ЭТАПЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ КАТЕГОРИИ АККОРДА
Исторической предформой аккорда были двузвучия (интервалы), систематическое использование которых идет от эпохи начального двухголосного органума (в Европе — IX-XI вв.), а также, вероятно, аналогичные явления в народном и светском музицировании. Близкие к ним квинты или кварты с октавным удвоением (например, квинтооктава d-a-d1, квартооктава A-d-a)можно трактовать и как первичные аккорды.
1. Исторически первая концепция аккорда — в полифонической музыке средневековья и Возрождения (примерно с конца XII в., от мастеров парижской школы Нотр-Дам). Главный момент в трактовке аккорда — рассмотрение его как суммы двухголосных соедине-
ний или суммы интервалов. Эта трактовка преобладает до начала XVII в., но в каких-то формах сохраняет некоторое значение и в более позднее время. Художественные образцы — в сочинениях Перотина (на рубеже XII и XIII вв.), Г. де Машо, Г. Дюфаи, Жоскена Депре, Палестрины, Орландо ди Лассо и др. (в частности, контрапункт «нота против ноты», так называемый contrapunctus simplex). В танцевальной, бытовой, лютневой музыке XV-XVII вв. развивается новая гомофонная трактовка аккорда как цельного комплекса.
2. В практике эпохи генерал-баса, на основе басового голоса с цифрами гармонической вертикали (XVII — середина XVIII в.), распространяется и закрепляется в музыкальном сознании техника оперирования аккордами как цельными гармоническими комплексами (К. Монтеверди, X. Шютц, Г. Перселл, Ж.-Б. Люлли, Г.-Ф. Гендель, И. С. Бах и другие), однако понимание их до начала XVIII в. осуществлялось преимущественно на полифонической основе — как объединение интервалов.
3. В эпоху венских классиков и романтиков (середина XVIII — начало XX в.) аккорды мыслятся главным образом как цельные гармонические монолиты, с подчеркиванием в них тонально-функциональной стороны, со все более нарастающей ролью колористики, фонизма (у западных и русских композиторов XIX в.).
4. В XX в. наряду с большим развитием и линейности, и функциональности, и колористики (фонизма) получают развитие сонорная трактовка аккорда, созвучия (О. Мессиан, К. Штокхаузен, Д. Лигети, В. Лютославский, P. Щедрин, С. Губайдулина и др.), ряд новых аккордовых техник.
Литература
I. Akkord — Riemann Musiklexikon. Sachteil. Mainz, 1967.
2. Бершадская Т. С. Лекции по гармонии. Л., 1978. Отдел А, тема 2 «Аккорд».
3. Гуляницкая И. С. Введение в современную гармонию. М., 1984.
4. Кон Ю. Г. Аккорд. — Музыкальная энциклопедия, т. 1. М., 1973.
5. Мазель Л. А. Проблемы классической гармонии. М., 1972. Гл. IV-V.
6. Куперен Ф. Правила аккомпанемента // Куперен Ф. Искусство игры на клавесине. М., 1973. С. 58-62; редакционные примечания на с. 136-143.
7. Тюлин Ю. Н. Краткий теоретический курс гармонии. 3-е изд. М., 1978. Предисловие; Гл. 1, § 11; Гл. 2.
8. Тюлин Ю. Н. Учение о гармонии. 3-е изд. М., 1966.
9. Федулов В. И. К проблеме основного тона интервала н аккорда. По поводу теории основного тона Хиндемита // Проблемы музыки XX в. Горький, 1977.
10. Холопов Ю. Н. О гармонии. М., 1961. Раздел «Созвучия».
11. Холопов Ю. Н. Проблема основного тона аккорда в теоретической концепции Хиндемита // Музыка и современность. Вып. 1. М., 1962.
12. Холопов Ю. Н. Ступени и функции, или как правильно определять гармонию // Гармония: проблемы науки и методики. Вып. 1. Ростов-на-Дону.: РГК, 2002.