Старшая группа

Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова

Тетрадь логопедических заданий

Старшая группа

Москва: Издательство «Скрипторий 2003», 2010

 

 


Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н.

Тетрадь логопедических заданий. Старшая группа. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. - 144 с.

В данном пособии предлагается система заданий по развитию речи детей стар­шего дошкольного возраста.

Задания включают игры, упражнения и тренинги, необходимые для формиро­вания грамматического строя речи, обогащения словаря, формирования слоговой структуры слова, развития связной речи, фонематического восприятия, а также когнитивных процессов детей данного возраста: внимания, памяти, мышления.

Цель тетради - всестороннее развитие речи детей 5-6 лет.

Издание адресовано логопедам, дефектологам, родителям.


 

Введение

 

Оригинальная и эффективная система занятий по преодолению проблем речевого раз­вития у дошкольников 5-6 лет представлена в настоящем пособии - тетради логопедичес­ких заданий для детей старшей группы детского сада, которое является результатом обоб­щенного опыта многолетней практической работы педагогов ГОУ детский сад компенсирую­щего вида № 1632 СВАО г. Москвы. Систематически занимаясь с ребенком по этой тетради, можно скорректировать такие проблемы, как бедный словарный запас, ошибки в употреб­лении падежных окончаний, согласовании слов, затруднения при пересказе и составлении рассказов, нарушения структуры слова и звукопроизношения.

Задания рассчитаны на весь учебный год и образуют систему упражнений и игр по уточ­нению и расширению словаря. В рамках каждой лексической темы предлагаются тренинги по словоизменению и словообразованию, правильному употреблению предлогов.

Чтобы научить ребенка грамотно строить фразы, планировать высказывания, в тетради предлагаются картинно-графические схемы предложений и картинно-графические планы рассказов, где используются следующие символы:

 

 

Пособие также содержит упражнения по формированию познавательных процессов, развитию мелкой и артикуляторной моторики, правильного звукопроизношения и фонема­тического восприятия.

В тетради даны задания и по развитию графических навыков. Образец обводит взрос­лый, строго следуя правилу: гласные пишем красным, согласные - синим. В первых задани­ях ребенок только обводит буквы по пунктирным линиям, а по мере формирования графи­ческого навыка постепенно переходит от обводки букв к самостоятельному написанию.

Выполняя с ребенком задания по тетради, можно научить его определять позицию звука в слове, составлять слоги и слова. Малыш познакомится с десятью буквами, научится составлять и читать буквосочетания.

Иллюстративный материал в тетради дан в контурном изображении. Картинки предла­гается раскрашивать карандашами самому ребенку или с помощью родителей, подбирая цвета в соответствии со смыслом задания.

Систематические занятия, соблюдение рекомендаций и последовательность выполне­ния заданий помогут преодолеть речевые нарушения у ребенка.


 


Задание 1. Наша группа

 

1. Сделай дыхательную гимнастику (5-7 раз):

• Подыши спокойно: вдохни воздух через нос (плечи не поднимай) и выдохни через рот, сделав губы трубочкой.

 

2. Рассмотри картинки.

Это логопед.

Она учит детей правильно говорить.
Логопеда зовут ...

 

 

Это воспитатель.
Воспитатель гуляет с детьми.
Она читает детям сказки.
Воспитателя зовут ...

Это помощник воспитателя.
Она убирает группу, моет посуду.
Помощник воспитателя помогает детям
одеваться.

Она учит детей накрывать на столы.

Ее зовут ...

 

 

3. Скажи и покажи:

- Где логопед? (Вот логопед.)

- Что логопед делает?

- Как зовут логопеда?

- Где воспитатель?

- Что делает воспитатель?

- Как зовут воспитателя?

- Где помощник воспитателя?

- Что делает помощник воспитателя?

- Как зовут помощника воспитателя?

 

4. Кому что нужно для работы?

- Кому нужна швабра?

- Что будет делать шваброй помощник воспитателя?

- Кому нужны картинки?

- Что будет делать логопед с картинками?

- Кому нужны сказки?

- Что будет делать воспитатель со сказками?


