Ак проводится психологическое консультирование 1 страница

Консультация начинается с личной встречи психолога-консультанта с клиентом. Консультанту или его помощнику рекомендуется встречать клиента, стоя у входа в помещение консультации, где будет проводиться консультирование. Встречающий должен первым представиться клиенту и, если это необходимо, проводить его и усадить на то место, где он должен находиться во время консультирования. Далее, прежде чем начинать разговор с клиентом по существу его дела – по той проблеме, с которой он обратился в психологическую консультацию, – следует, расположившись рядом с клиентом, сделать небольшую паузу в разговоре для того, чтобы клиент смог успокоиться и настроиться на предстоящую беседу. Как только клиент успокоится и психологически будет готов слушать консультанта, можно начинать содержательный разговор о проблеме клиента.

Беседу с клиентом следует начинать со знакомства с ним как с человеком, уточняя то, что важно для консультирования, но не отмечено в карточке клиента. При необходимости консультант может рассказать клиенту и кое-что о себе.

После завершения процедуры общего знакомства консультант может предложить клиенту рассказать о том, что его волнует, и внимательно, терпеливо и доброжелательно выслушать его. Время от времени психолог-консультант может задавать клиенту вопросы, уточняя кое-что для себя, но не мешая клиенту в его исповеди. Необходимо следить за тем, чтобы вопросы психолога-консультанта не сбивали клиента с мысли, не вызывали у него раздражения, напряжения, сопротивления, не порождали желание прервать разговор или же просто перевести его на формальные рельсы или на другую тему.

Консультант во время слушания клиента должен запоминать имена, даты, факты, события и многое другое, что важно для понимания личности клиента, для поиска оптимального решения его проблемы, выработки правильных и эффективных выводов и рекомендаций.

Лучше всего запоминать информацию, поступающую от клиента, без ее письменной фиксации. Однако если психолог-консультант не вполне уверен в своей памяти, то, попросив на то разрешение клиента, он вполне может делать краткие письменные записи услышанного от клиента, в том числе и во время исповеди.

К концу рассказа-исповеди клиента у психолога-консультанта уже должно сложиться определенное представление о сути проблемы клиента, а также предположения о возможных причинах проблемы и способах ее разрешения. Всем этим психолог-консультант должен непосредственно поделиться с клиентом по окончании исповеди и после сравнительно небольшой паузы, которая обычно необходима для того, чтобы консультант собрался с мыслями, а клиент настроился на внимательное слушание консультанта.

Далее разговор продолжает психолог-консультант, а клиент, слушая его, может задавать интересующие его вопросы и, если он этого пожелает, дополнять свою исповедь. Кроме того, в этой части консультации клиент может выражать свое мнение о том, что сам услышит от психолога-консультанта.

Иногда психологу-консультанту недостаточно того, что о себе и о своей проблеме рассказал в исповеди клиент. Для того, чтобы сделать более правильные выводы и сформулировать обоснованные рекомендации относительно сути и решения проблемы клиента, психологу-консультанту иногда бывает нужна дополнительная информация о нем.

В этом случае, прежде чем формулировать свои выводы и заключения, психолог-консультант проводит дополнительную беседу с клиентом или другими лицами, имеющими отношение к проблеме, возникшей у клиента, и способными представить полезную для консультирования информацию.

О том, что психолог-консультант собирается беседовать с другими лицами о проблеме клиента, он должен заранее поставить в известность самого клиента и спросить у него на это разрешение.

Иногда для принятия решения о проблеме клиента психологу-консультанту может понадобиться провести дополнительное обследование клиента при помощи ряда психологических тестов. В этом случае консультант должен объяснить клиенту необходимость проведения такого обследования, указав, в частности, в чем оно будет состоять, сколько времени на него понадобится, как оно будет проходить и какие результаты оно может дать. Важно также заранее сказать клиенту о том, как, где и кем могут быть или реально будут использованы результаты его психологического обследования.

