Общественные движения в России 60-80 года 19 века. Революционное народничество.
В пореформенный период окончательно оформились три направления в общественном движении:
Консерваторы. Социальную основу этого направления составляло реакционное дворянство, духовенство, мещанство, купечество и значительная часть крестьянства.
Консерватизм второй половины XIX в. остался в идеологических рамках теории "официальной народности". Самодержавие по-прежнему объявлялось важнейшим устоем государства, обеспечивающим величие и славу России. Православие провозглашалось основой духовной жизни народа и активно насаждалось. Народность означала единение царя с народом, что подразумевало отсутствие почвы для социальных конфликтов. В этом консерваторы видели своеобразие исторического пути России.
Во внутриполитической области консерваторы боролись за незыблемость самодержавия, свертывание реформ и проведение контрреформ. В социально-экономической сфере они ратовали за укрепление позиций дворянства, сохранение помещичьего землевладения.
Идеологами консерваторов были К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, М.Н. Катков. Распространению их идей способствовали чиновничье-бюрократический аппарат, церковь и реакционная печать.
Либералы. Социальную основу либерального направления составляли обуржуазившиеся помещики, часть буржуазии и интеллигенции (ученые, писатели, журналисты, врачи и др.)России. Либералы настаивали на введении конституционных начал, демократических свобод и продолжении реформ. Они выступали за создание общероссийского выборного органа (Земского собора), расширение прав и функций местных органов самоуправления (земств). Политическим идеалом для них была конституционная монархия.
Во внутриполитической области либералы ратовали за сохранение сильной исполнительной власти, полагая ее необходимым фактором стабильности России. В социально-экономической сфере они приветствовали развитие капитализма и свободы предпринимательства, предлагали ликвидировать сословные привилегии, понизить выкупные платежи, провести мероприятия, способствующие становлению в России правового государства и гражданского общества. Признание неприкосновенности личности, ее права на свободное духовное развитие было основой их морально-этических взглядов.
Идеологами либералов являлись ученые, публицисты, земские деятели (К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, В.А. Гольцев, Д.И. Шаховской, Ф.И. Родичев, П.А. Долгоруков).
Радикалы. Представители этого направления развернули активную антиправительственную деятельность. В отличие от консерваторов и либералов они стремились к насильственным методам преобразования России и коренному переустройству общества (революционный путь).
Радикализм во многом провоцировался реакционной политикой правительства и условиями российской действительности (полицейский произвол, отсутствие свободы слова, собраний и организаций).
Революционные народники. Основные идеи революционных народников: капитализм в России насаждается "сверху" и на русской почве не имеет социальных корней; будущее страны в общинном социализме; крестьяне готовы к восприятию социалистических идей; преобразования должны осуществляться революционным методом.
М.А. Бакуниным, ПЛ. Лавровым и П.Н. Ткачевым были разработаны теоретические основы трех течений революционного народничества бунтарского (анархического), пропагандистского и заговорщического. М.А. Бакунин считал, что русский крестьянин по своей природе бунтарь и готов к революции. Поэтому задача интеллигенции — идти в народ и разжигать всероссийский бунт. Рассматривая государство как инструмент несправедливости и угнетения, он призывал к его уничтожению и созданию федерации самоуправляемых свободных общин.
ПЛ. Лавров не считал народ готовым к революции. Поэтому основное внимание он придавал пропаганде с целью подготовки крестьянства. "Разбудить" крестьян должны были "критически мыслящие личности" — передовая часть интеллигенции.
П.Н. Ткачев, так же как и ПЛ. Лавров, не считал крестьянина готовым к революции. В то же время он называл русский народ "коммунистом по инстинкту", которого не надо учить социализму. По его мнению, узкая группа заговорщиков (профессиональные революционеры), захватив государственную власть, быстро вовлечет народ в социалистическое переустройство.
В 1874 г., опираясь на идеи М.А. Бакунина, более 1000 молодых революционеров организовали массовое "хождение в народ", надеясь поднять крестьян на восстание. Результаты были ничтожны. Народники столкнулись с царистскими иллюзиями и собственнической психологией крестьян. Движение было разгромлено, агитаторы арестованы.
28. Модернизационные процессы в России 60-80х годов 19 века. Реформы Александра II.
19 февраля 1861 года Александр подписал “Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. В этот же день царь подписал и “Манифест об освобождении крестьян”.
Они объявлялись свободными в юридическом отношении людьми. Но связи фермеров с помещиками отнюдь не обрывались: принятие закона об освобождении ознаменовало только начало перехода крестьянства от крепостной зависимости к состоянию свободных сельских обывателей и земельных собственников. В течении этого периода фермеры были должны “отбывать в пользу помещиков определенные в местных положениях повинности работой либо деньгами”,поскольку их прежние хозяева предоставляли им в бессрочное использование усадебную землю, а также полевые и пастбищные наделы. Одного принципиальное различие этого состояния от крепостного заключалось в том, что обязанности фермеров четно регламентировались законом и ограничивались во времени. В продолжение переходного периода бывшие крепостные фермеры именовались временнообязанными.
