Функции социологии

Многообразие связей социологии с жизнью общества, её общественное предназначение определяются в первую очередь функциями, которые она выполняет.

1. познавательная. Социология на всех уровнях и во всех элементах обеспечивает прирост нового знания о сферах социальной жизни, раскрывает закономерности и перспективы развития общества.

2. прикладная. Характерной чертой социологии является единство теории и практики. Значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических проблем. В рамках этой функции проявляется ряд других функций социологии.

a) Функция социального контроля. Социологические исследования дают конкретную информацию для осуществления социального контроля над социальными процессами. Без этой информации возрастает возможность социального напряжения, кризисов.

b) Прогностическая функция. Социология способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем.

 

3. социальное планирование.

4. идеологическая функция. Результаты исследований могут использоваться в интересах каких-либо социальных групп для достижения ими определенных социальных целей. Социологическое знание часто служит средством манипулирования поведением людей, формирование стереотипов поведения, создания системы ценностных предпочтений.

5.гуманистическая. Социология может служить улучшению взаимопонимания, формированию у людей чувства близости, что в конце концов способствует совершенствованию общественных отношений. 7.2

 

 

№8 Уровни и структура социологического знания.

Три взгляда на структуру.

Сорокин: социологию можно разделить на четыре составляющих.

Ø Общие учения об обществе

Ø Социальная механика, надо изучать отдельное состояние общества.

Ø Социальная генетика

Ø Социальная политика, прикладной аспект.

Гидденс делит на 4 группы

Ø Фактологические вопросы

Ø Сравнительные вопросы

Ø Вопросы развития

Ø Теоретические вопросы

Современное представление.

Ø Теоретическая или фундаментальная социология (макросоциология)

Ø Отраслевая социология или теория среднего уровня (мезосоциология)

Ø Эмпирическая социология (прикладная или микросоциология)

Теоретическая социология нацелена на разработку глобальных теоретических разработок: устройство общества; процессы, происходящие в нем; разработка общих моделей и методов изучения общественных процессов. Главная задача – изучать и обобщать предельно широкие социальные явления, выявлять их закономерности.

Теория среднего уровня – социальные разработки, которые находятся как бы между фундаментальными и частными, эмпирическими исследованиями. Проблемы: образование, наука, семья, политика, право, конфликты, молодежь, труд.

Эмпирическая социология – на этом уровне происходит изучение взаимодействия людей в малых социальных группах и отдельных институтах общества. На основе этих данных социологи узнают, что происходит здесь и сейчас, что, кто влияет, как можно изменить в лучшую сторону жизнь.

Этапы эмпирического исследования:

а) проблемный

б) этап обоснования программной установки, четкое определение предмета исследования

в) этап определения методов исследования, осуществление выбора. Основные методы: опрос, наблюдение, эксперимент, контент-анализ.

 

№10 Методы эмпирической социологии.

 

Методы эмпирических исследований в социологии принято разделять на количественные и качественные.

 

Количественные методы могут быть охарактеризованы как «формализованные» и «массовые». Под формализацией в данном случае понимается степень направленности методики на фиксацию строго определенного набора анализируемых переменных и количественное их измерение. Характерная особенность формализованных методических инструментов состоит в том, что в них исследуемые переменные заданы разработчиком заранее. Изменение этого набора переменных в ходе исследования, т.е. «подстройка» инструментария является невозможным. Высокая степень формализации количественных методик сочетается с их ориентацией на массовый сбор однотипных первичных данных и их статистическую обработку. К числу формализованных количественных методов социологического исследования относятся: статистика, анкеты с закрытыми вопросами, структурированное наблюдение, контент-анализ.

 

В противоположность количественным, качественные (неформализованные) методы ориентированы не на массовый сбор данных, а на достижение углубленного понимания исследуемых социальных явлений. Отсутствие формализации делает невозможным массовый охват обследуемых объектов, в результате чего число единиц обследования часто снижается до минимума. Отказ от широты охвата компенсируется «глубиной» исследования, т.е. детальным изучением социального явления в его целостности и непосредственной взаимосвязи с другими явлениями. К числу неформализованных методов относятся: включенное неструктурированное наблюдение, индивидуальное глубокое интервью и фокус-группы, так называемый «традиционный» анализ текстов, изучение личных документов (автобиографий, писем и др.).

 

Хотя с интуитивной точки зрения ясно, что названные группы методов взаимно дополняют друг друга, в истории социологии вопрос о характере этого взаимодополнения часто становился ареной острой идейной борьбы. В качестве примера можно указать, что классическая работа У. Томаса и Ф. Знанецкого Польский крестьянин в Европе и Америке, основанная на материалах писем и дневников, после выхода в свет была подвергнута жесткой критике за ее «ненаучность». Для понимания сути возникавших споров целесообразно дать краткий исторический очерк этой проблемы.

