Кинематограф Великобритании

ü Режиссеры:

Корда (Korda) Александр (1893–1956), английский режиссер, продюсер, организатор производства. Настоящие имя и фамилия – Шандор Ласло Келнер.

Родился в Пуштатурпашто (Венгрия). Вырос в богатом поместье, где его отец был управляющим. После внезапной смерти отца переезжает в Будапешт, где становится известным левым журналистом, пишущим под псевдонимом Шандор Корда. В 1912 г. начинает работать в киноиндустрии, с 1914 г. – режиссером. В 1917 г. создал собственную компанию. Во время Венгерской Советской республики (1919) был назначен комиссаром кино, участвовал в его национализации. После падения Советов эмигрировал в Австрию, затем в Германию, затем в Голливуд. Вернувшись в Европу в 1931 г., он после короткого пребывания во Франции осел в Англии. Созданная им компания «Лондон филмз» стала одним из главных производителей английских фильмов. Восьмой ее фильм «Частная жизнь Генриха VIII» (1933), снятый самим Кордой, благодаря бытовому сниженному юмору, а также живому исполнению главной роли Ч. Лоутоном, имел большой успех и стал вехой в истории английского кино, предопределив развитие целого направления в «костюмном» историческом фильме. Из последующих режиссерских работ Корды в жанре «частной жизни» исторических персонажей критикой был высоко оценен «Рембрандт» (1936), а публикой – «Леди Гамильтон» (1941), поскольку переплетение патриотических мотивов с темой трагической утраты, к тому же лишающей героиню социального статуса, сделало эту мелодраму особенно соответствующей настроениям военных лет. После войны доминирующее положение компании Корды стало ослабевать, однако среди 45фильмов, созданных при ее участии, было немало первоклассных работ. Тонкий знаток кино, Корда умел разглядеть и поощрить талант. Он очень много сделал для целого ряда актеров и режиссеров, в частности, для Л. Оливье и К. Рида. За свои кинематографические заслуги он был в 1942 г. возведен в рыцарское достоинство.

Хичкок (Hitchcock) Альфред (1899–1980), англо-американский режиссер и продюсер.

Родился в Лондоне в семье бакалейщика. Родители Хичкока были строгими католиками, и он получил образование в колледже св. Игнатия, содержавшемся иезуитами. Однажды в детстве за мелкий проступок отец отвел его в местный полицейский участок и попросил там на несколько часов запереть мальчика в камере. Впоследствии Хичкок всю жизнь боялся полицейских и никогда не водил из-за этого машину; многие его фильмы играли на подсознательном страхе перед несправедливым обвинением и преследованием.

После колледжа он поступил в Инженерно-штурманскую школу, где изучал механику, акустику и навигацию. С 1915 г. работал в телеграфной компании, параллельно изучая живопись в Лондонском университете; вскоре его перевели на должность художника в рекламный отдел компании. Примерно в это же время он заинтересовался кинематографом.

В 1920 г. ему удалось устроиться дизайнером титров в лондонский филиал одной из голливудских компаний (будущей студии «Paramount»). Он вскоре возглавил отдел титров, а в 1923 г. у него появилась возможность попробовать себя в режиссуре, однако лента «Номер 13» осталась незаконченной из-за закрытия студии. Хичкок перешел работать к продюсеру Майклу Бэлкону, одному из родоначальников английского кинематографа.

Перепробовав профессии сценариста, художника кино и ассистента режиссера, он наконец снял свой дебютный фильм, совместную англо-немецкую постановку «Сад наслаждений» (1925). На предварительном студийном просмотре Бэлкон заметил, что по своим блестящим техническим качествам картина напоминает скорее американский, чем европейский фильм. В 1926 г. вышел фильм «Жилец» (1926), в котором Хичкок впервые обратился к жанрутриллера и использовал для развития сюжета прежде всего визуальные средства.

Мерцание неоновой вывески в начале задавало нервный ритм всему фильму; зрительно были переданы такие эффекты, как беспокойные шаги жильца, отдающиеся этажом ниже, в комнате хозяев дома. И приемы, и темы этой картины предвосхитили в миниатюре все дальнейшее творчество Хичкока. Это был также первый фильм, в котором он сам появился в крошечной роли – «камео», – как он появлялся впоследствии почти во всех своих картинах, обычно придумывая для этого забавные ситуации.

Первая звуковая лента Хичкока – «Шантаж» (1929) – вначале снималась как немая; затем, когда в Америке было закуплено необходимое оборудование, решено было переснять часть сцен с синхронным звуком. Хичкок нашел ряд новаторских способов использования звука: так, для героини, случайно убившей человека ножом, в разговоре за завтраком слышно только одно слово – «… нож … нож...». Хичкок продолжал разрабатывать свою стилистику в детективе «Убийство» (1930) и в комедии «Пестро и странно» (другой перевод «Богатые и странные», 1932), в которой впервые и с блеском проявился его неповторимый черный юмор, ставший неотъемлемой чертой его творческого почерка.

