Архитектура и изобразительное искусство в Западной и Центральной Европе

Западная Европадо IX в. не знала сколько-нибудь значительных каменных построек. Лишь при Карле Великом начали создаваться массивные каменные сооружения, обычно с деревянными перекрытиями, главным образом - церковные. Сооружались они обычно строителями, группы которых ко­чевали по Европе с VII в. Постройки эти были плохими копиями древне­римских базилик. За подражание античности этот архитектурный стиль в XIX в. назвали романским.Для этого стиля характерна полукруглая сводчатая арка, приземистость, массив­ные толстые стены, узкие прорези окон. Перекрытия (стропила) обычно были деревянными. Римская техника сооружения каменных сводов была забыта, а где еще применялась, своды оказывались весьма непрочны­ми и часто падали на головы строителей или обитателей построек. Укра­шения бывали на фасаде и внутри, там, где находился алтарь.

Господствующим типом была монастырская церковь, что отражало роль монастырей в раннесредневековой Европе. В основе этих мрач­ных длинных базилик лежала идея пути как намека на «крестный путь» - путь страданий и искуплений, что лежало в основе католичества.

Купола не привились. Их сооружение требовало сложных знаний и техники. Проще было соорудить свод. Но он был очень тяжелым, давил на стены, которые приходилось строить очень массивными, почти без оконных проемов.

Интерьеры соответствовали мрачному характеру архитектуры. Преобладали темные цвета. Дл отопления и освещения применяли камины. Освещали здания так же факелами, прикрепленными к стенам. Мебель была тяжелой и примитивной. И было ее очень мало. Обычно в комнатах находились: скамьи, сундуки, столы, широкие кровати с навесами над головой. Стулья в раннем средневековье считались почетной мебелью - их предлагали только королям и другим знатным,

С конца XII в. на востоке Франции и в Бургундии появился новый тип построек, новый архитектурный стиль - готический. Постройки, выполненные в этом стиле, были бо­лее технически совершенными и отражали несомненный прогресс в общем техническом развитии, связанным с развитием городов. Готика воплотила усиление значения и финансового могущества бюргерства, зарождение централизованных монархий, рост значения светской архи­тектуры. Но классическая готика проявилась в городских храмах. Из сводчатых, дугообразных арки превратились в стрельчатые, состоящие как бы из двух дуг. Это позволило облегчить явление сводов на стены, что повлекло изменения в конструкции зда­ний. Массовое при­менение стрельчатых арок позволило перейти к каркасной системе, при которой свод опи­рался не на стены, а на отдельные столбы. Это и позволило делать сте­ны легкими, ажурными, с многочисленными окнами. Каркасные конструкции стен распространились и в гражданском строительстве, а в XIII в. проникли даже в деревни.

Громадные окна стали украшать цветными стеклами, составляя из нихцелые картины - витражи. Снаружи и внутри храмов появилось множество дополнительных украшений (барельефы, скульптуры).

Ведущая роль в готической архитектуре принадлежала церкви. Готи­ческие соборы, устремленные ввысь благодаря множеству расположен­ных друг над другом стрельчатых арок, производили сильное впечатле­ние на прихожан, вызывали мистическое преклонение перед Богом и Робость перед священнослужителями храмов. Соборы как бы удаляются от грешной земли. Вся архи­тектура подчинена идее устремления в небеса, к Богу. Впечатление уси­ливалось богатым внутренним убранством, особенно алтарей.

Распространение готики породило расцвет скульптур, которые, прежде всего, использовали в оформлении храмов. Например, такие соборы как Нотр Дам в Париже, Амьенский и Шартрский насчитывали каждый до двух тысяч скульптур. Средневековые скульптур были часто раскрашены. Средневековые ваятели не обобщали, а творили фигуры такими какими они были в реальном мире и божественные сюжеты создавали по образу земных. В готической скульптуре есть стремление передать не только внешние индивидуальные черты, но и особенности внутреннего мира, хотя для этого не всегда доставало мастерства и знания человека. Ведь интерес к личности в средневековом христианском мире только зарождался. Интересны скульптурные образы Богоматери. Если в романский период она - лишь символ, бестелесная идея, воплощенная в камне, то в готике - это обычно юная мать, играющая со своим вполне земным младенцем. Нередки были фантастические фигуры на мотивы рыцарского эпоса. Создавались и пародии, в том числе и на церковь.

Живопись,как и архитек­тура, считалась литературой для неграмотных. По сравнению со скульптурой она была более схематичной, подчиненной религиозным канонам. Искусство тогдашних художников не рождает у зрителя ощу­щения объема, глубины, не создает представления о пространстве. Ху­дожники и не стремились к этому, ибо истинный, Божий мир человек уви­деть и охватить не может. Размеры фигур зависели не от их удаленности от зрителей (законами перспективы пренебрегали, а часто и не знали о них), а от их значимости в сюжете.