МАТЕМАТИЧЕСКИЙ И ФИЗИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

Числовые отношения показывают строго определенную картину спектра созвучий. Критерием различия между консонансом и диссо­нансом является простота или сложность отношений: чем проще отношения, тем консонантнее, чем сложнее — тем диссонантнее. Условная, традиционная для нас граница простоты или сложности

* В книге «Введение в современное музыкальное мышление» (1946) А. С. Оголевец писал: «Современное музыкальное мышление окончательно покончило с предрассуд­ком о якобы диссонантности большой секунды», а тот музыкант, который воспринима­ет как консонансы только терции, остановившись перед барьером малой секунды, «не сделает большой ошибки, если признает себя поздно родившимся или же мало музы­кальным с точки зрения требований современного музыкального мышления» (с. 256).

Τаблица 1

Консонансы
1 : 1 унисон 2 : 1 октава (Интервалы однокачественных звуковысот)
3 : 2 кварта 4 : 3 квинта (Общее качество обеспечивается «тройкой»)
5 : 4 большая терция 8 : 5 малая секста 5 : 3 большая секста 6 : 5 малая терция (Общее качество обеспечивается «пятеркой»)

 


Ср. с таблицей натурального звукоря­да, пример 1.

проходит между «шестеркой» (еще консонанс) и «семеркой» (уже дис­сонанс) (см. пример 1).

Числовые пропорции можно выражать двояко: 1) через отноше­ния длин струн (меньшая величи­на — более высокий звук) и 2) че­рез отношения чисел колебаний (наоборот, меньшая величина — более низкий звук). В таблицах 1 и 2 применен первый способ.

Внутри группы консонансов есть очевидная качественная диф­ференциация. Квинта и кварта («тройки») внутренне близки друг другу и совместно противопостав­ляются двум другим подгруппам

(унисон-октава и терции-сексты). Так же объединяются в подгруп­пу обе терции («пятерки»). Сходны унисон и октава («единицы»), хотя эта подгруппа не вполне аналогична следующим двум.

Среди диссонансов часть относится к неупотребительным, вслед­ствие резкого противоречия с основными консонантными интервала­ми ладовой системы. Хотя они обладают всеми свойствами чисел-диссонансов, целесообразно рассматривать их отдельно от употреби­тельных (пример 2).