№9 Эмпирическое социологическое исследование.

Это система логически последовательных методологических методических и организационно-технических процедур с целью получения точной объективной информации об обследуемом объекте. В зависимости от конкретных задач исследование может выступать как разведывательное (пробное исследование, предваряющее основное и предназначенное для проверки качества подготовки), описательное (целью является получение эмпирической информации, дающей общее, относительно-целостное представление об изучаемом социальном явлении), аналитическое (задача – выявление причин противоречий, характера и способа их разрешения). В зависимости от потребности получения информации о статике или динамике социальных явлений и процессов исследования бывают разовые (дает возможность получить знания по проблеме на текущий момент) и повторные (это исследование одного и того же или различных контингентов проводимая несколько раз через определенны промежутки времени в одинаковых или различающихся условиях). Повторное исследование делится на трендовые (осуществляются на аналогичных выборках или в рамках единой генеральной совокупности с интервалами во времени с целью изучения изменений на уровне определенной группы), панельные (исследования одних и тех же лиц через одинаковые временные интервалы. Моменты вторичного и последующего обследования устанавливаются по внешним для контингента факторам) и лонгитюдные (исследования одних и тех же лиц через одинаковые временные интервалы. Моменты вторичного и последующего обследования устанавливаются по внутренним факторам).

Структура эмпирического исследования: 3 основных этапа: подготовительный (разработка программы исследования), основной (проведение эмпирического исследования), завершающий (обработка и анализ данных, формулирование выводов и рекомендаций).

Подготовительный этап:

· Установить реальное наличие данной проблемы

· Вычленить наиболее существенные элементы или факторы проблемы, решение которых принадлежит социологии

· Вычленить уже известные элементы, проблемные ситуации, которые не требуют специального анализа и выступают как информационная база для рассмотрения неизвестных элементов

· Выделить в проблемной ситуации главные и второстепенные компоненты, чтобы определить основное направление исследовательского поиска

· Проанализировать уже имеющиеся решения аналогичных проблем. Для этого необходимо изучить всю литературу по данному вопросу, провести беседу с компетентными людьми.

На основе подготовительного этапа разрабатывается программа исследования данной проблемы. Программа социологического исследования – это изложение основных принципов, теории и методологии исследования, его процедур и организаций. Программа является обязательной исходным документом социологического исследования.

 

 

№11 Понятие и структура социального действия.

Проблему социального действия разработал Парсонс (аналитическая). В качестве единицы анализа Парсонс рассматривает не общество в целом, не культуру, а отдельное действие, но именно в нем сходятся и замыкаются воздействия идущие от общества, культуры, личности. Человеческое действие включает структуру и процессы, посредством которых индивид продуцирует осмысленные намерения и принимает их более или менее успешно в конкретных ситуациях. Социальное действие включает четыре подсистемы и все они первичны.

1. Поведенческий организм (т.е. индивид как биологическое существо, как представитель человеческого рода)

2. Культурная

3. Личностная

4. Социальная

 

 

Эта аналитическая модель человеческого действия, которая отражает многоплановость человеческого существования. Каждая подсистема отражает ту или иную сторону человеческого бытия.

Поведенческий организм: человек выступает как биологическое существо, имеющее особый генотип человеческого вида. Он выполняет основную функцию адаптации в обществе.

Культурная подсистема: человек выступает как продукт, результат культурных стандартов. Обеспечивают систему действий стабильной культурной основой. Если организм дает генетический тип, то культура обеспечивает человека приобретенными знаниями, языком. Главная функция – воспроизводство образца, структуры.

Личностная подсистема: Человек не только биологический организм, но и уникальное, неповторимое существо, обладающее собственным индивидуальным поведением. Система личностей не сводима ни к организму, ни к культуре. Это является собственным, уникальным вариантом культуры (каждый человек – уникальный вариант). Главная функция – достижение цели.

Социальная система – человек, помимо всего выше сказанного, является и социальным деятелем, выполняющим комплекс ролей. Взаимодействия личностей, индивидов, на основе культурных стандартов интегрируют отношения, устанавливают порядок в обществе.

Каждый человек является и субъектом действия и объектом ориентации для других. Таким образом, социальная система объединяет все предыдущее в единое целое. Главная функция социальной системы – интеграция.

Все 4 подсистемы взаимопроникающие: находятся в отношениях взаимообмена, взаимодействия. Любая система имеет две оси действия: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя – ориентирована на собственную проблему и на окружающую среду. Внешняя (инструментально-консуматорная) - ориентирована на сиюминутные и долговременные цели и потребности.

Человеческое действие - самоорганизующаяся система, специфическими чертами которой являются символичность, нормативность.

 

 

№12. Социальные действия и взаимодействия.

 

Большинство социологов считают, что в основе общественной жизни изначальной основой является социальные действия и взаимодействия людей.

