Б) дополнительная

1. Борытко Н.М. Педагогические технологии: учебник для студентов педагогических вузов. – Волгоград. – 2006.

2. Загвязинский В. И., Атаханов Р. А. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – 3-е издание, исправленное. – М., 2006.

3. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М., 2006.

4. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учебное пособие для студентов вузов. – 3-е издание, исправленное. – М., 2006.

5. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. – М., 2006.

6. Краевский В.В. Методология педагогики: Новый этап: Учебное пособие для студентов вузов. – М., 2006.

7. Методика воспитательной работы: Учебное пособие / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2004.

8. Патрушева Л.К. Дидактика образовательной области «Технология»: в таблицах и схемах. – Киров, 2006.

9. Хуторской А.В. Современная дидактика: учебное пособие. – 2-е издание, переработанное. – М., 2007.

Тематический план курса «Теоретическая педагогика»

ЛЕКЦИИ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
Тема 1. Теоретические основы педагогики (14 час.) Педагогическая наука и педагогическая действительность. Становление и развитие педагогики как науки – донаучный и научный периоды ее развития. Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке. Основные свойства педагогической науки: социальность, гуманитарность, открытость. Методология педагогической науки и деятельности. Особенности и тенденции развития современной педагогической науки. Структура педагогической науки. Научные отрасли, внутринаучные дисциплины, разделы, научные направления, научные течения, интегративные, междисциплинарные и инструментально-прикладные научные области, научные школы. Язык педагогики и его виды: научный, профессиональный, обыденный (их характеристика, взаимосвязь и взаимообусловленность развития). Обновление языка педагогики как отражение процессов развития педагогической науки и практики. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики. Значение определений понятий для развития науки и практики. Виды педагогических знаний. Знания научные и ненаучные. Теоретические, эмпирические, методические и методологические знания. Педагогические и непедагогические знания. Методы педагогических исследований. Л.Р. № 1. Сравнительный анализ определений «предмета педагогики» и ее категорий.
Тема 2. Целостный педагогический процесс (14 час.) Педагогический процесс. Педагогический процесс как основная категория педагогики. Теории целостного педагогического процесса. Сущностные характеристики педагогического процесса: субъектность, организуемость, целостность, полиструктурность, непрерывность, цикличность. Цели, содержание, способы, формы организации и результаты педагогического процесса как его составляющие. Теории обучения и воспитания. Компетентностный подход к построению педагогического процесса. Процессы воспитания, обучения и развития в педагогическом процессе. Этапы педагогического процесса: целеполагание, целеосуществление, анализ и оценка результатов. Основные закономерности педагогического процесса. Л.Р. № 2. Противоречия целостного педагогического процесса и способы их разрешения.
Л.Р. № 3. Принципы организации целостного педагогического процесса.
Л.Р. № 4. Анализ состава и структуры системы образования.
Л.Р. № 5. Педагогическая цель как системообразующий фактор.
Л.Р. № 6.Социальный стандарт воспитания.
Л.Р. № 7.Цели, сущность, генезис понятия «воспитание».
Тема 3. Конструирование содержания образования (6 час.) Различные подходы к конструированию содержания образования для учащихся разных ступеней обучения. Многообразие образовательных программ. Л.Р. № 8.Разработка системы педагогической диагностики личности и коллектива.

 

Организация самостоятельной работы по освоению содержания курса включает в себя такие виды работ как самостоятельное изучение текстов лекций, учебников из списка основной и дополнительной рекомендуемой литературы, использование ресурсов Интернет (ссылки см. в п. г) этого раздела). Имеет смысл ознакомиться с раскрытием содержания каждой лекции по нескольким рекомендованным источникам для сопоставления точек зрения различных авторов, а для более углубленного изучения воспользоваться дополнительной литературой. Целесообразно также составление индивидуального терминологического словаря (глоссария) по теме лекции и словаря новых понятий, с которыми студент впервые сталкивается в своей образовательной практике.