Если клиент не дает согласие на проведение психологического тестирования, то психолог-консультант не должен на этом настаивать. Вместе с тем он обязан – если это на самом деле так – предупредить клиента о том, что его отказ участвовать в психологическом тестировании может затруднить осмысление его проблемы и нахождение ее оптимального решения.

 

16. Процедура общего эмоционального настроя клиента на проведение психологического консультирования

Из главы Немова "Основы психологического консультирования".

Изменчивость настроения клиента

 

Неожиданные, непонятные и, казалось бы, беспричинные смены настроения доставляют многим людям беспокойство и немалые неприятности в жизни. Тревога человека по этому поводу вызывается, во-первых, тем, что ему свойственно искать объяснение всему. Если это удается сделать, то человек обычно успокаивается, а если не удается, то испытывает повышенную эмоциональную напряженность.

Связь между удовлетворенностью человека и его возможностью объяснить происходящее с ним опирается на популярную среди психологов теорию когнитивного диссонанса. В соответствии с этой теорией люди переживают отрицательные эмоции при возникновении противоречий между имеющимися у них знаниями и испытывают чувство удовлетворения тогда, когда им удается снять это противоречие, например, понять и объяснить свое состояние или поведение, а также поступки других людей, согласовать между собой

имеющиеся представления и знания. Человек, осознающий, что его настроение часто и непредсказуемо изменяется, но не понимающий до конца, почему это происходит, постоянно будет испытывать чувство беспокойства.

Непредсказуемая смена настроения человека неблагоприятно влияет на его взаимоотношения с людьми, делая эти взаимоотношения также не вполне понятными и непоследовательными.

В сфере межличностных отношений людей, так же как и в области собственной психологии, человеку свойственно стремиться во всем разобраться. Если этого не происходит, то у него возникает чувство неудовлетворенности, порождаемое когнитивным диссонансом. Более того, поскольку каждый человек имеет склонность оценивать и настроение других людей, общающихся с ним, то их плохое настроение обычно воспринимается им как признак недоброго личного отношения этих людей к нему. Неясность причин порождает, кроме того, чувство дискомфорта.

На самом же деле причина плохого настроения другого человека может заключаться совсем в ином, не имеющем прямого отношения к партнерам по общению. Так или иначе, но непредсказуемая смена настроения составляет серьезную проблему и для самого человека, и для окружающих его людей, и с этим психологу-консультанту приходится на практике иметь дело.

Консультировать клиента по этому поводу необходимо не только в том случае, когда он сам прямо жалуется на существование у него такой проблемы, но и тогда, когда клиент об этом ничего не говорит, но со стороны хорошо заметно, что он является человеком с непредсказуемой сменой настроения, при явном доминировании подавленности и мрачности настроя.

В этом случае перед консультантом встает дополнительная задача: постараться убедить клиента в том, что такая проблема действительно имеется у него и ее необходимо решать. Последний из обсуждаемых случаев представляет собой ситуацию, наиболее часто встречающуюся в практике проведения психологического консультирования, поэтому начнем с нее.

Уточним вначале, по каким признакам психолог-консультант может судить о том, что у клиента есть соответствующая проблема. Таких признаков может быть несколько, и все они могут встречаться как порознь, так и в любом их сочетании. Чем больше разнообразных признаков из ниже перечисленных обнаруживает психолог в поведении клиента, тем более уверенным он может быть в том, что проблема непонятной и непредсказуемой смены настроения у клиента действительно существует и является для него актуальной.

Среди признаков, о которых идет речь, могут оказаться следующие:

Нервозное, беспричинно беспокойное поведение клиента во время проведения консультации.

Появление у клиента выражения лица, мимики, которая свидетельствует о неожиданной и быстрой перемене настроения.