К середине XX века эту проблема пытался обобщить Парсонс, который создал универсальную логичную модель теории социального действия. Это парадигмальная, аналитическая модель, которая предстаёт в качестве исходной единицы анализа общества. Социальное действие – основа, которая состоит из 4х подсистем. (что-то вроде личностной, культурной, поведенческой …)

 

Эта модель объясняет многоплановость человеческого существования. Каждая из подсистем действия отражает различную стону человеческого бытия (естественную, культурную, личностную, социальную).

 

1. Поведенческий организм. Здесь человек выступает, как биологическое существо, имеющее особый генотип вида и обладает специфическим поведением. Организм даёт системе действия физические и энергетические ресурсы для взаимодействия со средой. Основная функция – приспособление или адаптация.

 

2. Культурная система, свидетельствует о том, что здесь человек – продукт обучения и воспитания, результат культурных стандартов. Культурные стандарты созданы большими группами людей и обеспечивают систему действия структурной опорой (знаниями, языком, формами поведения) Функция: воспроизводство образца.

 

3. Личностная система. Человек не только биологический организм и представитель большой культурной группы, но и уникальный представитель, обладающий собственным поведением. Функция: достижение цели.

 

4. Социальная система. Человек ещё и социальный деятель, выполняющий роли: взаимодействие личностей, индивидов на основе культурных стандартов интегрирует отношения и устанавливает порядок в обществе. Каждый человек – актор (субъект) и объект ориентации для других. Таким образом, социальная система объединяет все предыдущие в единое целое. Функция: интеграция.

 

Все подсистемы делают человеческие действия целостными.

Любая система действительна по двум ориентациям:

1. внутренняя-внешняя (организующая решение проблем окружающей среды и своих собственных).

2. инструментально-консуматорная (ориентирующаяся на сиюминутные и долговременные цели и потребности. Любые социальные действия предполагают наличие актора.

 

Т.е. общество – система взаимодействий, в которые вступают люди. Благодаря взаимодействиям, индивиды создают группы, институты, общности, организации, устанавливают устойчивый общественный порядок.

 

№13 Структурно-функциональный подход в социологической науке

Этот подход сформировался на основе идей Конта, Спенсера и Дюркгейма. Его представители рассматривают общество в целом и уделяют внимание макроаспектам социальной жизни. В 50-60е годы 20 века функциональные теории Парсонса и Мертона заняли центральное место в Американской социологии. Основные положения:

Социальная система. Сторонники этого подхода исходят прежде всего из того, что общество – это система ( целостный комплекс взаимосвязанных элементов, находящихся в функциональных отношениях и связанных друг с другом в течение определенного времени). Функционалисты акцентируют внимание на отдельных частях общества (подсистемах), особенно на его важнейших институтах. Одна из особенностей системы состоит в стремлении к равновесию его компонентов и воздействующих на неё сил, т.е. изменения в одном институте имеют последствия для других институтов и общества в целом.

Функции и дисфункции. В системном анализе функционалисты уделяют большое внимание функциям, которые выполняют части системы, особенно институты. Функционалисты говорят, что выживание системы зависит от решения ряда важнейших задач. Существование общества связано с выполнением некоторых функциональных требований. Институты являются основными структурами, с помощью которых осуществляются организации, управление и удовлетворение потребностей социальной жизни. Мертон указывает на то, что институты и другие части общества могут не только способствуют поддержанию социальной системы, но и вызывают негативные последствия (дисфункции).

Явные и латентные функции. Мертон проводит различия между явными и скрытыми функциями. Явные функции – это те последствии, которые планируются и осознаются участниками системы, скрытые функции – это последствия которые и ни планируются, и не осознаются.

Социальный консенсус. Функционалисты полагают, что большинство членов общества имеют единое мнение относительно того, что им представляется желательным, целесообразным, моральным, а что нет, т.е. у них существует консенсус в отношении основных ценностей и убеждений.

Оценка функционального подхода. Функциональный подход является полезным инструментом для описания общества и определения его структурных элементов и их функций. Он дает развернутую картину социальной жизни в целом, которая находит свое выражение в упорядоченном и повторяющемся поведение и устойчивых моделей институтов. Однако такой подход не дает полной картины социальной жизни. С его помощью трудно получить представление о процессах социальных изменений, он не позволяет понять непрерывное взаимодействие в мире людей.

 

 

№14 Понятие социальной системы. Общество как система.

Придал социальной системе абсолютные свойства. Рассматривал ее не только как общество, но и личность, школа, фирма. Социальная система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют целостное единство.

Обществу как социальной системе присуще следующие черты:

1.Целостность, то есть принцип не сводимости свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов. А также, не выводимость из свойств элементов целого. А также, зависимость каждого элемента свойства и отношения системы от их места и функции внутри целого. Общество как единое целое способно взаимодействовать со своей средой.

