Видеопрактика

 

1. Отрывок из передач цикла «Острова»(Телеканал «Культура», 2005–2007): А. Столпер; Р. Кармен; А. Каплер; А. Птушко.

2. Отрывки из передач цикла «Легенды мирового кино»(Телеканал «Культура», 2005–2007): В. Меркурьев, В. Дружников; Ю. Белов; Л. Харитонов.

3. Отрывок из передачи цикла «Культурный слой»(Петербург-5 канал): Фильм-сказка «Золушка» (1946).

4. Отрывок из передач цикла «Камера-обскура»(Телеканал «Культура», 2007): Михаил Калатозов.

5. Фрагменты из д/ф: «40-е: Иван Большаков. Киномеханик Сталина», «50-е: Иван Пырьев. Иван-строитель» из документального сериала «История киноначальников, или Строители и перестройщики».

6. Фрагменты из д/ф «Кинокадры решают все» (2009) / А. Авилов.

7. Фрагменты из д/ф «История японского кино от Нагисы Осимы» (1994) / Нагиса Осима.

8. Фрагменты из х/ф: «Расёмон» (1950), «Семь самураев» (1952), «Под стук трамвайных колес» (1970), «Дерсу Узала» (1976), «Ран» (1985) / Акира Куросава; «Токийская повесть» (1953) / Ясудзиро Одзу; «Табу» (1995) / Нагиса Осима.

 

 

Тема 5. 1960-е: Прекрасный бунт

 

Основные тезисы

 

1.1960-е гг. называют молодостью ХХ века. В 60-е все было первым, уникальным, отметающим прошлое и устремленным в будущее.

Главные гении в истории кино именно в 60-есняли свои лучшие фильмы (Лукино Висконти «Гибель богов»; Федерико Феллини «Сладкая жизнь», «8½»; Микеланджело Антониони «Фотоувеличение»; Ингмар Бергман «Персона»).

Это было время серьезного искусства и глупых развлечений, исследования новых территорий и реванша голливудских киностудий-монстров. В 60-е произошло нечто, до тех пор невиданное. Впервые популярная культура стала формировать идеологию времени, а не отражать ее, как это было раньше. Искусство, бывшее прерогативой высшего класса, вдруг стало доступным каждому, и неудивительно, что символом эпохи стала кичевая банка супа Энди Уорхола – торжество победившего общества потребления. В скандальном рок-мюзикле Милоша Формана «Волосы» по сцене впервые бегали голые люди – это началась сексуальная революция. Умерла Мэрилин Монро, а вместе с ней и наивный старомодный Голливуд 50-х.

Выступления Группы нового американского кино инициировало появление кинематографа контркультуры. Знаковые ленты кинематографа контркультуры: «Бонни и Клайд» / Артур Пенн; «Беспечный ездок» (1969) / Денис Хоппер.

В Советском Союзе была своя Мэрилин Монро – Татьяна Доронина и свой блокбастер – «Война и мир» (1968) Сергея Бондарчука.

В смысле искусства 60-е вообще останутся десятилетием эксперимента. Одним из самых ярких экспериментов стала французская «новая волна».

(Текст основан на статье: Кабаков, А. 60-е: прекрасный бунт // Premiere. – 2004. – №71. – С. 66–69. – (Пять десятилетий, которые изменили кино и мир)).