Задание 2. Наш детский сад

 

1.Сделай дыхательную гимнастику (5-7 раз):

• Подыши спокойно: вдохни воздух через нос (плечи не поднимай) и выдохни через рот, сделав губы трубочкой.

 


2.Посмотри на картинки и скажи, кто работает в детском саду, что делают эти люди и как их зовут.

Это воспитатель по физкультуре.

Она учит детей быть ловкими.

Ее зовут...

 

Это музыкальный руководитель.

Она учит детей петь и танцевать.

Ее зовут ...

 

Это прачка.

Она стирает и гладит белье.

Ее зовут ...

Это медсестра. Она делает детям

прививки. Медсестра измеряет рост и

вес.

Ее зовут ...

 


Это повар. Она готовит еду.

Повар варит каши, супы, компоты.

Ее зовут ...

 

 


3.Ответь на вопросы:

- Кто делает прививку?

- Что нужно медсестре, чтобы сделать прививку?

- Кто стирает и гладит белье?

- Что нужно прачке, чтобы стирать белье? Чтобы гладить белье?

- Кто готовит еду?

- Что нужно повару, чтобы готовить еду?

 

4. Подумай и скажи, что лишнее для работы:

- Повара: плита, зеркало, половник, кастрюля.

- Медсестры: градусник, ростомер, пианино, весы.

- Музыканта: пианино, ноты, бубен, сковорода.

- Прачки: ростомер, утюг, стиральный порошок, стиральная машина.


Задание 3. Органы артикуляции

 

1. Сделай дыхательную гимнастику (5 раз каждое упражнение):

• Подыши спокойно: вдохни воздух через нос (плечи не поднимай) и выдохни через рот, сделав губы трубочкой.

• Возьми маленький кусочек ватки, положи его на ладошку. Вдохни, не поднимая плеч, подуй через рот, сделав губы трубочкой, на ватку. Сдуй ее с ладони как можно дальше.

 

2. Рассмотри картинки и скажи, что показывают дети.

 

 

3. Рассмотри перед зеркалом свои губы, зубы, язык. Покажи и ответь:

- Где рот (верхняя губа, нижняя губа, язык, верхние зубы, нижние зубы, альвеолы - бугорочки за верхними зубами)?

 

4. Сделай артикуляционную гимнастику (по 5 раз каждое упражнение):

• «Ворота» - широко открой рот, держи с напряжением на счет 1-4, на счет 5 - закрой, расслабь губы.

• «Улыбка» - сомкни губы и улыбнись, держи с напряжением на счет 1-4, на счет 5 - расслабь.

• «Трубочка» - вытяни губы вперед трубочкой, держи с напряжением на счет 1-4, на счет 5 - расслабь.

• «Заборчик» - передние зубы соприкасаются краями, губы растянуты в стороны, зубы хорошо видны.

• «Кукушка» - широко открой рот, высуни язык, подержи, затем спрячь его и закрой рот.

 


5. Выполни упражнение с грецким орехом или шариком су-джок:

• «Кулачки» - сожми орех в правой ладони, крепко обхватив всеми пальцами; удер­живай 5 секунд (на счет 1-5), переложи в левую ладонь, крепко сожми и т.д.


Задание 4. Ряд.

 

1.Сделай дыхательную гимнастику (см. задание 3).

return false">ссылка скрыта

 

2.Перед тобой 3 полоски, расположенные в ряд. Раскрась первую полоску красным карандашом (она слева) - это начало ряда. Вторую - синим. Это середина ряда. Третью -зеленым. Это конец ряда.

 

 

3.Покажи и ответь:

- Где начало ряда? (Вот начало ряда.)

- Где середина ряда?

- Где конец ряда?

 

4.Возьми 3 кубика, поставь их в ряд. Покажи кубик в начале ряда (в середине ряда, в конце ряда).

 


5.Подумай и ответь:

- Как стоят игрушки? (Игрушки стоят в ряд.)

- Где стоит машина? (Машина стоит в начале ряда.)

- Где стоит пирамидка?

-Где лежит мяч?

-

6. Расскажи так же про матрешек и геометрические фигуры.

