Вопрос 2: Ранняя греческая философия

Вопрос 1: Космоцентризм античной философии и основные этапы ее развития

Древнегреческая культура сформировала собственные идеалы, нормы и ценности жизни, а также свои способы познания, общения и обучения. Для Древней Греции было характерно публичное обсуждение проблем повседневной жизни на городских площадях, произносилось множество речей. Если в Египте и Вавилоне элементы арифметики и геометрии имели вид чисто опытных знаний и правил, то древние греки уже начали строить соответствующие теории и изобрели способы дедуктивного умозаключения. Древние греки стали обозначать на письме не только согласные звуки, но и гласные. Стали писать слева - направо и число знаков было сокращено на каждый звук.

В Греции в отличие от Востока между знаком и предметом было утрачено сходство.

В древнегреческой культуре складывается рационалистический дух в отличие от иррационалистического на Востоке. Античность отличалась от Востока тем, что здесь знали, что люди не равны.

В античности появилась гражданственность и благодаря этому эллинская демократия.

Специфической чертой древнегреческой философии является стремление поменять сущность природы и космоса в целом. Ранние мыслители ищут некоторое первоначало. Для ранних греков характерно стихийная динамика мышления и рассматривает космос как непрерывное целое. Философия космоцентрична.

Основные этапы развития философского сознания:

1) период ранней античной философии (VII-VI в. До н.эр.). милетская школа(Фалес, Анаксимен, Анаксимандр); Пифагор, Гераклит, Парминид)

2) период расцвета античной философии (V-IV в .до.н.эр.) (Демокрит, Протагор(школа софистов), Сократ, Платон, Аристотель)

3) закат античной философии (2-ая половина IV до н.эр.-Iв) Философия утрачивает свой творческий характер. Древнегреческая культура растет вширь и распространяется и на Запад в Рим( школы киников, эпикурейцев, стоиков, скептиков) и на Восток;

4) период упадка античной философии и зарождение христианства (I-VI вв)

Вопрос 2: Ранняя греческая философия

Фалес был 1из7 мудрецов, учился у др.греч. мудрецов. Установил времена равноденствия, открыл годовое движение солнца на фоне звезд, определил продолжительность года, 365 дней и разделил на 12 месяцев, первый из мыслителей, который предсказал солнечное затмение 28 мая 585.Фалес вписал треугольник в круг, установил равенство углов треугольника, предпринимал опыты разобраться в строении вселенной, говорил, что все возникло из воды, все вещества возникают из воды и, разрушаясь, в нее же превращаются. Источники воды питают небесное светило, солнце во время дождя возвращается на землю, а из земли опять появляется источники в виде воды. Фалес считал, что земля держится на воде.

Анаксимандр считал, что все состоит из апейрона, обладающего свойствами бесконечности, вневременности, вечности. Первый картограф, утверждал, что земля имеет форму цилиндра, который лежит в центре шаровидного космоса.

Анаксимен принимал за первооснову воздух, ввел идею о процессе разряжения и сужения по средством которого из воздуха появляется все вещества. Душа из воздуха, огонь - разряженный воздух, сгущают воздух превращается в воду, потом в земля, потом в камень и в вечном движений воздуха и есть причина всего существующего.

Гераклит в качестве первоосновы видел огонь, мир, по его мнению, -упорядоченный космос, до и бесконечен, не создан ни богами ни людьми, а всегда был есть и будет вечным обмен который закономерно воспламеняется и потухает. Гераклит - стихийный материалист и наивный диалектик исходил из того что все абсолютно изменчиво: все течет все изменяется. Гераклит считал в мире существует единство, образующееся сочетанием противоположностей. На ряду с идеей изменчивости мира в учении Гераклита содержится так же понятия, законы предопределения или судьбы. Душа-смесь огня и воды.

Пифагор, в отличии от натуралистических философских представлений милетцев, Гераклита о физических первоосновах мира, настаивал на том что все в мире состоит из чисел, весь мир построен на основе числовых пропорции и геометрических формул. В качестве главного мирового закона - принцип гармонии. Числа у пифагорейцев:

1 существует у всех вещей

2 нечто вещественное, материальное

3 числа принимают геометрически пространственные образы

4 числа священны, божественны и обладают таинственными силами.

Священным числом была 1.Пифагорейцы разработали систему мира, состоящую из 10 сфер. Все 10 сфер, в том числе земля, вращались вокруг некой точки(огня),находящейся в центре вселенной.они первыми отказались от геоцентрической точки зрения на мир.

Парменид входил в число пифагорического союза. Заслуга-введение понятия бытия в философии. Бытие - субстанция, которая неделима и неподвержена отвергая изменчивость бытия в мире ничего не изменяется, т.е.

Парменид ставит 2 проблемы:

1) отношение бытия и небытия - бытие есть, небытия нет

2) отношение бытия и мышления - мышление и бытие это одно и то же.