Тест на выявление утомляемости
Материал: секундомер. Отпечатанный лист бумаги со 100 квадратиками в 1 см каждый. Простой и цветной карандаши.
Инструкция: «Сейчас ты будешь ставить точку с нажимом в каждом квадратике, и как можно быстрее (экспериментатор ставит 3 точки в 3 первых квадратиках верхнего ряда).
Начинай. (Дать 30 секунд.) Стоп».
Считаются все точки, кроме сделанных экспериментатором для предварительного показа. Складываются все точки, даже если их больше одной на один квадрат, но черточки не считаются. Оценка следующая:
Результат:
Более 50 точек — 3 балла.
От 26 до 50 — 2 балла.
От 10 до 25 — 1 балл.
Меньше 10 — 0 баллов.
Общая оценка определяется суммой баллов, набранных ребенком в каждом испытании. Это показатель готовности к чтению и письму без всякой связи с биологическим возрастом и умственным возрастом.
Готовность и обучаемость
Баллы | Уровень готовности | Прогноз обучаемости |
17 и выше | Высокий | Обучится читать и писать за семестр без затруднений и усталости |
От 16 до 12 | Средний | обычным порядком за учебный год |
От 11 и ниже | Низкий | с трудностями, необходима особая помощь |
От 7 и ниже | Самый низкий | полное поражение при обычном обучении, необходим особая помощь |
Литература
1. Айзман Р. И., Жарова Г. Н., Савенков А. И., Забрамная С. Д., Ядрихинская И. Е. Подготовка ребенка к школе. – М.: Из-во Новосибирского государственного педагогического института, 1991. – 134 с.
2. Агапова, И. А., Давыдова, М. А. Комплексная подготовка детей к школе: Кн. для детей и взрослых.- М.: Творч. центр «Сфера». - 2003.- 186 с.
3. Ануфриев, А.Ф., Костромина, С.Н.. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: Ось-89. - 2003. – С. 272
4. Бабаева, Т.И. У школьного порога. / Т.И. Бабаева. - М.: Просвещение. – 1993. – 128 с.
5. Безруких, М. М., Филиппова Т. А. Ступеньки к школе. Учимся рассказывать по картинкам: Пособие по обучению детей ст. дошк. Возраста. - 5-е изд. - М.: Дрофа, 2004.- 32 с.
6. Буре, Р.С. Готовим детей к школе. / Р.С. Буре. - М.: Просвещение. – 1987. – 96 с.
7. Бурлакова, И.А., Смирнова, Е.О. Диагностическое обследование психического развития пятилетних детей: результаты и выводы // Ж. «Психологическая наука и образование». - №4 – 2003. - с. 30-39
8. Венгер Л. Как дошкольник становится школьником?// Дошкольное воспитание. – 1995. – №8. С. 66-74.
9. Ветер, А.Л., Поливанова, К.Н. Особенности принятия заданий взрослого детьми шестилетнего возраста // Вопросы психологии. - 1998. - № 4. – С. 101-112.
10. Виноградова, Н. Учимся? Играем: Различные дидактические (обучающие) игры (графические, словесные, ролевые) играют важную роль в подготовке ребенка к школе // Семья и школа. - 2002. - №1-2. – С.14-15.
11. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо. – М.: Наука, 2001. – С. 547.
12. Волкова Е. Готов ли ребенок к школе?: Организация совместной работы педагогов и родителей // Дошкольное воспитание. – 2001. - №8. – 99-101.
13. Вьюнова Н. И., Гайдар К. М., Темнова Л. В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: психолого-педагогические основы: Учеб. пособие для студентов вузов.- М.: Акад. Проект. - 2003.- 253 с.
14. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. - М.: Воронеж, 2002. – С. 367.
15. Герасимова, А. Тесты для подготовки к школе: Развитие речи, математика, мышление.- М.: Айрис-пресс. - 2004.- 182 с.
16. Голикова Н. Формирование мотивационной готовности к школе // Дошкольное воспитание. – 2004. - №4. – С.42-48.
17. Голубина, Т. С. Чему научит клеточка…: Метод. пособие для подгот. дошкольника к письму. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 59 с.
18. Готовность к школе / Под ред. И.В. Дубровинской – М.: Академия, 2001. – С. 356.
19. Гуружапов, В.А. и др. Путешествие до школы или Путешествие в игру. Библиотека культурно-образовательных инициатив. - М.: изд. дом «Эврика». – 2004. – 336 с.
20. Гуткина Н. Оставьте меня в покое!: Если ребенок не хочет учиться в школе, причина, как правило, в его психологической неготовности к школе // Домовой. – 2002. - №1. – С. 56-58.
21. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе. 4 издание. С.-Петербург. Изд. дом «Питер». - 2006. - 208 с.
22. Гуцу Е.Г. Индивидуальные варианты психологической готовности детей к обучению // Начальная школа. – 2004. - №2. – С. 11-14.
