Методика обучения стилистике в школе

Согласно программам по русскому языку с функциональными стилями речи учащиеся начинают знакомиться с V класса. Сначала они получают элементарное понятие о стилистике как разделе науки о языке, который изучает стили литературного языка (функцио­нальные стили речи - разговорно-бытовой, научный, литератур­но-художественный, публицистический, официально-деловой).

Давая школьникам понятие о стилистике, учитель сообщает им, что в разных речевых ситуациях мы пользуемся разными стилями речи, применение которых зависит от того, где говорим, с кем и зачем. Для иллюстрации этого положения в учебнике «Русский язык для V класса» (под ред. М.М.Разумовской и П.А.Леканта) приводится следующая схема:

Данная схема поможет учителю довести до сознания учащихся суть речевой ситуации, объяснить, что в разных речевых ситуаци­ях человек пользуется разными стилями речи.

В старших классах знания учащихся о предмете и задачах науки стилистика расширяются. Здесь школьники узнают, что ученые по-разному определяют понятие «стилистика». Так, например, по А. И. Ефимову, под стилистикой принято понимать науку о сти­лях языка: «Изучая закономерности употребления речевых средств, она оценивает, отбирает и культивирует лучшие образцы нацио­нальной речевой деятельности... раскрывает и обобщает удачные и наиболее целесообразные способы и приемы использования различных средств языка. В силу этого стилистика является наукой о словесном мастерстве, о выразительных средствах языка»1. П. С. Пустовалов и М. П. Сенкевич предлагают такое определение: «Стилистика (слово «стиль» происходит от названия иглы, или стилета, которым древние греки писали на вощаных дощечках) - это раздел науки о языке, изучающий стили литературного языка (функциональные стили), закономерности функционирования языка в разных сферах использования, особенности употребления языковых средств в зависимости от обстановки, содержания и це­лей высказывания, сферы и условий общения. Стилистика знако­мит со стилистической системой литературного языка на всех его уровнях и стилистической организацией правильной (с соблюде­нием норм литературного языка), точной, логичной и вырази­тельной речи...

Основным содержанием стилистики является теория функцио­нальных стилей речи, синонимия (фонетическая, лексическая, мор­фологическая, синтаксическая), оценка изобразительно-вырази­тельных возможностей различных средств языка и их стилистиче­ская и экспрессивно-эмоциональная окраска. Основой стилистики является синонимика русского языка, богатство смысловых и экс­прессивных оттенков в выражении мыслей и чувств».

«Стилистику можно определить как лингвистическую науку о сред­ствах речевой выразительности и о закономерностях функциониро­вания языка, обусловленных наиболее целесообразным использова­нием языковых единиц в зависимости от содержания высказывания, целей, ситуации и сферы общения», - пишет М. Н. Кожина.

В учебных целях в школьной практике можно использовать сле­дующее определение стилистики, данное Л. В. Шустровой: «Сти­листика - раздел языкознания, изучающий различные стили язы­ка, а также нормы и способы их употребления в условиях языко­вого общения».

Исследователи проблем стилистики (В. В. Виноградов, Г. О. Ви­нокур, К.И. Былинский и др.) в своих работах употребляют тер­мин «практическая стилистика». Вопросы практической стилисти­ки наиболее полно освещены в трудах Д. Э. Розенталя. По мнению ученого, содержанием практической стилистики являются: 1) об­щие сведения о языковых стилях; 2) оценка экспрессивно-эмоци­ональной окраски средств языка; 3) синонимия языковых средств. Д. Э. Розенталь считает, что центральное место для стилистики в целом и для практической стилистики в частности отводится про­блеме синонимии.

В лингвистической науке одни исследователи считают, что нужно разграничивать понятия «стиль языка» и «стиль речи», другие же эти термины предлагают применять недифференцированно. В ме­тодических целях наиболее приемлемым представляется второй подход к проблеме стиля.

Нет пока единства и в классификации функциональных стилей. Так, например, такие ученые, как Л. Ю. Максимов, К.А. Панфи­лов, Д.Н.Шмелев и др., высказывают точку зрения, согласно ко­торой нельзя включать в число функциональных стилей литературно-художественный стиль. Другой точки зрения придерживают­ся В.В. Виноградов, Р.А. Будагов, А.И. Ефимов и многие другие.

Некоторые ученые выступают также против включения в число функциональных стилей разговорной речи, считая, что она представляет собой отличную от кодифицированного литературного языка систему. Большинство же ученых наиболее приемлемой счи­тают классификацию функциональных стилей, которую можно изобразить в виде следующей схемы:

Функциональные стили

Разговорный

Научный

Официально-деловой

Публицистический

художественный

В школьной практике изучение функциональных стилей прохо­дит в такой последовательности. Сначала дается характеристика разговорного, научного и художественного стилей речи (V класс), затем - официально-делового (VI класс) и наконец - публици­стического (VII класс).

В VIII -XI классах знания учащихся о функциональных стилях речи расширяются. Ребята одновременно учатся строить собствен­ные высказывания в том или ином стиле с использованием нуж­ных языковых средств.

В процессе изучения стилистики учащиеся должны познакомить­ся с понятиями «стилистическая норма» и «стилистическая ошибка». К сожалению, в школьной классификации ошибок стилистические нарушения не выделяются в специальную группу. Их обычно отно­сят к речевым ошибкам. Стилистическими ошибками нужно считать нарушения единства стиля, неуместное использование языковых средств (например, употребление в научном стиле нелитературной лексики - просторечий, жаргонизмов, диалектизмов), однообра­зие синтаксических конструкций (синтаксический монотон) и т. п.