Норма как предпосылка рационального поведения в экономике соглашений. «Дилемма заключенных».
Типологии социального действия М. Вебера. Он выделял четыре «идеальных типа» поведения:
•Целерациональное поведение, продуманное использование условий и средств для достижения поставленной цели.
• Ценностно-рациональное поведение, использование условий и средств для достижения заданных извне целей. Цели при этом определены верой в самодовлеющие ценности (религиозные, эстетические, идеологические).
•Традиционное поведение, цели и средства заданы извне, они носят традиционный характер. В основе поведения лежит длительная привычка или обычай.
•Аффективное поведение, цели и средства не выделяются. Поведение обусловлено эмоциональным состоянием индивида, его непосредственными чувствами, ощущениями.
Как мы уже отметили, в основе взаимодействия на рынке лежит целерациональное поведение. Оно предполагает, среди прочего, ожидание определенного поведения других людей — только в этом случае это поведение может быть использовано для достижения поставленных целей. Ожидание базируется на понимании, объяснении мотивов и намерений окружающих. Предположение рационального поведения окружающих действительно помогает объяснить и понять их намерения. На обыденном уровне такое предположение принимает форму постоянного поиска ответа на вопросы «Кому это выгодно?» и «В чем заключается интерес этого человека?».
Так, в основе повседневного взаимодействия лежит не рациональное, а обоснованное действие. Оно предполагает, что индивиды могут понять намерения друг друга с помощью обращения к житейскому опыту. Именно житейский опыт и здравый смысл, а не модель рационального выбора чаще всего позволяют индивидам построить достоверные предположения о действиях окружающих. Рациональное действие, безусловно, лежит в основе здравого смысла, но не исчерпывает его. Иными словами, рациональное действие приписывается индивидам для объяснения их действий внешним наблюдателям и построения формальных моделей , хотя чаще всего сами индивиды не ограничиваются моделью рационального выбора, объясняя себе поведение других и объясняя другим свое собственное поведение.
ДИЛЕММА ЗАКЛЮЧЕННЫХ
▪ситуация «дилемма заключенных»-это случай в теории игр,когда каждому из двух заключенных,против которых имеются доказательства совместного преступления, недостаточные для обвинения, и которые не могут общаться друг с другом,обещают облегчить наказание в случае признания;
▪Окружной прокурор знает, что они вместе совершили вооруженное ограбление, но получить доказательство, гарантирующее обвинительный приговор в суде, может только в том случае, если хотя бы один из заключенных признается в содеянном.
▪Если ни один из них не признается, они будут приговорены к 5 годам тюремного заключения за незаконное владение огнестрельным оружием.
▪Однако, если оба признают свою вину, срок будет 7 лет. Если один признается, , то он получит 3 года, а другого приговорят к 10 годам.
№14.Типы соглашений в рамках экономики соглашений: рыночное, индустриальное, традиционное, гражданское, соглашение общественного мнения, творческой деятельности, экологическое.
Тип соглашения | Основная норма поведения | Предметный мир | Источник информации | Вектор времени | Пример сферы деятельности |
Рыночное | Максимизация индивидом полезности через удовлетворение потребностей других индивидов | Товары и деньги | Цены | Ориентация на настоящее | Классический рынок |
Индустриальное | Обеспечение непрерывности производственного процесса, подчинение взаимодействия между людьми требованиям технологии | Технологи ческое оборудование | Стандарты | Сделки являются проекцией будущего на настоящее (планирование) | Военно-промышленный комплекс |
Традиционное | Обеспечение воспроизводства традиций; принцип старшинства | Предметы старины | Обычаи, традиции | Сделки являются проекцией прошлого | Семья |
Гражданское | Подчинение индивидуальных интересов коллективным, ориентиром во взаимодействиях служит оптимум по Парето | Общественные блага | Закон | Ориентация на настоящее | Политическая сфера |
Общественное мнение | Достижение известности, привлечение общественного внимания | Предметы престижа | Слухи | Ориентация на настоящее | Средства массовой информации |
Творческая деятельность | Достижение неповторимого результата, у которого отсутствуют аналоги | Изобретения | Озарение | Дискретное время | Творческая деятельность |
Экологическое | Обеспечение гармонии с природой, подчинение взаимодействий людей требованиям экологии | Природные объекты | Информация о состоянии окружающей среды | Цикличность времени: природные циклы | Природоохранная деятельность |
№15.Соотношение соглашений: экспансия, касание, компромисс.
Экспансия — соотношение соглашений, при котором организация взаимодействий происходит на основе норм одного из соглашений в тех сферах, где ранее господствовали нормы других соглашений. Например, политическая сфера может быть превращена в политический рынок, при этом нормы гражданского соглашения вытесняются нормами рыночного. Причем экспансия рыночного соглашения особенно опасна, она лишает развитие общества устойчивости, приводя к крайне неравномерному распределению богатства и его использованию в качестве фактора политической власти.
Касание — такое соотношение соглашений, когда одно и то же взаимодействие может быть осуществлено на основе взаимоисключающих норм.
Компромисс — соотношение соглашений, при котором появляются синтетические нормы, снимающие противоречие между требованиями различных соглашений. Например, любая рекламная кампания предполагает нахождение компромисса между требованиями рыночного соглашения и соглашения об общественном мнении. Другой пример компромисса между этими двумя соглашениями — демонстративное потребление, когда индивид в своем потребительском выборе руководствуется максимизацией полезности не от потребления товара или услуги, а от уважения, которое он фактом потребления приобретает.
16. Рациональность как норма поведения. Целерациональное поведение, ценностно – рациональное поведение, традиционное поведение, аффективное поведение.
• Целерациональное поведение, продуманное использование условий и средств для достижения поставленной цели.
• Ценностно-рациональное поведение, использование условий и средств для достижения заданных извне целей. Цели при этом определены верой в самодовлеющие ценности (религиозные, эстетические, идеологические).
• Традиционное поведение, цели и средства заданы извне, они носят традиционный характер. В основе поведения лежит длительная привычка или обычай.
• Аффективное поведение, цели и средства не выделяются. Поведение обусловлено эмоциональным состоянием индивида, его непосредственными чувствами, ощущениями.
Как мы уже отметили, в основе взаимодействия на рынке лежит целерациональное поведение. Оно предполагает, среди прочего, ожидание определенного поведения других людей — только в этом случае это поведение может быть использовано для достижения поставленных целей. Ожидание базируется на понимании, объяснении мотивов и намерений окружающих. Предположение рационального поведения окружающих действительно помогает объяснить и понять их намерения. На обыденном уровне такое предположение принимает форму постоянного поиска ответа на вопросы «Кому это выгодно?» и «В чем заключается интерес этого человека?». Даже в ситуации «дилеммы заключенных», когда
исключается существование ex ante других норм, предположение рационального поведения помогает обвиняемым скоординировать свои действия и минимизировать срок осуждения. «Рациональное» решение «дилеммы заключенных» принимает форму использования обоими обвиняемыми стратегии Tit-For-Tat («зуб за зуб»), оно становится реальным только при условии полной рациональности участников. Однако использование модели рационального действия в качестве нормативных рамок взаимодействия связано с целым рядом трудностей и ограничений.