Нормы от норм морали.

В эпоху первобытности жизнь людей была подчинена строгим правилам поведения — социальным нормам, создаваемым в целях регулирования деятельности общества.

 

Постепенно с возникновением государства, усложнением социальных связей в обществе они начинают перерастать в нормы права и морали.Тем не менее все социальные нормы сохранили общие признаки:

они представляют собой правила поведения общего характера;

обладают той или иной степенью обязательности;

направлены на упорядочение общественных отношений.

 

Но наряду с общими признаками право имеет свои специфические характеристики, которые отличают его от других социальных регуляторов:

правовые нормы устанавливаются государством; другие социальные нормы складывают

ся в процессе жизнедеятельности общества стихийно или устанавливаются отдельными

общественными организациями (например, уставы партий);

правовые нормы обязательно выражены в официальной форме: в законах или других норма

тивных правовых актах; это всегда записанные нормы, для других социальных регуляторов

запись необязательна;

исполнение норм права обеспечивается и охраняется государством;

нарушение правовых норм влечет ответственность перед государством;

в каждом конкретном обществе существует только одна правовая система; для других

социальных регуляторов возможно параллельное существование различных социальных

норм (например, наличие разных религий в одном государстве).

 

Если право — это система норм, то под нормой права следует понимать охраняемое государством общеобязательное правило, которое регулирует общественные отношения, поведение людей, устанавливая определенные права и обязанности. Нормы права, отличаются своей формальной определенностью и излагаются в источниках права. Теория права выделяет 3 основных источника права: правовой обычай, юридический прецедент, нормативный правовой акт.

 

Нормативный правовой акт — это документ компетентного органа государственной власти или местного самоуправления, содержащий правовые нормы. Данный источник права имеет больший удельный вес в странах романо-германской правовой системы (Франция, ФРГ и т.д.). Это основной источник права и в Российской Федерации. Все нормативные правовые акты имеют определенные временные, территориальные ограничения своего существования и действия, а также распространяются на определенный круг лиц (субъектов права).

 

Все нормативные правовые акты можно разделить по их юридической силе на две большие группы: законы и подзаконные акты. Законы —это нормативные правовые акты, принятые в особом порядке органами законодательной власти, регулирующие важнейшие общественные отношения и обладающие высшей юридической силой.

 

Законы образуют стержень правовой системы. В Российской Федерации они принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации и подписываются Президентом РФ.

 

2. Слово «школа» по-гречески буквально «досуг», и у древних греков школой счи

Тались свободные от обязанностей занятия, развлечения, игры. Разнообразие таких занятий считалось основой развития личности. Как вы думаете, почему древние греки уделяли такое внимание игре? Как влияет игра на развитие человека? В чем ее особенности как формы деятельности?

 

Игра, наряду с трудом и учением, является одной из форм деятельности человека. Человек, вступая в жизнь, познает ее через игру. Знаменитый психолог С.Л. Рубинштейн писал, что суть человеческой игры в способности, отображая, преображать действительность.

 

Для ребенка игра является лучшим способом познакомиться с будущей взрослой жизнью. Благодаря играм дети копируют поведение взрослых, в них воспитываются общественно значимые качества, такие как находчивость, выносливость, сообразительность, коммуникабельность. Эта форма деятельности необходима для полноценного развития ребенка — как физического, так и психического.

 

Любая игра основана на определенных правилах. Участие в ней воспитывает необходимость признавать и соблюдать правила. Она гармонична и системна. Благодаря ей ребенок может примерить на себя различные роли и выяснить, где он чувствует себя наиболее комфортно.

 

В 1938 г. был опубликован трактат историка и культуролога Йохана Хейзинги «Человек играющий» (лат. Homo Ludens), посвященный всеобъемлющей сущности феномена игры и универсальному значению ее в человеческой цивилизации. Хейзинга выделяет такой формальный признак игры, как свободу. Он подчеркивает, что игра не опирается на какой-либо рациональный фундамент, ее важнейшая характеристика —иррациональность, Основное различие между игровой и трудовой деятельностью заключается в общем отношении к своей деятельности. Выполняя работу или участвуя в созидательном труде, человек делает не только то, что ему интересно или удовлетворяет его непосредственные потребности, но и то, что нужно сделать ему, к чему принуждает его практическая необходимость или побуждают лежащие на нем обязанности. Игра же никак не связана с насущным удовлетворением жизненных потребностей. Таким образом, игру можно определить как форму сознательной деятельности, где человек, осваивая регламентируемый правилами процесс, в силу своих способностей постигает сущность этого процесса и взаимосвязь происходящего с ним.

 

3. Вам поручили подготовить реферат на тему «Современное информационное общество». Составьте план ваших действий для выполнения этого задания.

 

Во-первых, необходимо составить план реферата. Реферат, как правило, должен состоять из следующих структурных элементов:

введение, в котором обосновывается актуальность темы, объект и предмет исследова

ния, хронологические рамки, дается краткий анализ использованной литературы;

основных глав (разделов); как правило, в первой главе (разделе) излагаются основные

теоретические положения (в данном случае, можно предложить дать объяснение поня

тия «общество», представить типологию обществ); во второй главе (разделе) целесооб

разно дать развернутую характеристику информационного общества; в третьей главе

можно изложить проблемы современного информационного обществе и (или) спрогно

зировать перспективы дальнейшего развития современного общества и т.п.;

заключение, в котором кратко делаются основные выводы по проблеме;

список источников и литературы.

 

Во-вторых, необходимо подобрать литературу: справочники, энциклопедии, учебники, монографии, статьи в различных журналах, таких как «Общественные науки и современность», «Полис» и т.д.

 

Третьим этапом работы является написание реферата по составленному и согласованному с учителем плану.