С 1 января 1864 года было введено “Положение о губернских и уездных учреждениях”. Земства учреждались как всесословные органы местного самоуправления в уездах и губерниях. Избирательная система земств строилась по буржуазному принципу имущественного ценза.
Начиная с 1864 года в стране проводилась судебная реформа, по которой утверждался бессословный, гласный трибунал с ролью присяжных заседателей, адвокатура и состязательность сторон. Была создана единая система судебных учреждений, исходя из формального равенства перед законом всех социальных групп населения. Судебная реформа шла в течение нескольких лет и в основном закончилась к 1870 году, когда новейшие суды были сделаны практически в 70 губерниях.
В 1860-е годы проходила реформа образования. В городах были сделаны начальные народные училища, наряду с классическими гимназиями стали работать настоящие училища, в которых больше внимания уделялось исследованию математики, естественных наук, получению практических навыков в технике. Они готовили учащихся к техническим учебным заведениям и не давали права поступать в институты.
В 1869 году в России были сделаны первые дамские учебные заведения –Высшие дамские курсы с институтскими программами. В этом отношении Россия шла впереди многих европейских государств.
В 1860-1870-х годах в России была проведена военная реформа, необходимость которой была обусловлена до этого всего поражением в Крымской войне. Поначалу был сокращен срок военной службы до 12 лет, позднее отменили телесные наказания в армии. Было создано 15 военных округов со своим управлением, подчиненным только министру. В согласовании с действием реформирования военных учебных заведений создавались юнкерские училища, в которых готовились младшие офицеры, а также военные академики для подготовки среднего и высшего командного состава.
Крымская война показала, что регулярная армия, основанная на рекрутских наборах, не может противостоять буржуазным армиям европейских стран.
1 января 1874года был издан МАНИФЕСТ О ВСЕОБЩЕЙ ВОИНСКОЙ ПОВИННОСТИ. Сразу был издан новый “Устав о воинской повинности”.
В 1874 году был отменен рекрутский набор и установлена всеобщая воинская повинность, которая распространялась на все мужское население, достигшее 20-летнего возраста, без сословных различий. Срок реальной военной службы в сухопутных войсках устанавливался 6 лет , и 9 лет – пребывание в запасе, на флоте – 7 и 3 года соответственно. Причем, чем выше был уровень образования, тем меньше был срок реальной службы. Для окончивших начальную школу он был равен 4 годам, гимназию -–1,5 года, для имевших высшее образование – полгода. Призыву на военную службу не подлежал единственный отпрыск у родителей, единственный кормилец в семье, а также младший отпрыск, если старший находится на военной службе либо уже отслужил свой срок. Новобранцев из фермеров обучали не лишь военному делу, но и грамоте, что восполняло недочет школьного образования в деревне. Сохранялись льготы для дворян , которые служили в основном в офицерском составе. В целом, военная реформа способствовала улучшению боеспособности российской армии.
В 1863 и 1865 годах правительство приняло законы, которые давали право на “торговлю и остальные промыслы лицам всех сословий без различия пола как русскоподданным, так и иностранным.
В 1870 г. Было издано “ГОРОДОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ”, вводившее всесословное местное управление в городах. Городские думы были бессословными органами.
29. Александр III и его контрреформы.
Александр III – российский император. Будучи вторым сыном, не готовился к престолонаследию. Особое внимание уделял военной подготовке. Фундаментальное образование стал получать после смерти старшего брата в 1865 году, когда официально был назначен наследником престола. Проявлял интерес к русской народной культуре. Был инициатором создания и первым председателем Русского исторического общества. Участвовал в Русско0турецкой войне 1877-1878 годов. При вступлении на престол отказался от курса реформ. За спокойную внешнюю политику получил именование Миротворец.
Контрреформы.Изменения в системе местного управления. Сельская крестьянская администрация была в 1889 г. подчинена земским начальникам. Они назначались из потомственных дворян и полностью контролировали жизнь русской деревни. В 1890 г. новое "Положение о губернских и уездных земских учреждениях" во многом ограничило функции земств и усилило в них позиции дворян. "Городовое положение" 1892 г. укрепило роль дворянства и крупной буржуазии в городских думах, расширило систему опеки и вмешательство правительства в городское самоуправление.
Изменения в области образования и печати. Правительство стремилось полностью подчинить среднюю школу контролю государства и церкви в лице Синода. В 1887 г. был введен циркуляр о "кухаркиных детях", не допускавший прием в гимназии детей лакеев, прачек, мелких лавочников и т.д.
В 1884 г. новый университетский Устав ликвидировал автономию вузов. Одновременно был усилен полицейский надзор за студентами и увеличена плата за обучение. Из университетов были уволены многие прогрессивные профессора. Было свернуто женское высшее образование.
"Временные правила о печати" 1882 г. покончили с либеральной политикой 60-х годов в области цензуры. Право закрывать любое издание получило не только министерство внутренних дел, но и оберпрокурор Синода. Правительство оказывало поддержку "правым" изданиям, среди которых выделялись "Московские ведомости" М.Н. Каткова. Цензура при Александре Ш была еще более жесткой, чем при Николае I.