Обостренность эмоциональных реакций клиента на слова и действия психолога-консультанта. Очевидно, что клиент явно неадекватно реагирует на поведение консультанта, вкладывая в его слова и действия совсем иной смысл, не тот, который имел в виду сам психолог-консультант.

Пребывание клиента в мрачном, подавленном настроении во время консультации.

Явно выраженные и плохо скрываемые клиентом сомнения в правильности того, что ему говорит психолог-консультант, проявление недоверия к консультанту.

Недовольство клиента своим собственным поведением во время консультации. Это проявляется в том, что, сказав или сделав что-либо, клиент тут же меняет свое настроение с хорошего на плохое и многократно пытается поправлять самого себя, извиняется перед консультантом за неудачно подобранные действия и слова.

Клиент явно стесняется своего поведения, ведет себя скованно в общении с консультантом.

Обнаружив подобные признаки в поведении клиента, психолог-консультант должен постараться убедить его в том, что проблема необъяснимой и непредсказуемой смены настроения у него действительно существует.

Сделать это можно следующим способом: указать клиенту на то в его поведении, что действительно является неадекватным. Далее следует помочь клиенту осознать соответствующие формы поведения.

Это можно сделать тремя путями:

во-первых, предложить клиенту понаблюдать за собой во время проведения консультации;

во-вторых, беседуя с клиентом, время от времени указывать ему на неадекватные формы его поведения, свидетельствующие о непредсказуемой смене настроения;

в-третьих, провести аудио- или видеозапись поведения клиента во время консультации, предоставив ему возможность самому прослушать или просмотреть соответствующие записи с комментариями консультанта.

И только после того как клиент осознает и признает необходимость решения своей проблемы, можно будет переходить от диагностической к коррекционной части психологического консультирования.

В чем же должна состоять коррекционная работа психолога-консультанта, проводимая с клиентом? Прежде всего в том, чтобы постараться сформировать у клиента установку на постоянное самонаблюдение, чтобы научить его осознавать и контролировать свое настроение. Без этого бессмысленно пытаться корректировать его поведение.

Следующий шаг в консультационной работе с клиентом может быть таким. Клиенту необходимо предложить несколько возможных способов воздействия на его настроение и поэкспериментировать с этими способами, последовательно применяя каждый из них и одновременно внимательно наблюдая за результатами.

Такая рекомендация обусловлена тем, что клиент, как личность, обладает индивидуальностью, и то, что подходит для других людей может лично для него оказаться не вполне удачным. Даже весьма опытному психологу-консультанту достаточно трудно сразу определить, что подходит и не подходит для данного клиента, это может сделать только он сам.

После того как клиент некоторое время поэкспериментировал над собой, применяя те или иные способы коррекционной работы, ее результаты необходимо будет обсудить вместе с клиентом для того, чтобы выбрать наиболее удачные и закрепить их в виде полезных жизненных привычек в индивидуальном опыте клиента.

Не следует, однако, сразу рассчитывать на то, что, учтя предложенные психологом-консультантом советы, клиент сразу и полностью сможет решить свою проблему, раз и навсегда избавится от непредсказуемой и необъяснимой смены настроения.

Это связано, во-первых, с тем, что многие причины изменения эмоционального настроя человека им не осознаются вообще, так как могут быть связанными с действием подсознательных влечений и потребностей. Во-вторых, настроение человека может циклически меняться из-за своеобразной организации его темперамента, мало поддающейся волевому воздействию и психологической коррекции. Это касается и того случая, когда особенности темперамента достаточно хорошо осознаются человеком. Имеются в виду периодические смены настроения, вызываемые так называемыми биологическими ритмами.

То, к чему в действительности необходимо стремиться при проведении консультирования на эту тему - это добиться того, чтобы клиент хорошо осознал суть своей проблемы и сделал все, от него зависящее, для того, чтобы эту проблему решить.

