Особенности стилей руководства
Ситуационное лидерство
Рассматриваемые вопросы
1. Стиль руководства и ситуационные факторы.
2. Три навыка ситуационного лидера: диагностика, гибкость и партнерство.
3. Эффективное лидерство – это путь изменения.
4. Лидерство для самого себя: сила наделения властью.
5. Создание заинтересованной рабочей силы.
6. Развитие лидерских качеств путем индивидуального обучения.
7. Три навыка сотрудника, обладающего лидерскими качествами по отношению к самому себе.
Стиль управления
Слово “стиль” греческого происхождения. Первоначально оно означало стержень для писания на восковой доске, а позднее употреблялось в значении “почерк”.
Отсюда можно считать, что стиль руководства – своего рода “почерк” в действиях менеджера.
Классическое определение:
Стиль руководства(греч. stil) – Типичный вид поведения руководителя в отношении с подчиненными в процессе достижения поставленной цели.
В развернутом виде стиль управления - это:
- относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера, привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, нацеленная на влияние и побуждение их к достижению целей организации;
- степень, до которой руководитель делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего, о человеческих отношениях или о выполнении задачи.
Стиль руководства и ситуационные факторы
В эффективности руководства значительную роль играют ситуационные факторы, которые включают:
- потребности и личные качества подчиненных,
- характер задания,
- требования и воздействие среды,
- имеющуюся у руководителя информацию.
На практике это означает, что руководитель-лидер должен по-разному вести себя в различных ситуациях.
Представители поведенческой школы выработали подход к определению значимых факторов эффективного руководства с позиции:
1. Личных качеств;
2. Особенностей поведения человека в организации;
3. Конкретной ситуации.
Согласно поведенческому подходу к руководству, по способу и методу отношения к подчиненным, каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач.
А каждый управляющий (априори) – это уникальная личность, обладающая набором различных способностей.
Поэтому стиль руководства должен быть соотнесен с какой-то позицией руководителя и, являясь одномерным, он может быть: авторитарным, демократическим или либеральным.
Особенности стилей руководства
Авторитарный
1. Сосредоточение всей власти и ответственности в руках лидера.
2. Личное установление целей и выбор средств их достижения.
3. Коммуникационные потоки идут преимущественно с верху.