Порядок работы над сочинением по прочитанному тексту

 

1. Внимательно прочитав текст, сформулируйте проблему (проблемы), поставленную в тексте (Автора интересует, занимает, волнует вопрос… Автор ищет ответ на … Автор хочет решить общественно значимую проблему (актуальную, злободневную, острую, важную, серьёзную) … Автор предлагает поразмышлять, подумать, порассуждать…).

Проблема — сложный вопрос, задача, требующие решения, исследования.

Проблема может касаться нравственного выбора (между чем и чем?); социальной справедливости, жестокого отношения (к чему или к кому?); одиночества, цели и смысла жизни(писательского труда); сложности человеческих отношений (между детьми и родителями, внутри коллектива); роли литературы (музыки, природы) в жизни человека и общества и т. д.

2. Прокомментируйте проблему, сформулированную вами. Для этого ответьте на вопросы:

— какие аспекты (существенные стороны) проблемы затронул автор, о чём он рассуждал, каков ход его мыслей, на кого ссылался: Раскрывая проблему, автор рассказывает историю (приводит противоположные мнения; показывает отношения между...; анализирует поведение...); ссылается на... (приводит высказывание, цитирует...);

— какие примеры из текста доказывают серьёзность и важность проблемы?

! Не подменяйте комментарий пересказом, помните, что комментарий — это рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо.

3. Сформулируйте позицию автора. Каково его мнение относительно поставленной проблемы? Мнение автора таково: …; Позиция автора такова: …; Автор считает, полагает, настаивает, утверждает, отрицает

4. Выразите собственное мнение по поводу заявленной проблемы (насколько она актуальна сегодня) и позиции автора (согласие / несогласие). На мой взгляд...; По моему убеждению...; Я думаю (полагаю, считаю, убеждён)...; Я разделяю точку зрения автора, так как...; Нельзя не согласиться с автором, потому что...; Правота автора неоспорима, поскольку...; Автор выразил близкие мне чувства (помог по-новому взглянуть на...); Нельзя остаться равнодушным к...; Не могу согласиться с утверждением (мнением, позицией, выводом)...; Автор упускает из виду...; Кажется весьма странным (спорным)… и т.д.

Выражая своё мнение о проблеме, вы не должны обосновывать справедливость нравственных аксиом — истинность утверждений «любите Родину», «образование необходимо», «берегите природу» и т. д. бесспорна. Необходимо показать актуальность, жизненность рассматриваемой про­блемы.

Аргументируя своё мнение, вы можете:

— привести конкретные факты, сослаться на научные выводы, статистические или экспериментальные данные, существующие законы, свидетельства очевидцев;

— привести примеры из жизни, литературных произведений; привести предположительный пример (что было бы, если бы…);

— сослаться на авторитет: мнение уважаемого человека, специалиста; общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оценивать что-то в обществе;

— привести цитату из авторитетного источника и т. д.

Например...; во-первых (во-вторых)...; Бывает так, что...; А. С. Пушкин писал...;

Л. Н. Толстой утверждал...; И. С. Тургенев однажды сказал...; Этому можно найти немало примеров в периодической печати (повседневной жизни, литературе)...; Нечто подобное случилось со мной (моим товарищем, близким родственником).

5. Отредактируйте написанный текст. Обратите внимание на речевое оформление сочинения (смысловую цельность, связность, последовательность изложения, абзацную членимость), точность и выразительность речи, соблюдение этических норм.

6. Напишите чистовой вариант. Проверьте грамотность.

 

 

=29

§18