БИЛЕТ№ 4. биогенетический подход в детской психологии (ст. Холл, Э. Мейман, П.П Блонский, К. Бюлер) теория конвергенции В. Штерна.

Сторонники биогенетической концепции развития полагают, что основные психические свойства личности заложены в самой природе человека (биологическом начале), определяющей его судьбу. Они считают генетически запрограммированными интеллект, аморальные свойства личности.

Э. Геккель и И. Мюллер сформулировали биогенетический закон, согласно которому животное и человек во время внутриутробного развития кратко повторяют те стадии, которые проходит данный вид в филогенезе («онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза». Этот закон был перенесен Стенли Холлом на процесс онтогенетического развития ребенка. Америк-ий психолог Ст. Холл считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. Основанием для появления данного закона послужили наблюдения за детьми, в рез-те чего были выделены следующие стадии развития: пещерная, когда ребенок роется в песке, стадия охоты, обмена и др

Теории псих. разв-я, связанные с идеей повторяемости в этом развитии истории человечества, называют теориями рекапитуляции.

Теория 3 ступеней детского развития К. Бюллера.Он считал что каждый ребенок в своем развитии закономерно проходит стадии, которые соответствуют стадиям эволюции форм поведения животных: инстинкт, дрессура, интеллект.

Инстинкт - низшая ступень развития; наследственный фонд способов поведения, готовый к употреблению и нуждающийся лишь в опред стимулах.

Дрессура – образование условных рефлексов, прижизненно складывающиеся навыки. Формирование условных рефлексов основывается на наградах и наказаниях

Интеллект – высшая стадия развития; приспособление к ситуации путем изобретения, открытия, обдумывания и осознания проблемной ситуации.

К. Бюллер считал, что определяющими для развития человека являются:

1) усложнение взаимодействия с окружающей средой; 2) созревание мозга 3) развитие аффективных процессов;

Под развитием аффективных процессовБюллер понимал возникновение и переживание человеком удовольствия. На первой ступени удовольствие приносит выполненная деят-ть. Например, младенец получает удовольствие после кормления. На второй ступени (дрессура) ребенок получает удовольствие в процессе деят-ти. Например, ребенок получает удовольствие от сюжетно-ролевой игры. На третьей ступени (интеллект) человек получает удовольствие от предвосхищения деят-ти. Основная тенденция: в процессе развития наблюдается переход удовольствия от конца к началу действия.- по Бюллеру это основная движущая сила поведения.

Бюллер считал Псих. разв-е отождествляется с интеллектом. Развитие которого заключается в адаптации ребенка к среде в результате превращения ребенка из пассивного беспомощного существа в человека активно познающего окружающий мир.

Теория конвергенции двух факторов детского развития (теория персонализма), которую разработал В. Штерн.Предметом исследования было: развитие личности ребенка. Штерн считал что лич-ть это самоопределяющеяся, сознательно и целенаправленно действующая целостность, обладающая определенной глубиной (сознательным и бессознательным слоями). Суть этой теории заключается в том, что псих. разв-е ребенка рассматривается как процесс, складывющийся под влиянием наследственности и среды. Среда рассматривалась Штерном как фактор, ускоряющий или тормозящий реализацию наследственно предопределенных свойств и особенностей психики. Среда помогает ребенку осознать себя и окружающий мир. Ребенок старается взять все то, что дано. Штерн считал, что псих. разв-е есть соединение внутренних данных с внешними условиями, но ведущее значение все равно остается за врожденным фактором. Примером тому служит следующий факт: окружающий мир поставляет ребенку материал для игры, а то как и когда он будет играть, зависит от врожденных компонентов инстинкта игры («все дети играют, но в разные игры»). Механизм псих. разв-я – интроцепция. Теория конвергенции по своему существу является биологизаторской. Псих. разв-е сводится в ней к внутреннему созреванию заложенных в организме свойств. Внешней среде придается лишь роль катализаторов, роль фактора, в известной мере определяющего темп развития, но не вносящего ничего качественно нового в псих. разв-е. Взгляды В. Штерна на псих. разв-е отразились в предложенной им схеме периодизации детского развития, в основу которой положена биогенетическая концепция.

 

Билет№ 5. американская психология развития. Концепции научения в бихевиоризме и необихевиоризме (Дж. Уотсон Б. Скиннер А. Бандура Сирс). Основной постулат теории научения состоит в том, что почти всякое поведение усваивается в результате научения.Бихевиоризм – ведущее направление американской психологии. В основе дарвинизм. Философская основа – прагматизм. Согласно прагматизму мера ценности вещи определяется ее внешними качествами, нужностью, таким образом и о человеке мы можем судить по внешнему выражению.