Начиная с фильма «Человек, который слишком много знал» (1934), Хичкок почти никогда больше не отходил от жанра триллера. Он сознательно стремился развлекать, но не пассивно, а управляя с экрана эмоциями и чувствами зрителей, тонко рассчитывая каждую сцену для достижения максимального эффекта (саспенс). Картина «39 ступенек» (1935) до сих пор остается эталоном комедийного триллера, принося в жертву захватывающему сюжету правдоподобие, логику, связность повествования, но только выигрывая от этого. Высоко оцененный критиками по обе стороны океана, фильм пользовался также огромным коммерческим успехом. В 1939 г. Хичкок подписал контракт с Дэвидом О. Сэлзником и переехал работать в Голливуд.

Его первая американская картина, «Ребекка» (1940), была психологической драмой с элементами триллера и получила «Оскар» как лучший фильм года. В картине «Тень сомнения» (1943) Хичкок предпринял редкую для него попытку построения напряженного сюжета не столько на острых ситуациях, сколько на характерах персонажей; этот фильм он называл позднее своим любимым. Фильм «Завороженный» (1945) был детективом с фрейдистской подоплекой. Сцену сюрреалистического сна поставил для него Сальвадор Дали. В 1948 г. Хичкок снял свою первую цветную картину «Веревка». Ее действие было ограничено рамками одной комнаты, поэтому Хичкок решил использовать экспериментальный метод непрерывной съемки, снимая тщательно отрепетированные десятиминутные сцены и останавливая камеру лишь для того, чтобы зарядить новый рулон пленки.

1950-е гг. стали кульминацией его творчества, когда он снял ряд своих лучших картин: триллер «Окно во двор» (1954), все действие которого зритель видит через окно героя, наблюдающего за своими соседями; романтическую детективную комедию «Поймать вора» (1955), с яркими красками французской Ривьеры; черную комедию «Неприятности с Гарри» (1955) о попытках нескольких неловких персонажей избавиться от загадочного трупа; комедийный триллер «К северу через северо-запад» (1959), являющийся почти энциклопедией хичкоковского стиля. Провалившаяся в прокате, но высоко оцененная впоследствии рядом критиков, лента «Головокружение»(1958) была одной из самых индивидуальных работ Хичкока, но сильно пострадала из-за абсурдного сюжета и неубедительной игры актеров.

Единственный в его творчестве фильм ужаса«Психоз» (1960, номинация за режиссуру) был снят на небольшой бюджет, с использованием телевизионной техники, так как крупные студии отказались от столь жесткого материала. Фильм сделал Хичкока миллионером, и в дальнейшем он продюсcировал свои картины самостоятельно. «Птицы» (1963) предвосхитили популярную в 1970-е гг. тему столкновения человека с враждебными и необъяснимыми силами природы.

В 1979 г., незадолго до смерти, он получил орден Британской империи и рыцарский титул.

ü Выдающиеся актеры:

Оливье (Olivier) Лоренс (1907–1989), английский актер театра, кино и ТВ.

Родился в Доркинге (Англия). Сын сельского священника, он в 17 лет бросает занятия в Оксфорде и поступает в Школу дикции и драмы Элси Фогерти. Ко времени дебюта в фильме «Слишком много мошенников» (1930) успел сыграть множество ролей в различных театрах. В 1930-е гг. становится одним из наиболее известных «молодых любовников» своего времени. Сыграв в кино по обе стороны Атлантики более десятка ролей, добился крупного успеха в фильме «Грозовой перевал» (1939) У. Уайлера. В этой роли ему удалось передать контрастное соединение жесткости, порывистости, резкости, желания повелевать с чрезвычайной внутренней ранимостью и определенной тонкостью. Обыгрывание этого контраста, в большой мере присущего английскому национальному характеру, стало в дальнейшем одной из главных актерских красок Оливье.

В 40-е гг. актерским и режиссерским триумфом Оливье стала экранизация шекспировского «Генриха V» (1944), органично сочетающая театральные и кинематографические приемы. В дальнейшем он неоднократно обращался к киноверсиям Шекспира, таким как «Гамлет» (1948); «Ричард III» (1956); «Отелло» (1966), и каждый раз это было событием. Ключевым в современном репертуаре стало для него исполнение роли конферансье из мюзик-холла в фильме по пьесе Д. Осброна «Комедиант» (1959). Крах человека, неспособного на личностное «самостоянье», стал в исполнении Оливье метафорой социального краха целого поколения «промотавшихся отцов».

Один из наиболее признанных английских актеров, первый руководитель основанного в 1963 г. Национального театра, Оливье в 1947 г. был возведен в рыцарское достоинство, а в 1970 г. получил пожизненное пэрство.