Введение.
Челябинская Государственная
Медицинская Академия
Кафедра травматологии, ортопедии и ВПХ
Транспортная иммобилизация
(методическое пособие для студентов,
интернов и ординаторов)
Челябинск 2004г.
Составили:
Заведующий
Кафедрой травматологии,
Ортопедии и ВПХ к.м.н., доцент
Л.Г. Плеханов
Ассистент кафедры
Травматологии, ортопедии
И ВПХ А.М. Чмутов
Клинический интерн кафедры травматологии, ортопедии и ВПХ М.П.Дружинин
Введение.
Под транспортной иммобилизацией понимают создание неподвижности повреждённой части тела на время доставки больного в стационар, является временной мерой (от нескольких часов до нескольких дней), однако имеет большое значение как для жизни пострадавшего, так и для дальнейшего течения и исхода повреждения.
Показанием для транспортной иммобилизации является не только перелом костей скелета человеческого тела, а также массивное повреждение мягких тканей, кровотечения из сосудов конечностей, повреждение нервных стволов, тяжёлые воспалительные процессы в конечностях, синдром длительного раздавливания и позиционного сдавления, термические ожоги, отморожения. В целом транспортная иммобилизация является мощным противошоковым средством, поэтому значение её трудно переоценить.
Чёткое понимания значимости данного вида оказания помощи, умение быстро и своевременно проводить манипуляции, связанные с транспортной иммобилизацией пострадавших являются ключом к спасению жизни пострадавших на догоспитальном этапе лечения.
Принципы транспортной иммобилизации.
1. Шина обязательно должна захватывать два, а иногда три смежных сустава (т.к. подавляющее большинство мышц на конечностях двуосные).
2. При иммобилизации конечностей необходимо по возможности придать ей физиологическое положение.
3. При открытых переломах вправление отломков не производится: накладывают стерильную повязку и конечность фиксируют в том положении, в котором она находится.
4. Не следует снимать одежду с пострадавшего.
5. Повреждённую конечность во время перекладывания больного с носилок должен держать помощник.
6. Перед наложением транспортных шин необходимо ввести обезболивающие средства.
7.
|
Средства, применяемые для
транспортной иммобилизации.
Транспортная иммобилизация осуществляется с помощью шин, матерчатых и гипсовых повязок.
Импровизированными шинами называются шины, изготовленные из подручного материала (рис. 2).
|
Стандартные шины – имеют государственный стандарт и выпускаются в централизованом порядке.
В качестве шин могут служить также неповреждённая нижняя конечность либо туловище пострадавшего.
По функции шины делят на:
1. фиксирующие (шина Крамера)
2. сочетающие фиксацию с вытяжением ( шина Дитерихса)
По материалу, из которого изготовлена шина:
1. фанерные шины (рис. 3)
|
2. проволочные шины (рис. 4).
Рис. 4
3.
сетчатые шины (рис. 5).
Рис. 5
4.
деревянные шины (рис. 6).
Рис. 6. Дистракционная шина для нижней
конечности (Дитерихса)
а – длинная доска-шина (бранша);
б – короткая доска-шина (бранша); в – деревянная подошва;
г – закрутка; д – прорези в браншах.
5.
|
Транспортная иммобилизация
при повреждениях верхней конечности.
|
|
При повреждениях предплечья шина должна фиксировать локтевой и лучезапястный суставы: её накладывают от в/3 плеча до кончиков пальцев. Лестничную шину укорачивают и сгибают под прямым углом на уровне локтевого сустава. Предплечье укладывают на шину в положении среднем между пронацией и супинацией; в ладонь, обращённую к животу, вкладывают ватно-марлевый валик. Шину прибинтовывают и конечность подвешивают на косынке (рис. 8).
При повреждениях плеча необходимо зафиксировать три сустава: плечевой, локтевой и лучезапястный. На уровне локтевого отростка сгибают лестничную шину под прямым углом. Над плечевым суставом шину сгибают под углом около115 град. И несколько скручивают. Практически моделирование осуществляет специалист, оказываю
щий помощь, по себе (рис. 9). По углам проксимального конца шины привязывают две тесёмки длиной 70-80 см для последующего подвешивания дистального конца. К шине по всей длине прикрепляют ватно-марлевую прокладку. Во время наложения шины пострадавший сидит. Помощник сгибает конечность в локтевом суставе и производит некоторое вытяжение плеча. После наложения шины тесёмки на ней натягивают и привязывают к углам дистального конца. Одна тесёмка проводится по передней поверхности здорового плечевого пояса, вторая – по задней и через подмышечную впадину. Предплечье укладывают в положение среднее между пронацией и супинацией. Прибинтовывание шины следует начинать с кисти, оставляя свободными пальцы для контроля за состоянием кровообращения
|
|
|
|
Простейшим способом иммобилизации верхней конечности является прибинтовывание её к туловищу по типу повязки Дезо (рис 13).
|