Предметом исследования этого направления психологии является не внутренний мир человека (не его эмоции, переживания или умственные действия), а внешне наблюдаемое поведение. Поведение – система реакций организма на внешние и внутренние стимулы. Методы исследования в бихевиоризме – наблюдение и эксперимент над животными. Поведение – результат научения. Психика =поведение.

Развитие психики – количественный процесс накопления навыков = научение.

В центре теории научения находится соц среда, воздействия которой формируют человека и являются источником его псих. разв-я.

I. Классическое научение Дж. Уотсон. - формир.условных рефлексов на базе безусловных. Научение осуществляется путем образования новых связей между б\у S и усл S , по закону образования условных рефлексов И.П. Павлова: б\у S → б\у R , б\у S + у S →у R, у S → у R.

Условный рефлекс — это приобретенный рефлекс, свойственный отдельному индивиду (особи). Возникают в течение жизни особи и не закрепляются генетически (не передаются по наследству). Возникают при определённых условиях и исчезают при их отсутствии. Формируются на базе безусловных рефлексов при участии высших отделов мозга. Условно-рефлекторные реакции зависят от прошлого опыта, от конкретных условий, в которых формируется условный рефлекс.

Условный – условие (свет, звонок, удар в гонг)

Нейтр \стим – звонок б\усл стим (мясо) = б\Усл реакц- выд слюны

Без\усл\стим - мясо б\усл стим (мясо) + Усл \стим (звонок) =

Без \усл реакц- выд слюны = Усл реакц-( выд слюны)

Усл \стим (звонок) = Усл реакц- (выд слюны )

новый условный стимул может запустить рефлекторную реакцию, если он некоторое время предъявляется вместе с безусловным стимулом. Например, если собаке дать понюхать мясо, то у неё выделяется желудочный сок (это безусловный рефлекс). Если же одновременно с появлением мяса звенит звонок, то нервная система собаки ассоциирует этот звук с пищей, и желудочный сок будет выделяться в ответ на звонок, даже если мясо не предъявлено.

В классическом бихевериоризме схема «стимул – реакция» (S-R) рассматривается как механизм образования новых форм поведения и считается достаточной для описания процесса образования поведенческого акта любой сложности. Уотсон эксперементально показал как на основе безусловного реагирования у реб-ка может возникать реакция страха(гнев, любовь) на новый стимул. «Маленький Альберт» - эксперимент с белой крысой и громким звуком в гонг. Уотсон категорически заявлял о приоритетной силе воздействия окружения на формирование определенной строго заданной модели поведения у всех людей. Он говорил что из дюжины нормальных здоровых младенцев при направленной организации среды можно вырастить кого угодно: или абсолютно одинаковых людей с одинаковыми вкусами и поведением или каждого сделать специалистом определенной области- врачом торговцем или вором.

II. оперантное научение Б. Скиннер. R → S

Теория оперантного научения доказывает, что на поведение влияют не только стимулы, которые воздействуют на организм перед совершением какого-либо действия, но и сами результаты поведения. Оперантное научение базируется на сформулированном Скиннером фундаментальном принципе: поведение формируется и сохраняется его последствиями. Для жив-х и человека важны последствия – события наступающие в результате поведения. В зависимости от последствий складывается определенная тенденция в отношении такого поведения в будущем. Оперантные реакции постепенно приобретают характер произвольных. Реакция за которой следует позитивный результат стремится повторится. В то же время, вероятность повторения реакции, за которой следует негативный результат или наказание, уменьшается. Поведение человека может формироваться путем подкрепления. Подкрепление (внешний стимул)усиливает реакцию, увеличивает вероятность ее появления.

Два типа подкрепления в (бихевиоральном научении):

1. первичное (безусловное) подкрепленное безусловными стимулами (вода, еда, холод, секс)

2. вторичное (или условное – деньги, внимание со стороны значимого другого, одобрение родителей, сверстников).

Принципиально в целях изменения поведения можно использовать пять различных типов последствий. Во-первых, это позитивное и негативное подкрепление, которое ведет к укреплению способов поведения, вслед за которыми оно следует. Далее следует позитивное и негативное наказание, ведущее к непредсказуемым последствиям, и игнорирование - то есть абсолютное отсутствие последствий, которое ведет к угасанию поведения. При формировании сложных форм поведения ( такому как навыки письма или межличностного общения или выработка аккуратности) используется метод последовательного приближения или формирования. Шаг за шагом, ступенька за ступенькой, подкрепление многократно включается при изменении поведения в направлении желаемого. Другой принцип научения –незамедлительность подкрепления. Оперантное поведение - это активные действия, акции, которые направлены на достижение желаемой цели. Оперантное научение осуществляется следующими методами: научение методом проб и ошибок, путем формирования реакции и путем наблюдения.

Психологическое развитие ребенка – обучение ребенка нормативному поведениюв соответствии с направлениями подкрепления. Нет периодизации – все зависит от среды!