Еще один хороший совет, который психолог-консультант мог бы в этом случае предложить клиенту, заключается в следующем: выработать у себя привычку заранее предупреждать людей о возможности непредсказуемой смены своего настроения, чтобы эти люди не принимали данный факт на свой счет. Поступить так - значит исключить многие недоразумения, которые могут возникнуть во взаимоотношениях с людьми.

 

Уже упоминалось выше!!!:

Большинство клиентов, которые обращаются в психологическую консультацию, имеет психологические барьеры и комплексы, которые препятствуют нормальному общению с людьми, в том числе и с психологом-консультантом. Особенно сильно отрицательное действие подобных барьеров и комплексов проявляется в незнакомой обстановке, например при первой встрече психолога-консультанта с клиентом, в ожидании непростого разговора клиента с незнакомым человеком – консультантом – о своих, глубоко личных проблемах.

Для нейтрализации возможного отрицательного действия комплексов и снятия психологических барьеров используется процедура «снятие психологических барьеров». При применении этой процедуры психолог-консультант с помощью специальных действий и приемов успокаивает клиента, создает для него ситуацию психологической безопасности, раскрепощает его, вселяет в него уверенность, вызывает доверие к себе.

Общий эмоционально-положительный настрой клиента на предстоящую консультацию обеспечивается не только при помощи описанной выше процедуры – она в основном только преднастраивает клиента, успокаивает его, – но также посредством применения особой процедуры, преследующей указанную цель. В рамках данной процедуры можно, в частности, применять специальные приемы, поднимающие настроение у клиента, вызывающие у него позитивные эмоциональные переживания.

 

 

17. Снятия психологического барьера клиента

ПРОЦЕДУРА СНЯТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БАРЬЕРА У КЛИЕНТА - совокупность приемов, при помощи которых психолог-консультант в начале работы с клиентом старается распознать и по возможности психологически нейтрализовать влияние комплексов, снять имеющийся у клиента психологический барьер в общении с психологом-консультантом.

Читали выше!!!:

На втором этапе применяются процедуры встречи с клиентом, общего, эмоционально-положительного настроя клиента на проведение консультации, снятия психологических барьеров общения психолога-консультанта с клиентом.

Процедура встречи клиента включает в себя специальные действия, совершаемые психологом-консультантом во время встречи клиента, включая его приветствие, проводы на место, где он должен будет находиться во время проведения консультации. К этой процедуре относится также выбор самим психологом-консультантом места своего расположения по отношению к клиенту во время начала разговора с ним, приемы установления психологического контакта консультанта с клиентом, первые слова, которые произносит психолог-консультант, начиная свой разговор с клиентом. В следующей главе, названной «Техника психологического консультирования», мы подробнее, с соответствующими примерами рассмотрим указанные приемы.

Данная процедура включает в себя и другие конкретные приемы и действия, при помощи которых психолог-консультант с самого начала консультации старается произвести на клиента наиболее благоприятное впечатление и создать у него обеспечивающее успех консультации настроение.

Большинство клиентов, которые обращаются в психологическую консультацию, имеет психологические барьеры и комплексы, которые препятствуют нормальному общению с людьми, в том числе и с психологом-консультантом. Особенно сильно отрицательное действие подобных барьеров и комплексов проявляется в незнакомой обстановке, например при первой встрече психолога-консультанта с клиентом, в ожидании непростого разговора клиента с незнакомым человеком - консультантом - о своих, глубоко личных проблемах.

Для нейтрализации возможного отрицательного действия комплексов и снятия психологических барьеров используется процедура «снятие психологических барьеров». При применении этой процедуры психолог-консультант с помощью специальных действий и приемов успокаивает клиента, создает для него ситуацию психологической безопасности, раскрепощает его, вселяет в него уверенность, вызывает доверие к себе.

