III. Этап текстовой/художественной коммуникации
(реализация диалога с текстовым/художественным концептом в пространстве культуры)
На этом этапе ученики обращаются к анализу портрета стыда в текстах разных стилей и жанров (см. 1.1.2). Основной метод работы – метод концептуального анализа текста.
Текстовая ЛКЗ № 1 (экспериментального типа). Подумайте, какое сущностное (самое главное) определение пропущено в формуле «человек – это ___ животное». Постройте из данных абзацев текст, расположив их в той последовательности, которая в наибольшей степени способствует раскрытию его темы и идеи. Обратите внимание на лексические и грамматические средства связи между абзацами. Назовите близкие вам мысли.
1. Осмысливая сам факт стыда, философ приходит к мысли о том, что стихийная жизнь в человеке должна быть подчинена духовной.
2. Чувство стыда «сопровождает всякое нарушение нравственной нормы». Поэтому важно «не столько то, что человек вообще стыдится, сколько, чего он стыдится».
3. Обратимся к выдержкам из философского труда Владимира Соловьева «Оправдание добра». Русский философ считал, что вся нравственность «вырастает из чувства стыда».Стыд удерживает человека «от недолжного, животного пути». Вот почему Вл. Соловьев, определяя сущность человека, называет его «животным стыдящимся».
Примечание. Порядок расположения абзацев – 3, 2, 1.
Работая с философским текстом, ученики приходят к следующей интерпретации формулы человека как животного стыдящегося: это определение отражает двойственность природы человека, который является не только природным существом, но и сверхприродным, общественным.
Текстовая ЛКЗ № 2(классификационного типа).Составьте на основе предложенного текста сравнительный портрет стыдаи совести, дополняя текст необходимыми для раскрытия его содержания компонентами (словами стыдили совесть).
Стыд и совесть создают индивида и социального человека.
( ? ) воспитывает нравы, ( ? ) - нравственность. ( ? ) оберегает от бесстыдства, ( ? ) - от безнравственности. Границы ( ? ) расширяет цивилизация, границы ( ? ) - религия. ( ? ) реагирует на отступление от социальной нормы, ( ? ) - на нарушение нравственного закона. ( ? ) реактивен, ( ? ) в большей мере регулятивна. ( ? ) толкает к сокрытию, ( ? ) - к признанию. Страх ( ? ) оберегает достоинство человека, страх перед лицом ( ? ) оберегает душевное спокойствие.
«Язык» стыда и «язык» совести достаточно четко различаются между собой, как и представления о самих социо-оценочных концептах. Цель этой ЛКЗ – показать, что концепты стыд и совесть, допускающие сближение (Вл. Даль даже определяет прямой стыд как внешнее проявление совести), занимают тем не менее разное место в структуре внутреннего человека: стыд относится к категории чувств (эмоциональных состояний), совесть является постоянной компонентой, оказывающей воздействие на поступки человека и относящиеся к ним переживания [Арутюнова, 1997, 69].
Известно, что в отличие от античной «культуры стыда»(система ценностей основана на понятиях чести и славы, т.е. репутации человека в обществе) христианскую культуру называют «культурой вины» (система ценностей основана на нравственных нормах, установленных законом). Различие между двумя типами культур, разумеется, не предполагает, что с формированием понятия вины исчезает чувство стыда. Происходит лишь разделение сфер их действия. Христианское учение перенесло акцент с внешнего (социального) закона на внутренний (закон веры). Поэтому некоторые исследователи применительно к христианскому миру предпочитают говорить не о культуре вины, а о культуре совести[Арутюнова, 2000, 57]. Что касается русского нравственного сознания, то понятие совести для него является ключевым, и русскую культуру с большим основанием можно назвать культурой совести.
Текстовая ЛКЗ № 3(аналитического типа).Прочитайте отрывок из стихотворения Николая Гумилева «Адам» и подумайте, почему ветхозаветный Адам униженный. Произведите морфемный разбор слова униженный.Подумайте, в жар или в холод бросает униженного Адама от бесстрастного стыда. Аргументируйте свой ответ, опираясь на языковые данные.
Адам, униженный Адам,
Твой бледен лик и взор твой бешен,
Скорбишь ли ты по тем плодам,
Что ты срывал, еще безгрешен?
Скорбишь ли ты о той поре,
Когда, еще ребенок – дева,
В душистый полдень на горе
Перед тобой плясала Ева?
Теперь ты знаешь тяжкий труд
И дуновенье смерти грозной,
Ты знаешь бешенство минут,
Припоминая слово «поздно».
И боль жестокую, и стыд,
Неутолимый и бесстрастный,
Который медленно томит,
Который мучит сладострастно.
Концептуальный анализ поэтического текста (неполный) направлен на моделирование художественного концепта стыд и соотнесение полученных данных с общеязыковыми. В Словаре В.И.Даля связь между стыдом и унижением объясняется как «застывание крови от унизительного, скорбного чувства» (глагол «скорбишь» неслучайно дважды повторяется). Морфемный анализ слова униженный подводит учеников к выводу: понятие стыда связано с одной из важнейших для формирования мира человека оппозиций – противопоставлением верха и низа, духа и плоти (мучит «сладострастно»). Опираясь на синонимык прилагательному страстный (о чувстве): горячий, жаркий, пылкий усилит., пламенный усилит. [Словарь синонимов под ред. А.П.Евгеньевой] – юные исследователи понимают, что первого человека на Земле от стыда наготы бросило в холод, а не в жар. Ощущение холода как бы пришло к Адаму и Еве вместе с чувством стыда и страха и отторжением от Бога (уже не «безгрешны»), низведением на землю (где «тяжкий труд» и «дуновенье смерти грозной»).