 


Задание 5. Игрушки

 

 


1. Сделай дыхательную гимнастику:

• Покачай игрушку на своем животике. Ложись на спину и положи на животик мишку (зайку, куклу). Вдохни воздух через нос так, чтобы мишка поднялся вверх как можно выше. А теперь сделай губы трубочкой и выдохни воздух через рот как можно дольше, пока я считаю: один-два-три. Покачай игрушку еще 5 раз.

 


2. Раскрась картинки. Назови все, что нарисовано, одним словом.

 

3.С игрушкой можно играть по -разному.

Закончи фразу подходящим словом:

катать, возить, нагружать, играть, бросать, крутить, умывать, кормить, разбирать и собирать и т.д. А потом скажи всю фразу:

 

 


Из кубиков можно ... (строить).

Куклу можно ... (кормить, одевать, переодевать, купать, причесывать, укладывать спать).

Мяч можно ... (катить, бросать, подбрасывать).

Машину можно ... (катать, нагружать, разгружать).

Пирамидку можно ... (собирать, разбирать).

Юлу можно ... (крутить, вращать).

 

4.Рассмотри схемы предложений, ответь:

- С чем играет девочка?

- Что девочка делает с куклой?

- С чем играет мальчик?

- Что он делает с мячом?

-

 

Задание 6. Игрушки. Описательный рассказ

 

1. Сделай дыхательную гимнастику:

• Налей в таз воды и пусти в плавание кораблик.

• Дуй на паруса, не надувая щек.

 

2. Игрушки можно сделать из разных материалов.

Про мишку из плюша скажем «плюшевый мишка».

А как ты скажешь про ...

- ведерко из железа;

- матрешку из дерева;

- кубики из пластмассы;

- зайку из плюша;

- лисичку из меха;

- мяч из резины?

 

3. Раскрась пирамидку цветными карандашами. Представь, что она сделана из пластмассы.

 

4. Расскажи по таблице, какая у тебя получилась пирамидка.(Это ли аленькая, разноцветная, треугольная, пластмассовая пирамидка.)

 

 

5. Выучи стихотворение:

 

Там, в углу, лежат игрушки, Три - сейчас я покажу вам

Отдыхают в тишине... Черногривого коня.

Пять игрушек в день рожденья Бурый мишка мой - четыре,

Подарили гости мне. Белка рыженькая - пять...

Раз - ушастый серый зайка, Только всех моих игрушек

Два - есть дудка у меня, Мне никак не сосчитать.

 

А. Бродский

 


Задание 7. Игрушки. Рассказ по картинке.

 


1. Сделай дыхательную гимнастику (5-7 раз):

• Покачай на животе любимую игрушку.

• Подуй на кораблики, не надувая щек.

2. Рассмотри картинку.

 

3. Дай полные ответы на вопросы:

- Куда пришли дети? (Дети пришли в детский сад.)

- Что катает Петя? (Петя катает паровозик.)

- Что собирают Таня и Вова?
(Таня и Вова собирают железную дорогу.)

- Что строят Катя и Коля? (Катя и Коля

строят деревянный дом.)

- Нравится ли детям играть с игрушками?

(Детям нравится играть с игрушками.)

 

4. У тебя получился рассказ. Послушай его, соотнеси фразы с сим­волами и картинками.

 

Дети пришли в детский сад. Петя катает паровозик. Таня и Вова собира­ют железную дорогу. Коля и Катя стро­ят деревянный дом. Детям нравится играть с игрушками

 

 


.

5. Перескажи рассказ по схеме.

 

 


 


Задание 8. Звуки вокруг нас.

 

1.Послушай тишину.

• Посиди две минуты тихо-тихо с закрытыми глазами. Слушай звуки вокруг очень внимательно. Открой глаза. Расскажи, что ты слышал(а).

 

2.Назови, что нарисовано на картинках. Раскрась их.

 

3.Назови барабан, пианино, трубу, скрипку, гармонь, гитару вместе.

 

4.Скажи, что мы слышим, когда играют музыкальные инструменты. (Музыку, звуки.)

 

5.Скажи, кто на чем играет.

• На скрипке играет скрипач, а на трубе

• На пианино играет пианист, а на гармони - ... , на гитаре - ...
- А кто играет на барабане?

