А - Ф. Шопен. Вальс h-moll
Б - П. Чайковский. 4-я симфония
В примере 45А дело ограничивается художественно тонкой игрой несовпадения между ритмом (скобки снизу) и гармонией (скобки сверху). В примере 45Б — уже явное окончание мотива на неаккордовом I звуке (h1), несмотря на формальную возможность трактовать первый мотив как заходящий во вторую треть такта (так как он начался на третьей трети предыдущего). Возможно, это связано со стилистической характерностью для гармонии Чайковского аккорда с увеличенной секстой: des-f-as-h в f-moll (ср. с примером 43Б).
Тем не менее подобная трактовка неаккордового звука не могла стать правилом в гармонии XIX в., так как противоречит системе функций интервальных типов, господствующей в этот исторический период (см. далее, § 14).