 

18. Активное слушание: определение, виды

АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ СОБЕСЕДНИКА

 

ТЕХНИКА СЛУШАНИЯ, РЕАКЦИЯ СЛУШАТЕЛЯ

 

В общении важную роль играет создание опре­деленного образа человека (организации), своеобразного имиджа. Тот, кто хочет успешно общаться, должен как можно больше узнать о своем партнере:

1. В каком он настроении?

2. Какие у него проблемы?

3. Как в данной ситуации сказать ему то, что повыси­ло бы его самооценку и чувство собственного досто­инства?

4. Как помочь ему выполнить ваше задание?

 

Помогут вам в этом приемы техники слушания.

Слушание - это процесс, в ходе которого устанавли­ваются невидимые связи между людьми, возникает ощу­щение взаимопонимания, которое делает эффективным любое общение.

В ходе общения происходит передача информации от одного партнера к другому, которая может быть выраже­на в схеме: передача информации (говорящий кодирует информацию в словах) - понимание информации (слуша­ющий извлекает информацию).

Одним из наиболее важных моментов в любом слуша­нии является момент обратной связи, когда у собеседника создастся ощущение, что он говорит не в пустоту, а с жи­вым человеком, понимающим его.

А.В. Аграшенков (1997) предлагает следующие реко­мендации, опираясь на которые можно точнее, правильнее понять собеседника.

Старайтесь сдерживать попытку прервать собеседника. Прежде чем ответить, дайте ему возможность выс­казаться. Своим поведением подчеркните, что вам интересно его слушать. Если вам недостаточно получен­ной информации, попросите повторить или пояснить то, что не совсем понятно. Постоянно оценивайте свое пони­мание сообщения.

 

Дайте собеседнику время высказаться. Многие люди думают вслух и «на ощупь» идут к своей позиции, поэтому первоначальное высказывание часто является лишь грубым приближением к основной их мысли. Чтобы человек открыл и выразил свою мысль до конца, вы должны предо­ставить ему время и возможность свободно высказаться.

 

Ни в коем случае не показывайте собеседнику, что его трудно слушать. Напротив, проявите по отношению к нему полное внимание и расположение. Случайного кивка, восклицания или замечания будет достаточно, чтобы подчеркнуть заинтересованность.

 

Повторите высказывание говорящего. Если собеседник уже высказался, воспроизведите главные момент его монолога своими словами и поинтересуйтесь, так вы его поняли. Это застрахует вас от любых неясностей и недоразумений.

 

Избегайте поспешных выводов. Это один из главных:

 

барьеров эффективного общения. Воздержитесь от скороспелых оценок и постарайтесь понять точку зрения собеседника или ход его мыслей до конца.

 

Не заостряйте внимания на речевых особенностях собеседника. «Какой медлительный!», «Какой монотонный субъект!», «Какой надоедливый» - такие мысли иногда, собеседник может вызвать у нас, поэтому в разговоре ним мы слишком нетерпеливы. Если вы считаете себя хорошим собеседником, вас не должны отвлекать манеры, выразительные средства, которыми пользуется партнер.

 

Спокойнее реагируйте на высказывания. Если один из собеседников чрезмерно возбужден, то это влияет на воспри­ятие другого. В таком случае включаются эмоциональные барьеры. Слушатель с трудом подбирает контраргументы, чтобы защититься, и находит себе моральную поддержку в полном отрицании всего, что говорит партнер. Хороший слушатель старается сдерживать волнение, не разбрасыва­ется по мелочам, а ищет и находит главную мысль, смысл высказывания, основное содержание сообщения.

 

Не лицемерьте. Не притворяйтесь. Когда уже ясно, что бесстрастная, надоедливая и неинтересная речь собе­седника совсем лишена полезной информации, мы часто начинаем притворяться: высказываем подчеркнутое вни­мание к нему, в то же время взгляд останавливается, мы становимся рассеянными. Стоит партнеру заметить это, его мысли путаются, и он теряет суть высказывания.