 

 

6. Выучи песенку веселого музыканта:

Я на скрипочке играю:
Ти-ли-ли, ти-ли-ли!
Пляшут зайки на лужайке,
Ти-ли-ли, ти-ли-ли!

 

А теперь на барабане:
Бум-бум-бум! Трам-там-там!
В страхе зайки разбежались
По кустам, по кустам!

Т. Волгина

 

7. Повтори мелодии скрипки и барабана, выделяя голосом отмеченные слоги:

Ти-ли-ли. Бум-бум-бум.
Ти-ли-ли. Бум-бум-бум.
Ти-ли-ли. Бум-бум-бум.

 

8. Запомни! Звуки - это то, что мы слышим и произносим.


Задание 9. Осень.

 

1. Сделай дыхательную гимнастику (5-7 раз):

• Вдохни воздух через нос (плечи не поднимай), а затем сильно выдохни через рот, чтобы у тебя получился очень сильный ветер.

2. Скажи, какое время года нарисовано на картинке.

 

3. Раскрась картинку.

 

 


4. Выучи стихотворение А. Плещеева «Осень». Назови признаки осени, которые описаны в нем:

Осень

Скучная картина. Чахлая рябина Что ты рано в гости,

Тучи без конца. Мокнет под окном, Осень, к нам пришла?

Дождик так и льется, Смотрит деревушка Еще просит сердце

Лужи у крыльца... Сереньким пятном. Света и тепла!

 

 

5. Назови признаки осени по картинкам-символам.

 

 

6. «Нарисуй» осень движением рук (покажи большие лужи, дождь, тучи, грязь).

 

7. Скажи, какая осень. (Золотая, хмурая, дождливая и т.д.)

 


 

Задание 10. Осень. Предлоги НА, С.

 

1. Сделай дыхательную гимнастику (5-7 раз):

• Сильно подуй, не надувая щек, на листик. Посмотри, как далеко он улетит.

 

2. Повтори приметы осени, объясни, что такое листопад.

 

3. Выучи стихотворение:

Листопад, листопад!
Листья с дерева летят,
В воздухе кружатся
И ковром на землю
Медленно ложатся.

 

4. - это предлог НА. - это предлог С.

Посмотри на рисунки и скажи, куда падают листья, где они лежат и откуда их сметают
(стряхивают).

• Листья падают на лавку (на тропинку, на клумбу).

• Листья лежат на лавке (на тропинке, на клумбе).

• Дворник смел листья с лавки (с тропинки, с клумбы).

 


 


5. Посмотри на рисунки и скажи, куда падают листья, где они лежат и откуда их сметают (стряхивают). Предметы, на которые падают листья, называй во множественном числе.

 


 


Задание 11. Осень. Пересказ.

 

1. Рассмотри картинку. Дай полные ответы на вопросы:

- Наступила осень
или весна?

- С каждым днем становится все теплее или холоднее?

- Часто дует теплый или холодный ветер?

- Небо ясное и высокое или часто затянуто темными тучами?

- Дождь льет сильный и короткий или мелкий, моросящий и затяжной?

- Земля после дождя быстро высыхает или долго остается мокрой?

- Дороги, асфальт быстро высыхают или на них долго остаются лужи?

- На деревьях много зеленых свежих листьев или на деревьях листья стали желтыми, красными
и коричневыми?

- Листья осенью распускаются или опадают?

- Люди надели легкую или теплую одежду?

 

2. Послушай рассказ, а потом перескажи
сам(а), используя картинно-графический план.

Наступила осень. Солнце светит мало и греет слабо. На небе темные, серые тучи. Моросит холодный дождь. Желтые икрасные листья падают на землю. Начинается листопад. Земля похожа на красивый разноцветный
ковер.

 

 


 

Задание 12.Звук и буква У (знакомство)

 

1. Сделай дыхательную гимнастику (5 раз каждое упражнение):

• Вдохни воздух через нос и выдохни через рот, сделав губы расслабленными.

Выдыхая, долго произноси звук «У-у-у-у».

• Ударяй мячом об пол и произноси звук «У» (удар - звук).

