Золото, серебро и бумажные деньги

Всевышний сказал: «Обрадуй же тех, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, мучительными страданиями»(ат-Тауба, 34). Передают со слов Абу Хурейры, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если человек, владеющий золотом или серебром, не выплачивает из них должного, то в День воскресения для него будут уготовлены пластины из огня. Они будут раскалены в Адском Пламени, и ими будут прижигать его бока, лоб и спину. Всякий раз, когда они остынут, их вновь раскалят. Это продлится День, равный пятидесяти тысячам лет, пока будет вершиться суд над рабами». xii

Облагаемый закятом минимум равен 85 граммам золота, или 595 граммам серебра, или эквивалентной этим количествам золота или серебра сумме денег. Передают со слов Али б. Абу Талиба, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ты не должен выплачивать закят, если у тебя денег меньше двадцати динаров xiii. А если у тебя есть двадцать динаров, которыми ты владел в течение одного года, то ты должен выплатить с них полдинара. Если денег будет больше, то закят следует подсчитывать из такого же расчета. Закят не выплачивается с имущества, которым человек не владеет целый год». xiv Двадцать золотых динаров эквивалентны 85 граммам золота.

В другом хадисе, рассказанном со слов Али б. Абу Талиба, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я разрешил вам не выплачивать закят с ваших лошадей и рабов, но выплачивайте его с вашего серебра. С сорока дирхемов xv выплачивайте один дирхем. Сто девяноста дирхемов не облагаются закятом. А если их будет двести, то выплачивайте с них пять дирхемов». xvi Двести серебряных дирхемов эквивалентны 595 г. серебра.

Закят выплачивается с золота и серебра независимо от того, хранится оно в виде денег, слитков или драгоценностей, так как священные тексты, свидетельствующие о необходимости выплаты закята с золота и серебра, носят общий характер.

Передают со слов Абдуллаха б. Амра, что однажды к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришла женщина с дочерью, на руках которой были два больших золотых браслета. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил ее: «Ты выплатила с них закят?» Она ответила: «Нет». Он сказал: «Тебе хотелось бы, чтобы в День воскресения Аллах надел на тебя вместо них два браслета из огня?» Женщина сняла их, передала Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказала: «Я жертвую их в пользу Аллаха и Его посланника». xvii

Передают со слов Аиши, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришел к ней и увидел у нее на руке большие серебряные кольца. Он спросил: «Что это, Аиша?» Она ответила: «Я изготовила их, чтобы принарядиться для тебя, о посланник Аллаха». Он спросил: «Ты выплачиваешь с них закят?» Она ответила: «Нет». Или же она сказала: «Если так будет угодно Аллаху». Тогда он сказал: «Этого достаточно, чтобы попасть в Ад». xviii

В другом хадисе говорится, что мать правоверных Умм Салама носила золотые украшения и спросила посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «О посланник Аллаха, считается ли это, что я накапливаю сокровища?» xix Он ответил: «Нет, если ты надлежащим образом выплачиваешь закят». xx

Облагаемый закятом минимум бумажных денег определяется из расчета по серебру. Это значит, что если человек в течение года располагал суммой, равной стоимости 595 г. серебра, то он обязан выплачивать с нее закят.

Закят с указанных трех наименований выплачивается по прошествии одного года в размере 2,5%. Если человек не владеет этими ценностями в течение целого года, то он не обязан выплачивать с них закят.

При этом если количество золота или серебра в отдельности не достигает облагаемого закятом минимума, то их нельзя объединять. Однако их следует объединять с бумажными деньгами и товарами. Кроме того, золото и серебро объединяются, если они предназначены для торговли.

Закят с украшений выплачивается деньгами в размере 2,5% от общей стоимости золотых и серебряных украшений. При этом стоимость бриллиантов и драгоценных камней не учитывается, потому что они облагаются закятом только в том случае, если предназначены для продажи. Закят выплачивается и в том случае, если мужчина носит золотой перстень или женщина носит украшение с изображением человека или животного, несмотря на то, что такой поступок сам по себе является грехом.

Что касается денег или украшений, взятых в долг, то они также облагаются закятом. И если даже у мусульманина есть долг, с вычетом которого его имущество уже не достигает облагаемого минимума, он все равно должен выплачивать закят. В пользу этого свидетельствует то, что священные тексты, предписывающие выплачивать закят, имеют общий смысл, и в них не делается оговорок для имущества, взятого в долг.

Возможен и такой случай, когда у мусульманина всего 1000 долларов наличными, а ему предстоит вернуть долг, составляющий 1000 долларов, и выплатить 1000 долларов закята с других видов имущества. В этом случае он должен, в первую очередь, выплатить закят, потому что долг перед Аллахом важнее долговых обязательств перед Его рабами.

Закятом облагается и имущество, данное в долг, если кредитор может получить свои деньги обратно, когда пожелает. В этом случае он может либо ежегодно выплачивать закят с данной в долг суммы из своего имущества, либо выплатить с него закят сразу после того, как ему вернут долг. Если же кредитор не может получить свой долг из-за неплатежеспособности должника, или если тот отказывается вернуть долг вовремя, то он обязан выплатить закят только за тот год, когда ему вернут долг. А лучше всего об этом известно Аллаху.