2.Структурность. Общество обладает собственными элементами, подсистемами, связями и отношениями, общество состоит из единиц и подсистем, которые сегментированы или дифференцированы и определенным образом устроены, имеют свою структуру. Экономическая, политическая, социальная, духовная подсистема.

3.Иерархичность. То есть общество обладает таким свойством, что все элементы зависят друг от друга и находятся в соподчинении.

4.Самоорганизация. То есть в обществе имеют место: поведенческие процессы управления и саморегуляцирования. Общество способно в случае нарушения равновесия восстанавливать его. (Самое важное в обществе – Парсонс.)

5.Самодостаточность. Общество наиболее самодостаточный тип социальной системы. В нем есть все необходимое для независимого существования.

6.Контроль. Общество такой тип социальной системы, который предполагает более сильный контроль за действием, чем все другие социальные системы и в этом смысле оно обладает особыми чертами социальной системы.

 

Суть общества как системы – стандартизировать нормативный порядок, благодаря которому жизнь популяции организована на коллективных основаниях. Общество – является коллективом, выдвигает стандартные предложения и термины. Согласно чему различают 4 системы входящее в него.

1. Социальная община – стержень общества. В ней социальный порядок, благодаря этой системе новые поколения внедряются в общество, главная функция – интеграция.

2. Культурная. В которой узакониваются нормы порядка. Например сохранение структуры общества и преодоление напряженностей. Главная функция сохранение модели.

3. Политическая. Главная функция – целедостаточность, целеопределение. То есть способ постановки основных целей и задач и поддержание процесса их достижения.

4. Экономическая подсистема. Поведенческий организм (в структуре социального действия). Приспособление к условиям жизни.

 

№15 Общество и его основные типы.

Общество – объединение людей, имеющее закрепленную совместную территорию, общие культурные ценности и социальные нормы, характеризуемое осознанной социокультурной идентичностью (самопричислением) его членов. В силу общей культуры члены общества обычно придерживаются схожих ценностей и норм и говорят на одном языке, они обеспечивают преемственность, главным образом, благодаря воспроизводству и образуют более или менее самодостаточное социальное целое. Социологи создали множество классификаций общества. Популярен в частности подход, базирующийся на основном способе, с помощью которого члены общества добывают средства к существованию.

Классификация.

Общество охотников и собирателей. Самая ранняя форма организованной социальной жизни. На этом уровне развития крупные и сложные формы социальной организации невозможны. Основа для большинства взаимоотношений – родственные связи по крови или браку. В таких обществах нет частной собственности, постоянной армии и политической системы.

Огороднические общества. Примерно 10 тысяч лет назад люди научились выращивать растения, которые служили им пищей. Они стали менее зависимы от капризов природы, чем их предки-охотники. Более эффективные хозяйства позволяют получать излишки, которые становятся фундаментом для социальной стратификации, специализации некоторых экономических, политических и религиозных ролей, повышение значения военных действий, возникновение более сложных форм культурной и социальной структуры.

Аграрное общество. 5-6 тысяч лет назад. Плужная обработка почвы активизирует в земле элементы плодородия. Кроме того, использование животных и открытие основных принципов металлургии в значительной мере повысили ценности плуга. Постоянный прогресс в производственной и военной сферах способствовал значительному усилению государственной власти, подконтрольной ей территории, возникновению крупных городов.

Индустриальное общество. 250 лет назад промышленная революция породила индустриальное общество, производственные и экономические системы которых базируются на машинной технике. Возрос уровень грамотности, увеличилось количество учебных заведений. Рост промышленного производства и урбанизация.

Постиндустриальное общество. В постиндустриальном обществе все большее количество людей находит работу в сфере услуг. Внедрение компьютеров и сложных систем управления позволяет автоматизировать многие процессы на рабочем месте. Все эти перемены сопровождаются бурным развитием знаний на основе создания, обработки и распределения информации.

 

 

№16 Общество и государство.

 

Термином “государство” мы обозначаем особый тип социальных явлений, которые характеризуются следующими чертами: а) отношением власти и подчинения; б) монопольным использованием насилия теми, кто владеет властью; в) наличием юридического порядка; г) относительным постоянством; д) институциональным измерением. Таким образом, государство - это не образование, находящееся над обществом и независимое от него, а определённый тип юридически регулируемого социального поведения, существующий в конкретных пространственно-временных условиях. Государство - это не физическое явление, которое может выявлено при помощи органов чувств, а социальный факт, предполагающий юридически нормированное иерархическое взаимодействие его членов. Когда мы говорим о государстве, то имеем в виду определённые отношения между людьми, юридически регулируемые теми, кто уполномочен для этого.

Государство - это коллективный феномен, существующий в конкретном пространственно-временном контексте. Пространственно-временной характер государства обуславливается тем фактом, что юридический порядок действует на конкретной территории в конкретное время. Юридический порядок определённого государства действует не вечно и не во всех государствах. Его применимость сужена до данной территории в течение данного периода.

