголосной музыки [1944] // Проблемы организации музыкального произведения // МДОЛГК: Сб. науч. трудов. М., 1979.
3. Способин И. В. Лекции по курсу гармонии. М., 1969. Гл. III.
4. Тюлин Ю. Н. Краткий теоретический курс гармонии. 3-е изд. М., 1978. Гл. 6-7.
5. Тюлин Ю. Н. Параллелизмы в музыкальной теории и практике. Л., 1938.
6. Тюлин Ю. Н. Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации. Кн. 1 // Музыкальная фактура. М., 1976. Гл. 2-3.
7. Холопов Ю. Н. Переченье // Музыкальная энциклопедия. Т. 4. М., 1978.
8. Холопова В. Н. Фактура. М., 1979.
9. Чайковский П. И. Руководство к практическому изучению гармонии (1871) // Полное собрание сочинений. Т. III-Α. М., 1957.