IV. Этап индивидуального речевого смыслотворчества
(реализация диалога с концептом русской культуры и с самим собой).
ЛКЗ № 1. Прочитайте отрывки из стихотворения Вл. Высоцкого «Я не люблю». Какие строчки поэта вы хотели бы взять в современный кодекс чести? Напишите небольшой этюд, выбрав рефреном слова «Мне стыдно, когда…»
Я не люблю холодного цинизма,
В восторженность не верю, и еще –
Когда чужой мои читает письма,
Заглядывая мне через плечо…
Я не люблю уверенности сытой,-
Уж лучше пусть откажут тормоза.
Досадно мне, что слово «честь» забыто
И что в чести наветы за глаза…
Я не люблю себя, когда я трушу,
Досадно мне, когда невинных бьют.
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более – когда в нее плюют.
ЛКЗ № 2. Прочитайте лирическую миниатюру С.Я. Маршака. Назовите, что конкретно, на ваш взгляд, нуждается в защите стыда. Подумайте, что в жизни противопоставлено теплу стыда. (См. у Вл. Высоцкого – холодный цинизм). Подберите синонимы к глаголу чтить (уважать-почитать-чтить). Продолжите текст по первой фразе стихотворения: «Старайтесь сохранить тепло стыда…»
Старайтесь сохранить тепло стыда.
Все, что вы в мире любите и чтите,
Нуждается всегда в его защите
Или исчезнуть может без следа.
В целом разработанная система ЛКЗ включает ряд приемов,дающих ключ к семантической модели концепта, реализуемой в его «языке»:1) установление лексического значения слова (по лингвистическим словарям);2)установление «внутренней формы» слова на основе этимологического и историко-культурного анализа;3) установление понятийного значения слова (по энциклопедическим словарям – общим и специальным);4) анализ сочетаемостных свойств слова (в том числе речевых народно-поэтических и книжно-литературных формул); 5) установление деривационных связей слова; 6)«собирание» ключевых признаков концепта; 7)учет семантических отношений с другими словами родной культуры (например, стыд-честь-репутация-достоинство-совесть-вина); 8) ориентация на оппозитивную структуру этических концептов (например, радость - удовольствие, стыд – позор); 9) экспликация системы оценок.
Схематически система ЛКЗ представлена на диаграмме № 3:
При этом выбор ЛКЗ всегда соотносится с конкретным этапом освоения эмоционально-нравственного концепта: лексико-семантические (ассоциативного типа) и структурно-семантические (экспериментального типа) доминируют на первом (ассоциативно-интуитивный), лексико-семантические (аналитического и классификационного типа) и структурно-семантические (аналитического и классификационного типа) – на втором (словарное воплощения концепта), текстовые- 1 (экспериментального, аналитического и классификационного типа) – на третьем (текстовая/художественная коммуникация), текстовые – 2 – на четвертом (индивидуальное речевое смыслотворчество) этапах.
Технология моделирования словесного портрета концепта открыта для творческого взаимодействия с другими технологиями в рамках использования отдельных приемов. Так, например, в качестве инструмента для письменной рефлексии, дающего возможность синтезировать полученную информацию (понятийную и образную) о концепте в художественной лаконичной форме, а также в качестве средства творческого самовыражения, можно использовать прием «синквейн», взятый из технологии развития критического мышления через чтение и письмо (разработанную американскими педагогами Дж. Стил, К. Мередитом и Ч. Темплом и с 1997 года известную в России). Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк: в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное); во второй дается описание предмета (два прилагательных или причастия); в третьей, состоящей из трех глаголов, характеризуются действия предметов; в четвертой строке приводится фраза обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету; в пятой строке – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово). – [Заир-Бек, Муштавинская, 2004, 139]. Вот как звучат, например, стихотворения-синквейны восьмиклассника и десятиклассника:
Стыд
Жгучий, горячий.
Обжигает, мучит, томит.
Он не дает оскотиниться.
Совесть.
Стыд
Бледный, тощий.
Удалили, вырезали, похоронили.
Вместо стыда – пустота в душе.
Бесстыдство.
Еще один из приемов технологии критического мышления, к которому полезно обращаться для обобщения знаний о концепте (перед этапом индивидуального смыслотворчества) – это графический прием «кластер» («гроздь»),помогающий систематизировать материал и устанавливать причинно-следственные связи между отдельными «гроздями» [Заир-Бек, Муштавинская, 2004, 27-30].
Развитию «мышления в понятиях» (Л.С. Выготский) и управляемого творческого воображения способствует алгоритм формулирования определения многозначных понятий,эффективно работающий в рамках технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач):
1. Запишите понятие, которому необходимо дать определение.
2. Запишите в столбик имена существительные, возникающие по принципу свободных ассоциаций от определяемого понятия.
3. Из полученного списка выберете те 2-3, которые, по-вашему мнению, наиболее точно выражают суть определяемого понятия.
4. Используя выделенные слова в качестве ключевых, сформулируйте определение выбранного понятия. Если необходимо, используйте видородовые отношения между понятиями.
5. Обсудите несколько формулировок, данных другими учениками, акцентируя внимание на существенных и несущественных признаках определяемого понятия.
6. На основе обсужденных формулировок сформулируйте синтезированное определение понятия [Альтшуллер, 1986].
Применение данного алгоритма представляется обоснованным на этапе конструирования словарного портрета концепта, о чем свидетельствует, например, следующий результат, полученный на уроке в 9 классе: