Органум. «Sexta hora» из «Микролога» Гвидо Аретинского
(Повторяющиеся ноты на нижней строке, возможно, обозначают непрерывно тянущийся звук в исполнении на инструменте, органе.)
В органуме школы Нотр-Дам (ок. 1160) педальными тонами служили медленные, длинные ноты нижнего голоса («пункты»), исполнявшего cantus firmus. Пример — обработка хорала «Нес dies» Леонина из «Magnus Liber Organi» (см. в изд. Historia organoediae. 1. Budapest, 1976).
В эпоху ренессансной полифонии основным видом органного пункта стал выдержанный голос, образующий консонансы с другими, бегущими голосами («консонантная педаль»). Он может быть и в нижнем голосе (Кабесон, 5-й Магнификат I тона; см. в изд. Liber Organi. 3. Mainz, 1961), и в верхних (Дж. Палестрина, заключительные такты в Benedictus из мессы «О magnum mysterium»; см. в сб.: Хоровi твори. Киев, 1972; Г. Дюфаи, Sanctus из мессы «L'homme armé», перед Pieni; Я. Обрехт, Hosanna из мессы «L'homme armé», перед Benedictus). Консонантная педаль часто находится в заключительном кадансе (как и позднейший органный пункт); притом даже в таком исключительно мягком гармоническом стиле, как у Палестрины, встречается оговоренная правилами характерная синкопа на диссонансе кварты (пример 64).
В других стилях можно встретить и типичное для позднейшего органного пункта функциональное противоречие, выраженное достаточно остро (несмотря на то, что в ренессансной модальной гармонии еще нельзя говорить о контрасте тональных функций), пример 65.
Эпоха барокко (XVII — середина XVIII в.) характеризуется утверждением органного пункта в нынешнем смысле слова. За орган-
64 Дж. Палестрина. Месса «L'homme armé», Agnus Dei