 

Будьте, внимательны. Плохого слушателя все отвлека­ет: звуки с улицы, телефонный звонок, хождение людей, которых видно через открытую дверь. Хороший слушатель либо сядет так, чтобы не отвлекаться, либо сконцентриру­ет свое внимание только на словах партнера.

 

Ищите истинный смысл слов собеседника. Помните, что не всю информацию удается вложить в слова. Слово дополняется изменением тональности и окраски голоса, мимикой, жестами, движениями и наклонами тела.

 

Следуйте за главной мыслью, не отвлекайтесь на частно­сти. Хороший слушатель анализирует, какие факты являют­ся побочными, второстепенными, а какие - главными, основополагающими. Он взвешивает их информационную ценность, сравнивает друг с другом, чтобы понять, какая мысль кроется за ними.

 

Не монополизируйте разговор. Собеседник, который стремится занять доминирующее положение в любой си­туации или который, как ему кажется, знает все о предме­те разговора, - чаще всего плохой слушатель.

Приспосабливайте темп мышления к речи. Скорость мышления в 3-4 раза опережает скорость речи. Когда мы слушаем собеседника, мы не пассивны: наш мозг усилен­но работает.

Пока говорит партнер, старайтесь подготовить коп траргументы: суммируйте все сказанное, спросите себя, те ли факты вы выбираете для анализа, объективна ли ваша точка зрения, действительно ли партнер говорит вам са­мое главное.

Реакция слушателя, приемы слушания бывают следующие (по Л.Д. Столяренко):

1. Глухое молчание (видимое отсутствие реакции).

2. Поддакивание (<<ага», «угу», <<да-да», «ну», кивание головой).

3. «Эхо-реакция» (повторение последнего слова собеседника).

4. «Зеркало» (повторение последней фразы собеседника с изменением порядка слов).

5. «Парафраз» (передача высказываний партнера другими словами).

6. Побуждение («Ну и...», «И что дальше?»).

7. Уточняющие вопросы («Что ты имел в виду?»).

8. Собственно вопросы: (Что? Где? Когда? Почему? Зачем?).

9. Оценки, советы.

10. Продолжение (когда слушатель вклинивается речь и пытается завершить фразу, подсказывает слова).

11. Эмоции («ух», «ах», «здорово», смех, «скорбная мина»).

12. Неадекватные высказывания (не относящиеся делу или относящиеся лишь формально).

13. Логические следствия из высказываний партнер,' например, предположение о причине события.

14. «Хамоватая реакция» (высказывания типа: «глупости», «ерунда все это»).

15. Расспрашивание (вопрос следует за вопросом, не уточняя цели).

16. Пренебрежение к партнеру (не обращает на его слова внимания, не слушает, игнорирует партнера)

Стремитесь в процессе общения слушать, используют три такта: поддержка - уяснение - комментирование.

На этапе поддержки основная цель - дать возможность человеку выразить свою позицию. Уместная реак­ция слушателя на этом этапе: молчание, поддакивание «эхо», эмоциональное сопровождение.

На этапе «уяснения» цель - убедиться, что вы правильно поняли собесед­ника, для этого задают уточняющие, наводящие вопросы

На этапе «комментирования» слушатель высказывает свое мнение по поводу услышанного: советует, оценивает комментирует.

 

ВИДЫ СЛУШАНИЯ

 

Активное слушание - вид слушания, в котором на первый план выступает отражение информации. К нему относятся постоянные уточнения той информации, кото­рую хочет донести до вас собеседник, путем задания уточ­няющих вопросов типа: «Правильно я вас понял, что...?», парафраз: «Таким образом, вы хотите сказать...» или «Другими словами, вы имели в виду...».

Применение этих простых приемов общения позволяет достичь сразу двух целей:

1. Обеспечивается адекватная обратная связь, у ваше­го собеседника появляется уверенность в том, что переда­ваемая информация правильно понята.

