Содержание инженерно-психологического обеспечения СЧМ
Этап жизненного цикла | Аспект инженерно-психологического обеспечения | ||
целевой | организационно-методический | ||
Проектирование | Определение функций человека в проектируемой СЧМ и оценка его психофизиологических возможностей по их выполнению (инженерно-психологическое проектирование) | Разработка нормативных и справочно-методических материалов по инженерно-психологическому проектированию деятельности оператора. Организация труда коллектива проектировщиков | |
Производство | Учет психофизиологических свойств человека в процессе производства (условия труда, режим труда и отдыха, взаимосвязи операторов в групповой деятельности и т.п.) | Разработка нормативных и справочно-методических материалов по учету человеческого фактора в процессе производства | |
Эксплуатация | Учет психофизиологических возможностей человека при эксплуатации техники (профессиональный отбор, обучение, тренировки, формирование операторских коллективов, организация их труда) | Разработка методик по профессиональному отбору (если это необходимо) и подготовке операторов, подбору коллективов, организации труда. Разработка нормативных документов, регламентирующих применение этих методик |
Классификация систем "человек - машина"
Выделяются различные критерии классификации СЧМ:
А. По степени участия в работе системы человека:
1) автоматические (работающие практически без человека);
2) автоматизированные (человек работает вместе с техническими средствами);
3) неавтоматизированные (человек больше работает без применения сложных технических средств).
Б. По целевому назначению:
1) управляющие (задачей человека является управление машиной - автомобилем, локомотивом, самолетом, прокатным станом и др.);
2) обслуживающие, к ним относятся контрольно-измерительные и ремонтные системы (задачей человека является контроль состояния техники, поиск неисправностей и их устранение);
3) обучающие, (обеспечивают выработку у человека определенных навыков – тренажеры и имитаторы и т.п.);
4) информационные - локационные и информационно-поисковые системы (обеспечивают поиск, накопление и получение необходимой человеку информации);
5) исследовательские - информационно-экспертные системы, моделирующие стенды, измерительные приборы (используются при анализе тех или иных явлений, при поиске новой информации).
В. По характеристике "человеческого звена" ("человеческого фактора"):
1) моносистемы (вихсостав входит один человек и одно или несколько технических устройств);
2) полисистемы (состоят из коллектива операторов, взаимодействующих с комплексом технических устройств), где выделяются: "паритетные" (когда все операторы работают "на равных") и иерархические (с четкой соподчиненностью операторов).
Г. По типу взаимодействия человека и машины:
1) непрерывное, постоянное (например, система "машинист - локомотив", в которых человек ведет постоянный контроль и управление движущимся объектом или технологическим процессом);
2) эпизодическое взаимодействие ( контроль и управление осуществляются регулярно («оператор - ЭВМ») или вероятностно («оператор - система целенаправленного контроля», «наладчик - станок»).
Д. По типу и структуре машинного компонента в СЧМ:
1) инструментальные СЧМ (неотъемлемый компонент системы - инструменты и приборы, которые отличаются высокой точностью выполняемых самим человеком операций, т.е. важна роль самого человека);
2) простейшие человеко-машинные системы (включают стационарные и нестационарные технические устройства). Здесь требования к человеку существенно различаются в зависимости от типа устройства, его целевого назначения и условий применения. Однако их основной особенностью является сравнительная простота функций человека.
3) сложные человеко-машинные системы (включают помимо использующего их человека некоторую совокупность технологически связанных, но различных по своему функциональному назначению аппаратов, устройств и машин, предназначенных для производства определенного продукта (энергетическая установка, прокатный стан, вычислительный комплекс). В этих системах, как правило, связанность технологического процесса обеспечивается локальными системами автоматического управления. В задачу человека входит общий контроль за ходом технологического процесса, изменение режимов работы, оптимизация отдельных процессов, настройка, пуск и остановка.
4) системотехнические комплексы (представляют сложную техническую систему с неполностью детерминированными связями и коллектив людей, участвующих в ее использовании). Для систем такого типа характерным является взаимодействие не только по цепи "человек - машина", но и по цепи "человек - человек - машина". Т.е., в процессе своей деятельности человек взаимодействует не только с техническими устройствами, но и с другими людьми. Примеры комплексов различного уровня и назначения - судно, воздушный лайнер, промышленное предприятие, вычислительный центр, транспортная система и т.п.
В зависимости от количества уровней управления целесообразно различать СЧМ первого, второго и т.д. порядка. Структура СЧМ первого порядка включает одного оператора или группу операторов, выполняющих одну функцию, и одно или несколько технических звеньев. СЧМ второго порядка состоит из двух уровней управления. Примером такой системы является управление самолетом в зоне аэропорта. Здесь первый уровень (летчик) осуществляет управление самолетом, а второй уровень (диспетчер аэропорта) руководит действиями всех летчиков, самолеты которых находятся в зоне аэропорта. В системах второго и более высокого порядка особенно остро встает проблема организации групповой деятельности.