Соотношение методики преподавания и технологии обучения
Параметры сравнения | Методика обучения | Технология обучения |
Определение | Отрасль педагогической науки, представляющая собой частную теорию обучения или частную дидактику | 1) Совокупность способов организации учебного процесса, напрвленных на оптимизацию учебно-познавательного процесса; 2) конструирование и применение методов и приемов для обеспечения эффективности учебного процесса |
Задачи | - Установить нормативные требования к обучающей деятельности учителя и учебной деятельности учащихся; - определить методы, методические средства и организационные формы взаимодействия учителя и учащихся, наиболее полно отвечающие задачам конкретной дисциплины; - обеспечить учителю возможность постоянного обновления теоретических и методических знаний | - Обеспечить решение учебно-познавательной, коммуникативно-развивающей, социально-ориентационной задач в обучении; - усилить обратную связь учебного процесса: мотивацию, оценивание знаний, умений, навыков учащихся и т.п.; - активизировать у всех субъектов образования приемы индивидуальной и групповой работы в познавательной деятельности |
Формы | Уроки, семинары-практикумы, индивидуальные и групповые консультации; защита конспектов, уроков; взаимопосещения, творческие отчеты; курсы повышения квалификации и др. | Урок, занятия-«погружения», деловые, ролевые игры, тренинги, интерактивные занятия, непосредственное и опосредованное (дистантное, он-лайн и др.) познавательное взаимодействие с со-учениками, педагогом и т.д. |
Результат | Повышение учебно-методической компетентности педагога > повышение результативности учебного процесса в рамках учебной дисциплины | Повышение субъектности (активной, ответственной, творческой позиции) всех участников учебного процесса > возможность повышения эффективности образовательного процесса в школе |
Изучение данного вопроса позволяет нам дополнительно выделить еще два параметра сравнения:
Параметры сравнения | Методика обучения | Технология обучения |
Характер обучения | Более конкретна: содержание обучения в рамках стандарта и метод и организационная форма обучения в пределах методических указаний; субъект-объектное отношение | Часто надпредметна, не зависит от содержания конкретного учебного предмета; направлена на универсализацию подходов к обучению; отражает процессуальный динамичный характер обучения; субъект-субъектное отношение |
На какой вопрос дает ответ | Каким путем можно достичь требуемых результатов в обучении? | Как получить гарантированный качественный образовательный результат? |
Многократное воспроизведение авторской лингвоконцептоцентрической методики в педагогической практике, позволяющее учителю получать заранее прогнозируемый и проектируемый результат, дает возможность нам вести речь уже не только о методике, но и о технологии обучения. При этом для нас неприемлема абсолютизация инструментально-механистической стороны технологии (т.е. сведение ее к системе алгоритмизированных процедур), ибо в этом случае педагогическая технология утрачивает антропологическую направленность, связанную с новым пониманием человека в культуре и педагогике, и из средства развития личности превращается в орудие манипуляции. Нами под педагогической технологией освоения концептов русской культуры понимается определенная система педагогических действий, направленных на создание культуросообразной среды обучения и воспитания и обеспечивающих овладение учащимися лингвоконцептоцентрическим содержанием обучения в процессе решения ими лингвокультурологических задач, рассматриваемых как задач «на смысл» и «на жизнь».
Методологическим фундаментом педагогической технологии освоения концептов русской культуры является аксиологическая теория образования (базирующаяся на философской теории ценностей), а ее реализация зависит от различных методических механизмов: взаимодействия трех базовых методов изучения лингвокультурных концептов (методов активизации ассоциативных связей, учебного концептуального анализа слова и текста, диалогического метода), интеграции филологического и личностного знания, создания лингвокультуроформирующей среды и т.д.
Технологический цикл изучения лингвокультурного концепта (или системы концептов) как интегрированной единицы языка и культуры можно представить в виде двух технологических схем, то есть условного изображения технологического процесса, разбивки его на элементы и обозначения логической связи между ними.
Схема № 4