23. Детская практическая психология./Под ред. Богдан, Н. Н. - Владивосток: Издательство ВГУЭС. - 2003. - 340 с.
24. Детская психология / Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько – Минск, 2000. – С. 325.
25. Диагностическая и координационная работа школьного психолога. / Под ред. И.В. Дубровинкой – М.: Академия, 2002. – С. 487.
26. Дошкольное обучение.Подготовка к школе / Н. А. Федосова, А. А., Плешаков, Т. Я. Шпикалова и др.- М.: Просвещение. - 2004. - 62 с.
27. Дощицина З. В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации: Методические рекомендации для воспитателей детских садов, учителей начальных классов и руководителей школьных методических объединений. – М.: Новая школа, 1994. – 48 с.
28. Журавлев Д. Первый раз в первый класс: Готовность к школе // Народное образование. – 2004. - №6. – С.201-208.
29. Журова, Л.Е., Кочурова, Е.Э., Кузнецова, М.И. Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей / Л.Е. Журова // Начальная школа. - 1999. - № 8. - С. 5-11
30. Запорожец, А.В. Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовки к школе старших дошкольников. / А.В. Запорожец // Дошкольное воспитание. - 1972. - № 4. - С. 56-57
31. Землянихина Т. Познавательная и коммуникативная активность ребенка при подготовке его к обучению в школе // Начальная школа. – 2002. - №6. – С.50-55.
32. Ингенкамп, К. Педагогическая диагностика. Пер. с нем. М.: Педагогика. - 1991. - 240с.
33. Каменская, В. Г., Зверева, С. В. К школьной жизни готов! Диагностика и критерии готовности дошкольника к школ. обучению.— СПб.: Детство-пресс. - 2004.- 44 с.+Прил.(38 л.).
34. Козлова, С. А. Социально-психологическая подготовка к школе: Рабочая тетр. Для занятий с детьми. - М.: Школ. Пресса, 2004. - 47 с.
35. Коломинский, Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М.: Владос, 2000. – С.169.
36. Комплект диагностических материалов по оценке и учету индивидуальных особенностей развития детей 5-7 лет / Под редакцией академика РАО М. М. Безруких. - М.: Институт возрастной физиологии РАО. - 2006.- 133с.
37. Кораблина, Е., Ронгинский, А. Изучение индивидуально-психологических особенностей личности. – СПб.: Питер, 2002. – С.343.
38. Корепанова, М.В., Харлампова, Е.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников. Пособие для педагогов и родителей. - М.: Баллас. - 2005. - 123 с.
39. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.: Академия, 2003. – С.231.
40. Кузнецова, М. Методика проведения педагогической диагностики и комплект диагностических материалов, определяющих готовность детей к обучению в школе //Начальная школа. - 2002. - № 3. - С. 2-3.
41. Лаврик, И. П. Готов к обучению в школе: Кн. для родителей. - М.: Ин-т общегуманитар. Исслед. - 2004.- 141с.
42. Марцинковская, Т.Д. Диагностика психического развития детей. - М.: Академия, 2003. – С. 209.
43. Нован, Ю. Сентябрь начинается в апреле: Как подготовить ребенка к школе // Семейный доктор. – 2002. - №4. – С.66-69.
44. Основы дошкольной педагогики. Подготовка детей к школе. / под ред. А.В. Запорожца. М. - 1980. – 288 с.
45. Особенности психического развития детей 6–7 летнего возраста. / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера - М.: Педагогика, 2002. – С.266.
46. Павлова, Т.Л. Диагностика готовности ребенка к школе. - М.: Творческий центр «Сфера». - 2006. - 198 с.
47. Петроченко, Г.Г. Развитие детей 6-7 лет и подготовка их к школе. / Г.Г. Петроченко. - Минск. – 1975. – 168 с.
48. Скоро в школу: Попул. методика игровых уроков. - М.: ОНИКС 21 в.; СПб.: ОНИКС-СПб. - 2004.- 79 с.
49. Солдатов, Д.В. Из опыта обучения психологически неготовых к школе детей // Психология и школа. – 2003. - №1. – С.118-130.
50. Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей. – М.: Эксмо, 2002. – 224 с.
51. Цукерман, Г.А. Введение в школьную жизнь. / Г.А. Цукерман, Н.К. Поливанова. - Томск. -1992. - вып. 10. - 142 с.
52. Юдина, Е.Г., Степанова, Г.Б., Денисова, Е.Н. Педагогическая диагностика в детском саду. - М. - 2002. - 156 с.
* Валидность – соответствие используемого метода тому, что с его помощью изучается
* Если после индивидуального обследования оценка изменена, в главе «Примечания» отмечается, например «По заданию 4 балл изменен с 0 на 1».
* Н.И. Гуткина. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6—7 лет к школьному обучению. - М. - 1996
** Сыэрд Ю. Проблемы психологической диагностики подготовленности к школе // Формирование школьной зрелости ребенка. – Таллин - 1982. – С. 165