Введение.

Челябинская Государственная

Медицинская Академия

Кафедра травматологии, ортопедии и ВПХ

Транспортная иммобилизация

(методическое пособие для студентов,

интернов и ординаторов)

Челябинск 2004г.

Составили:

Заведующий

Кафедрой травматологии,

Ортопедии и ВПХ к.м.н., доцент

Л.Г. Плеханов

Ассистент кафедры

Травматологии, ортопедии

И ВПХ А.М. Чмутов

Клинический интерн кафедры травматологии, ортопедии и ВПХ М.П.Дружинин

Введение.

Под транспортной иммобилизацией понимают создание неподвижности повреждённой части тела на время доставки больного в стационар, является временной мерой (от нескольких часов до нескольких дней), однако имеет большое значение как для жизни пострадавшего, так и для дальнейшего течения и исхода повреждения.

Показанием для транспортной иммобилизации является не только перелом костей скелета человеческого тела, а также массивное повреждение мягких тканей, кровотечения из сосудов конечностей, повреждение нервных стволов, тяжёлые воспалительные процессы в конечностях, синдром длительного раздавливания и позиционного сдавления, термические ожоги, отморожения. В целом транспортная иммобилизация является мощным противошоковым средством, поэтому значение её трудно переоценить.

Чёткое понимания значимости данного вида оказания помощи, умение быстро и своевременно проводить манипуляции, связанные с транспортной иммобилизацией пострадавших являются ключом к спасению жизни пострадавших на догоспитальном этапе лечения.

 

Принципы транспортной иммобилизации.

 

1. Шина обязательно должна захватывать два, а иногда три смежных сустава (т.к. подавляющее большинство мышц на конечностях двуосные).

2. При иммобилизации конечностей необходимо по возможности придать ей физиологическое положение.

3. При открытых переломах вправление отломков не производится: накладывают стерильную повязку и конечность фиксируют в том положении, в котором она находится.

4. Не следует снимать одежду с пострадавшего.

5. Повреждённую конечность во время перекладывания больного с носилок должен держать помощник.

6. Перед наложением транспортных шин необходимо ввести обезболивающие средства.

7.

Рисунок 1. Среднее физиологическое положение верхней и нижней конечностей.
Стандартные транспортные шины перед наложением предварительно моделируют (рис. 1).

Средства, применяемые для

транспортной иммобилизации.

 

Транспортная иммобилизация осуществляется с помощью шин, матерчатых и гипсовых повязок.

Импровизированными шинами называются шины, изготовленные из подручного материала (рис. 2).

Рис.2 Импровизированные шины.

Стандартные шины – имеют государственный стандарт и выпускаются в централизованом порядке.

В качестве шин могут служить также неповреждённая нижняя конечность либо туловище пострадавшего.

По функции шины делят на:

1. фиксирующие (шина Крамера)

2. сочетающие фиксацию с вытяжением ( шина Дитерихса)

По материалу, из которого изготовлена шина:

1. фанерные шины (рис. 3)

Рис. 3 Фанерная шина.

 

2. проволочные шины (рис. 4).

 

 
 

Рис. 4

3.

 
 

сетчатые шины (рис. 5).

 

Рис. 5

4.

 
 

деревянные шины (рис. 6).

 

Рис. 6. Дистракционная шина для нижней

конечности (Дитерихса)

а – длинная доска-шина (бранша);

б – короткая доска-шина (бранша); в – деревянная подошва;

г – закрутка; д – прорези в браншах.

 

5.

Рис. 6. Шины медицинские пневматические в упаковке.
пневматические шины

 
 

Транспортная иммобилизация

при повреждениях верхней конечности.

 

 
 

Рис. 7 Иммобилизация при повреждениях кисти и пальцев.
При повреждениях лучезапястного сустава, кисти и пальцев иммобилизация производится лестничной или фанерной шиной, один конец которой на 3-4 см длиннее концов пальцев, а другой доходит до локтевого сустава. Предплечье и кисть укладывают на шину в положении пронации, пальцы полусогнуты с противопоставлением 1 пальца. Иммобилизацию заканчивают подвешиванием предплечья на косынке, для этой цели может быть использована одежда пострадавшего. (рис. 7).

Рис.8 Иммобилизация предплечья стандартной лестничной шины и с помощью дощечки.
 
 

При повреждениях предплечья шина должна фиксировать локтевой и лучезапястный суставы: её накладывают от в/3 плеча до кончиков пальцев. Лестничную шину укорачивают и сгибают под прямым углом на уровне локтевого сустава. Предплечье укладывают на шину в положении среднем между пронацией и супинацией; в ладонь, обращённую к животу, вкладывают ватно-марлевый валик. Шину прибинтовывают и конечность подвешивают на косынке (рис. 8).

 
 

При повреждениях плеча необходимо зафиксировать три сустава: плечевой, локтевой и лучезапястный. На уровне локтевого отростка сгибают лестничную шину под прямым углом. Над плечевым суставом шину сгибают под углом около115 град. И несколько скручивают. Практически моделирование осуществляет специалист, оказываю

 
 

щий помощь, по себе (рис. 9). По углам проксимального конца шины привязывают две тесёмки длиной 70-80 см для последующего подвешивания дистального конца. К шине по всей длине прикрепляют ватно-марлевую прокладку. Во время наложения шины пострадавший сидит. Помощник сгибает конечность в локтевом суставе и производит некоторое вытяжение плеча. После наложения шины тесёмки на ней натягивают и привязывают к углам дистального конца. Одна тесёмка проводится по передней поверхности здорового плечевого пояса, вторая – по задней и через подмышечную впадину. Предплечье укладывают в положение среднее между пронацией и супинацией. Прибинтовывание шины следует начинать с кисти, оставляя свободными пальцы для контроля за состоянием кровообращения
Рис. 10. Шинирование перелома плеча. а – связаны концы шины; б – укрепление шины мягким бинтом; в - подвешивание руки на косынку.
в конечности. (рис. 10, 11).



Рис. 12. Иммобилизация ключицы. а – ватно-марлевые кольца; б – подвешивание конечности на косынке.
Восьмиобразная повязка при переломе ключицы (повязка Шарашенидзе).
Механизм смещения отломков ключицы. а – распределение сил, смещающих центральный отломок; б - распределение сил, смещающих периферический отломок.
При повреждениях ключицы иммобилизацию производят восьмиобразной повязкой из косынки или широкого бинта. Помощник упирается коленом в межлопаточную область и руками отводит назад плечевые суставы больного. В этом положении накладывают восьмиобразную повязку. В межлопаточную область под перекрест косынки подкладывают ватно-марлевую подушку. Для иммобилизации ключицы широко используют ватно-марлевые кольца Дельбе, которые надевают на надплечья. На спине эти кольца стягивают резиновой трубкой или бинтом (рис. 12).

Простейшим способом иммобилизации верхней конечности является прибинтовывание её к туловищу по типу повязки Дезо (рис 13).


Рис. 14.
Иммобилизацию верхней конечности возможно также осуществить с применением вакуумной шины(рис. 14).