Составляющие элементы государства.

Государство - это политическая общность, составляющими элементами которой являются территория, население и власть. Территория - это пространственная основа государства. Физическая основа представляет собой одно из условий, делающих возможным существование государства.

Территория государств включает землю, недра, воздушное пространство и территориальные воды; она не может быть сведена к так называемой твёрдой земле. Это означает, что государство поддерживает в перечисленных средах свою суверенную власть и имеет право защищать их от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.

Вторым составляющим элементом государства является население, то есть человеческое сообщество, проживающее на его территории и подчиняющееся его власти. Народ как родовое понятие может быть охарактеризован как относительно широкая социальная группа, члены которой обладают чувством принадлежности к ней благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. Люди, принадлежащие к какому-либо народу, обладают более или менее выраженным сознанием вхождения в отличную от других общность. Национальное сознание предполагает отождествление себя с общими культурными ценностями, а также наличие эмоциональных солидарных связей между лицами, принадлежащими к одной нации.

Третьим составляющим элементом государства является власть, иными словами, отношения господства и подчинения, существующие между политической элитой и остальной частью общества.

Итак, государство - это политическая целостность, образуемая национальной или много национальной общностью, закреплённой на определённой территории, где поддерживается юридический порядок, установленный элитой, которая монополизирует институционализованную власть, обладая законным правом применения принуждения. 16.1

 

Функции государственной власти.

Осуществляемая политической элитой государственная власть имеет две функции: посредническую и функцию управления. Прежде всего следует подчеркнуть её главное измерение, состоящее в организации общества на основе интересов обладающей гегемонией группы. С этой целью элита создает и воспроизводит, если остальная часть общества позволяет это, политико-бюрократический аппарат, обеспечивающий её сохранение как целостности. В обществах, разделённых на касты, сословия или классы, возникают социальные конфликты, которые могут быть урегулированы властью, возвышающейся над частными интересами. В конечном счёте государственная власть разрешает конфликты в интересах групп, занимающих господствующее положение в конкретных обществах, хотя ради этого она вынуждает их пойти на уступки массам. Таким образом, политическая элита превращается в примирителя социальных конфликтов: она ищет формулы компромиссов, которые, сохраняя основы социальной системы, отодвигали бы опасность любого столкновения социальных групп. Эту функцию государственной власти можно назвать посреднической. Однако элита должна выполнять посреднические функции не только между господствующими и подчинёнными группами; в некоторых случаях она вынуждается выступать в качестве арбитра в конфликтах между различными частями самих правящих групп.

Элита ответственна также и за разрешение внешних конфликтов, за регулирование отношений с зарубежными государствами, за организацию национальной обороны и осуществление дипломатических отношений. Политическая элита выполняет функцию управления государством, регулируя ход государственных дел в целом. Для этого создаются особые органы и формируются нормы, призванные регламентировать развитие общества. В задачи элиты входит не только обеспечение сохранения и воспроизводства существующего общественного порядка, но и контроль, осуществляемый с большей или меньшей эффективностью и беспристрастностью, за выполнением определённых видов деятельности, необходимых для общества как целого. 16.2

№17 Понятие социального института. Процесс институционализации

Ввел Герберт Спенсер. Социальный институт – определенный способ приспособления в индивида к жизни в обществе. Социальный институт устойчивое понятие. Социальный институт нельзя трактовать как нечто умышленное, сознательно введенное в жизнь. Понятие института невозможно без учета его происхождения и пережитых им изменений (сложная эволюция). Все социальные институты – части единой общественной системы, подчиняющейся принципу консенсуса (согласия). Каждый институт выполняет свои функции, т.е. имеет конкретное предназначение (экономический – обеспечивает материальные блага). Веблер (1857-1929): «Вся история – это история зарождения и развития социальных институтов».

Животные выживают за счет инстинктов. Выделяют 6 потребностей:

Ø Воспроизводство рода и любовь

Ø Безопасность и социальный порядок

Ø Потребность в добывании средств существования, их потреблении и распределении.

Ø Передача знаний, социализация подрастающих поколений, развитие своих способностей

Ø Решение духовных проблем, переживаний

Ø Самовыражение, самоидентификация, поддержание систем неравенства.

 

Этапы институанализации:

· Формирование общих целей, начало деятельности по реализации потребностей.

· Этап производства социальных продуктов.

· Распространение и закрепление в обществе наиболее важных норм.

· Широкое потребление ценностей и норм, вера в их значимость.

· Органичное оформление потребляемого, выработка ролей, статусов, образцов поведения, отлаживание механизмов их работы, оформление институанализации отношений.

· Окончательное (юридическое и нравственное) их закрепление в качестве легальных, законных, определение санкций за их нарушение.

· Социальный институт – то из чего состоит социальная система, устойчивый комплекс формальных и неформальных обязательств, установок, регулирование различных сфер человеческой жизни и организации ее в целое. В социальных институтах воплощены нормы жизненного уклада, идеалы людей и их интересы.