 

2. Сделай артикуляционную гимнастику:

• «Трубочка» - вытяни губы трубочкой, затем расслабь их (10 раз).

 

3. Чтобы произнести звук «У», надо сделать губы трубочкой, приоткрыть рот и «включить» голос. Когда мы произносим звук «У», воздух свободно выходит изо рта. Ни губы, -и зубы, ни язык нам не мешают.

 

4. Произнеси звук «У» столько раз, сколько кружочков. Раскрась кружочки красным карандашом.

 

5. Произнеси звук «У»:

- громко-тихо;

- долго - коротко;

- спой.

6. Запомни! «У» - это гласный звук, потому что его можно петь. Обозначим его красным кружочком.

 

7. Послушай: «У-у-у-утка (у-у-у-улица, у-у-у-уши)». Какой звук слышится в начале этого слова?

 

 

8.Рассмотри картинку. Перечисли изображе­ния, названия которых начинаются со звука «У». (Удав, утенок, умывальник, улитка, ушат, утюг, удочка.)

 

 


9. Раскрась букву У красным карандашом.

 

 

10. Запомни! Буква - это то, что мы видим и пишем.

 

11. Найди букву У и прочитай ее.


Задание 13. Части дерева. Словоизменение.

1. Сделай дыхательную гимнастику (5-7 раз):

• Легко вдохни через нос (плечи не поднимай) и, выдыхая воздух через рот, длительно подуй на осенние листья (щеки не надувай).

 

2. Выполни упражнение «Дерево» (5-7 раз):

• Встань ровно, крепко прижми ступни к полу - это корни, подними руки вверх - это
ветки дерева. Напряги пальцы - это листья. Считай до 5. Брось, расслабив руки. Расслабь ноги. Расслабь все тело.

 

3. Скажи, какую пользу приносят деревья.

 

4. Раскрась картинку.

 

5. Показывай и называй части дерева: ствол, кора, корень, крона, ветка, лист (иголка).

 

6. Назови слова во множественном числе и ласково.

Слова Множественное число Ласково
дерево деревья деревце
ветка ветки веточка
лист листья листочек
ствол стволы стволик
иголка иголки иголочка
игла иглы иголочка
шишка шишки шишечка
корень корни корешок
куст кусты кустик
пень пни пенек, пенечек

 

7. Закончи предложение и повтори его:

• Во дворе растет дерево, а в лесу растут ... (деревья).

• На земле лежит ветка, а на дереве растут ... (ветки).

• У мальчика в руке лист, а на ветках ... (листья).

• У деревьев стволы, а у деревцев ... (стволики).

 


 

Задание 14.Части дерева. Словоизменение

 

1. Рассмотри картинки.

 

2. Посчитай кусты, пни, листья, деревья, ветки с числами от 1 до 5.

 

(Один куст, два куста, три куста, четыре куста, пять кустов.)

 

(Один пень, два пня, три пня, четыре пня, пять пней.)

 

(Один лист, два листа, три листа, четыре листа, пять листьев.)

 

(Одно дерево, два дерева, три дерева, четыре дерева, пять деревьев.)

 

(Одна ветка, две ветки, три ветки, четыре ветки, пять веток.)

 

3. Скажи со словами «много», «мало».

Слова Много (мало)
ствол стволов
дерево деревьев
корень корней
пень пней
ветка веток  
шишка шишек  
иголка иголок  
игла игл  

 

 


4. Придумай фразы по схемам. Вместо стрелочек используй слова: нарисовать, раскра­сить, найти, увидеть.

 


 

Задание 15. Деревья. Словоизменение

 

1. Рассмотри и раскрась картинки.

 

2. Покажи и назови деревья. Показывай и говори:

- Это дуб, это сосна, это береза, это ель, это липа, это клен, это рябина.

 

 

 

3. Назови деревья во множественном числе и ласково.

Деревья Множественное число Ласково
дуб дубы дубок
сосна сосны сосенка
береза березы березка
ель ели елочка
липа липы липонька
клен клены кленик
рябина рябины рябинка

 

4. Выучи стихотворение А. Прокофьева:

Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.