СВОБОДНЫЕ ТОНЫ
Во многих видах неаккордовых звуков отбрасывается один из двух крайних моментов — предшествующий неаккордовому или, наоборот, следующий после него. Логически можно представить отпадение обоих крайних моментов одновременно. Видимо, этим можно объяснить редкостные виды неаккордовых звуков, появляющихся без приготовления и покидаемых без разрешения. Соответственно таких свободных тонов оказывается две разновидности:
1) на тяжелом времени (подобно задержанию);
2) на легком времени (подобно вспомогательному).
С. Прокофьев. 7-я симфония
Образец акцентного свободного тона (пример 39).
(Ср.: Н. Римский-Корсаков, «Садко», 4-я картина, после ц. 166 гармоническое остинато в Bdom, последний аккорд тоники вступает с диссонантным тоном в басу.)
Образец безакцентного свободного тона (пример 40).