 

№18 Типы социальных институтов и их функции.

Выделяют 6 потребностей, а, следовательно, 6 институтов.

1. Институт семьи и брака (родства) удовлетворяет потребность воспроизводства человеческого рода.

2. Хозяйственно-экономический институт удовлетворяет потребность в производстве, потреблении и распределении социальных благ.

3. Политико-правовой институт удовлетворяет потребность в социальном порядке, осуществляет контроль за всеми индивидами.

4. Институт образования и воспитания, который удовлетворяет потребность в получении знаний, передаче знаний, подготовке кадров.

5. Институт духовной жизни удовлетворяет потребность в вере, доброте, прекрасном.

6. Институт стратификации удовлетворяет потребность индивида в определенном статусе.

№19 Семья как базовый социальный институт функции семьи.

Семью рассматривают не только как институт, но и как общность, которая синтезирует все, что есть в обществе.

Семья – это социальный институт (такая социальная группа) члены, которого связаны браком, родством, родительством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной и юридической ответственностью.

Основные признаки:

· Взаимное объединение людей, имеющее системный характер

· Объединение людей, в основе которого лежат кровнородственные связи, чувство близости.

· Семье присущ определенный уклад быта, хозяйственно-материальная зависимость.

· Семье присуща взаимная поддержка, нравственная и юридическая ответственность, определенные нормы и ценности.

· В основе лежит брак или институт брака, то есть исторически обусловленный, юридически оформленный союз мужчины и женщины.

Основные исторические типы семьи:

Нуклеарная семья (простая), состоит из двух взрослых, живущих вместе, ведущих общее хозяйство, имеющих детей, зависимых от родителей.

Расширенная семья (сложная), люди 2-х, 3-х поколений живут вместе: в одном помещении или рядом.

Патрилокальная семья, живут у родственников мужа.

Патрилокальная семья, живут у родственников жены.

Семьи различают по разным признакам.

¾ По количеству детей - многодетные, малодетные, однодетные, бездетные.

¾ По супружескому возрасту: молодежная, молодая, среднего супружеского возраста, пожилого супружеского возраста.

¾ Семьи бывают полные и неполные. Дистанционные семьи.

Основные исторические формы брака:

Групповой – несколько мужей и жен

Полигамия. Полигиния – многоженство, полиандрия – многомужество.

 

 

В качестве основных функций семьи выделяют:

1. Урегулирование сексуальных отношений между мужчиной и женщиной.

2. Продолжение рода, воспроизводство членов общества.

3. Хозяйственно-экономическая, то есть вклад собственных, заработанных средств на жизнь, обустройство.

4. Функция социализации (общение)

5. Социальный контроль за поведением членов семьи (не только детей)

6. Запретноэмоциональная, социальная защита.

7. Досуговая, в семье мы стремимся рационально проводить свободное время.

8. Забота о престарелых, забота о дедушках и бабушках

9. Статусно-ролевая, большинство людей занимают в обществе тот или иной статус.

10. Функция взаимоотношения и интеграции с другими институтами.

В высокоразвитом обществе 50% семей рушатся.

 

 

№20 Брак и семья в современных условиях.

 

Сегодня у семьи и брака появился целый «букет» негативных факторов. В семьях прочно поселилась тревога и неуверенность в завтрашнем дне, из-за которой молодые все чаще откладывают официальное оформление отношений и рождение детей — до стабилизации финансовой ситуации. При этом созданные семьи чуть ли не в половине случаев распадаются, а двое детей так и остаются в планах. кризисная демографическая ситуация вызывается перестройкой репродуктивных установок и изменениями детородного поведения, ослаблением мотивов материнства и отцовства, появлением в семье конкурирующих с детьми потребностей. Откладывание рождения детей можно рассматривать и как желание более полной самореализации в жизни, и как растущую ответственность молодых людей за свою судьбу и судьбу своих детей.

 

Но в современных условиях это сочетается с растущим чувством неуверенности молодежи в завтрашнем дне, с социально-психологическим дискомфортом вследствие трудностей адаптации молодой семьи к новым социально-экономическим условиям». Трудности вполне реальные. Рождение ребенка часто достаточно резко отбрасывает семью за грань нищеты: зарплаты одного работающего, даже с учетом всех государственных пособий, недостаточно для содержания как минимум трех человек.

 

В последнее время в обществе стали набирать популярность так называемые консенсуальные семьи (браки «на веру», по договоренности, но без регистрации). В каком-то смысле это момент положительный: в таких семьях намного реже конфликтуют и заводят отношения в тупик. Но в результате характерной особенностью современности стало увеличение количества детей, рожденных вне брака. Нередко семья вполне официально существует, но как бы виртуально. Это еще одна примета сегодняшнего дня: когда один, а нередко и оба супруга отправляются на заработки за рубеж, оставляя детей на родственников или даже просто знакомых. В одной только Львовской области 22 тысячи таких детей.