 

2. Вы косвенным образом информируете собеседника о том, что перед ним равный ему партнер. Занятие вами равной партнерской позиции означает, что оба собеседни­ка должны нести ответственность за каждое свое слово. Использование навыков активного слушания очень помо­жет, если вам свойственна позиция «жертвы», так как применение новых приемов не только сбивает с привычной позиции авторитарного собеседника, но и поднимает вас до Уровня равного разговора, дает возможность сосредоточить­ся на существенных моментах разговора, а не на собствен­ных переживаниях и опасениях.

Активное слушание незаменимо в деловых перегово­рах, в ситуациях, когда ваш партнер по общению равен или сильнее вас, а также в конфликтных ситуациях,

когда собеседник ведет себя агрессивно или демонстрирует свое превосходство.

Это очень хорошее средство успокоиться, настроиться, настроить собеседника на деловую волну, если у вас возникает желание надерзить вашем партнеру, развить начавшийся конфликт.

Типичной ошибкой людей при применении активного слушания является часто формальное следование правилам. В таких случаях человек задает нужный» вопрос «Правильно ли я вас понял, что...», но, не услышав ответа, продолжает развивать аргументы в пользу своей собственной точки зрения, фактически игнорируя точку зрения собеседника. Потом такой человек удивляется, что техника активного слушания не работает: «Я же сказала». «Если я вас правильно понял, то...», а мы все равно не поняли друг друга, и собеседник стал злиться на меня.

Дело в том, что активное слушание подразумевает постоянное осознание своей точки зрения и только при наличии фильтра «Я хочу тебя понять» или отсутствия всяких фильтров вообще оно будет работать.

 

Бывает, что приходится слушать человека, находящегося в состоянии сильного эмоционального возбуждения, и в этом случае, приемы активного слушания не срабатывают. Ваш собеседник и не является в прямом смысле собеседником,сейчас всего лишь человек, который не контролирую свои эмоции, не способен улавливать содержание разговора. Ему надо только одно - успокоиться, прийти в состояние нормального самоконтроля, только потом с ним можно общаться «на равных». В таких случаях эффективно работает прием пассивного слушания.

 

Пассивное слушание - умение дать понять собеседнику, что он не один, что вы его слушаете, понимаете и его вы поддержать. Лучше всего при этом действуют так называемые «угу-реакции»: «да-да, угу-угу», «ну конечно».

Эмпатическое слушание позволяет переживать те чувства, которые переживает собеседник, отражать эти Чувства, понимать эмоциональное состояние собеседника

И разделять его. При эмпатическом слушании не дают советов, не стремятся оценить говорящего, не критикуют, не поучают. Именно в этом и состоит секрет хорошего слуша ния - такого, которое дает другому человеку облегчение открывает ему новые пути для понимания самого себя.

19. Техники психологического консультирования

Под техникой психологического консультирования понимаются специальные приемы, которые психолог-консультант, действуя в рамках тех или иных процедур консультирования, использует для выполнения этих процедур на каждом из этапов психологического консультирования. Поскольку данные этапы и процедуры мы уже

рассматривали в предыдущей главе, можно непосредственно приступить к подробному описанию связанной с ними техники психологического консультирования.

Эта техника может быть универсальной, одинаково успешно применимой на каждом этапе психологического консультирования, и специфической, более подходящей для того или иного, частного этапа психологического консультирования.

Технику психологического консультирования мы будем рассматривать поэтапно в связи с различными процедурами консультирования, особо не выделяя приемы консультирования, носящие универсальный характер.

Встреча клиента в психологической консультации

 

В рамках общей процедуры встречи клиента (первый этап психологического консультирования) психологу-консультанту рекомендуется применять следующий технический прием: выбирать место своего расположения при встрече клиента таким образом, чтобы в момент встречи оказаться лицом к лицу с клиентом и проводить его на место.

Здесь может встретиться ряд частных ситуаций, в которых требуется вести себя иначе. Рассмотрим эти ситуации подробнее.