 

Но это еще не самый худший вариант. Нередко родители настолько поглощены добыванием хлеба насущного или же пытаются защититься от превратностей судьбы с помощью стакана или шприца, что дети оказываются на улице. В этом отличие современных беспризорников от их предшественников из двадцатых годов прошлого столетия: у многих из них есть родители, причем весьма обеспеченные, которым некогда или просто лень заниматься собственными детьми.

 

Изменение демографической ситуации самым непосредственным образом сказалось на отношениях молодых супругов со своими родителями. Поскольку детей нет, то нет и особой необходимости в общении со старшим поколением, что приводит к ослаблению родственных связей, сужению обмена культурно-духовными ценностями в семье. С одной стороны, опять-таки момент положительный — не один брак разбила теща или свекровь, отказаться от общения с которой мешают дети, а с другой — традиционная украинская семья меняет свой облик, традиции, что делает ее менее прочной.

 

К слову о конфликтах. Многие из них также порождены революционными изменениями в обществе, в частности ролей супругов и семейной иерархии, когда стереотипы сознания остались прежними, «доперестроечными», а реальная ситуация изменилась в корне. Сказываются также инфантилизм, неумение идти на компромисс и «беззаботное детство». Более четверти молодых супругов одним из наиболее частых поводов для ссоры назвали распределение и выполнение домашней работы. 20.1

 

Но все же подавляющее большинство проблем и, как следствие их, конфликтов связано с материальным положением молодых семей и «квартирным» вопросом. Несмотря на то что работу сегодня проще найти молодым и образованным, по статистике доходы именно молодых семей существенно ниже, чем средние доходы по стране. Не менее сложна и жилищная ситуация. Немногие молодожены имеют возможность поселиться в собственном «гнезде»: чаще всего им приходится жить с родителями, в общежитии или снимать квартиру.

 

Собственно говоря, государство не просто наблюдает за этим процессом, но и пытается каким-то образом повлиять на него. Существует система жилищного кредитования молодых семей, работают молодежные биржи труда, помогающие не только найти работу, но и получить нужную квалификацию, оказывается поддержка при рождении ребенка и на содержание его до трехлетнего возраста, созданы психологические центры и другие социальные организации, помогающие супругам строить семью грамотно.

 

Но на материальную и, как следствие, психологическую ситуацию в семье, в особенности молодой, эти меры влияют мало. Достаточно сказать, что получить кредит на строительство жилья невероятно сложно. В каждом районе существуют очереди по сто и более семей, готовых выплачивать кредит и проценты по нему, но деньги получают лишь единицы. Хотя организовать систему жилищной поддержки молодых семей и семей с детьми не так уж сложно и хлопотно. Строительством занимаются частные компании: почему бы не снизить им налоги за счет бесплатного предоставления жилья молодым? Квартира бы при этом считалась государственной до тех пор, пока семья не оказывалась в состоянии выкупить ее.

 

С помощью государственных центров занятости можно найти лишь весьма среднюю, с точки зрения оплаты, работу. О финансовой поддержке семей при рождении ребенка и говорить не стоит. Одноразового пособия никак не хватит на приобретение всего необходимого: коляски, кроватки, бутылочек, ползунков, распашонок, чепчиков. То есть молодая семья с рождением ребенка теряет всю свою самостоятельность и в основном может рассчитывать исключительно на помощь родственников.

 

Неуверенность в завтрашнем дне рождает и тот факт, что в случае чего-либо непредвиденного семья будет не в состоянии даже прокормить маленького ребенка: система бесплатных молочных кухонь полностью разрушена, и прокормить ребенка готовым питанием под силу далеко не каждым папам и мамам. Да, в прежних кухнях были серьезные недостатки, но молодая мать знала, что даже если у нее не будет молока, голодным ее малыш не останется. Сегодня такой уверенности нет.

 

По сути, единственное, что гарантирует государство семьям с детьми, это оказать медпомощь и выучить ребенка: за это пока что денег не берут (о качестве бесплатных услуг здесь говорить не будем). То есть в самый критический для семьи момент — появление в ней нового члена — она оказывается один на один с превратностями рыночной экономики и нестабильной политики государства. О какой стабильности в семье и тем более долгосрочных планах может идти речь? 20.2

 


№21 – 25 Социальные институты.

Социальный институт Основные функции Группы и организации Ценности Роли Нормы
Наука Освоение окружающей среды Местные, государственные, региональные, национальные и международные ассоциации Объективные исследования, открытая публикация полученных данных Ученый, исследователь, техник, администратор Применять научные методы, полностью раскрывать полученные данные
Образование Передача знаний из поколения в поколения Школы, колледжи, студенческие советы, ассоциации учителей Академическая честность, хорошая успеваемость, терпимость Преподаватель, студент, профессор, директор Выполнять домашние задания, готовиться к лекциями, не доносить на товарищей
Право Поддержание социального порядка Милиция, суды, тюрьмы Суд присяжных, принцип презумпции невиновности Милиционер, юрист, судья Давать правдивые показания, следовать нормам доказательного права
Экономика Производство и распределение товаров и услуг Кредитные союзы, банки, клубы потребителей Зарабатывание денег, современная оплата счетов, эффективное производство Рабочий предприниматель, покупатель, должник, кредитор Максимализация прибыли, «клиент всегда прав», упорный труд

 


№26 Социальные статусы.

Понятие социального статуса первым ввел Мейн. «То что может делать человек в правовом обществе.» Каждый социолог работал над этой проблемой.

Социальный статус – положение личности, занимаемое ей в обществе в соответствии с возрастом, полом, происхождением, семейным положением, профессией. Социальный статус стал позицией человека в обществе через систему прав и обязанностей, которые были присуще ему.

В любом обществе есть определенные статусы, которые должны заниматься определенными людьми (президент, премьер).

Статусы – объективные узловые пункты сети общественных отношений, они прочно закрепляются в общественном сознании и сознании отдельных индивидов, причем в стандартизированной форме: фактически, в каждом статусе фиксируется набор норм, прав и обязанностей соответствующих этому статусу. Причем они могут быть как формальные, так и неформальные.

Статусу предписан обществом определенный объем престижа, авторитета, который может варьироваться в разных обществах. Статус предполагает определенное видиние мира, поведение и некоторую символику.

Каждый человек занимает большое количество статусов, но их сводят к 3 группам:

¾ Предписанные (природные, естественные).

¾ Достигнутые.

Предписанные статусы связаны с объективной (независящей от общества) картиной существующего общества и отдельного индивида. Они указывают на расовую, половую, возрастную, территориальную, национальную позицию человека.

· Статус расовой принадлежности (к какой расе принадлежит).

· Национальный статус (несколько схож с расовым статусом).

· Демографический статус (возрастная, половая, территориальная принадлежность)

· Возрастной статус – дает представление о том, что можно ожидать от этого человека.

· Половой статус – формальные и неформальные предписания.

· Территориальный статус.

К предписанным статусам можно отнести положение по происхождению и религиозный статус. В неразвитых обществах доминируют предписанные статусы. Они воспроизводятся столетиями. Общество воспринимает их как должное.

Достигнутые статусы – позиция, которая не дается от рождения, а приобретается личностью благодаря ее выбору, упорству, конкуренции, способностям, активности, таланту. Они включают позиции, приобретенные в профессиональной карьере, образовании, политической карьере, общественно-административной деятельности, семейном положении, научном и художественном творчестве, а также в сфере материальной деятельности. 26.1

 

 

· Профессиональный статус – связан с профессиональной карьерой человека (самим человеком). Важнейший статус в обществе.

· Административно-управленческий статус – позиция, которую занимает личность в учреждениях, организациях в плане выполнения управленческих функций.

· Семейный статус – с точки зрения семейного положения.

· Поведенческий статус – связан с государственной и партийной деятельностью.

· Материальный статус – связан с материальным доходом.

Достигнутых статусов достаточно много. Социальные статусы можно рассматривать в двух измерениях.

· Групповые статусы.

· Личные статусы.

Групповой статус выражает, какое место индивид занимает в большой социальной группе (например, социальный статус юристов велик в любом обществе).

Личный статус выражает положение человека в первичной социальной группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам.

Групповой статус имеет важное значение среди незнакомых людей, а личный в ближайшем социальном окружении.

Много социальных статусов, занимаемых одним человеком, образуют статусный набор. Имеются эпизодические социальные статусы (например, больной).

Итоги:

1. Социальные статусы, права и обязанности, их взаимосвязь и зависимость, характеризуют социальную статику общества, различные стороны общественных отношений. За каждым социальным статусом стоит реальная группа людей.

2. Статус личности – важнейший показатель ее общественного положения, прав и обязанностей, а также восприятие отдельного индивида другими людьми.

3. В обществе имеет определенное место иерархия социальных статусов, которая определяет значение их функций и их ценность в обществе. Статусная картина общества постоянно обновляется и расширяется, появляются все новые и новые статусы.

4. Статус человека влияет на поведение, психическое состояние, и жизнедеятельность личности.

5.Борьба за улучшение своего статуса является главным мотивом и стимулом развития отдельного человека (социальной группы), а также движущей силой социального прогресса. 26.2

 

 

№27 Социальные роли.

Социальная роль – предсказуемое, нормативное, предписанное поведение человека или конкретной социальной группы людей, которое ожидают от них в обществе.

Социальная роль – модель поведения людей. Только такое поведение, которое соответствует социальным статусам и общественным