Групповая дискуссия при анализе ситуаций проводится, как правило, после того, как группы или отдельные участники занятия приняли решение.

Эффекты от применения послеигровой дискуссии:

· в процессе нее создается более полное представление о проблеме (ситуационной задаче), поэтому дискуссия позволяет рассмотреть ее с разных сторон, высказать самые разные мнения о ней, в том числе и противоположные;

· учитываются взаимные позиции участников ситуационного анализа, что уменьшает сопротивление восприятию и пониманию новой информации и обеспечивает корректировку собственных позиций каждым участником;

· сглаживаются и смягчаются скрытые конфликты мнений, поскольку открытость высказываний создает предпосылки для снятия эмоциональной напряженности в оценке чужих позиций;

· такая дискуссия придает коллективному решению статус групповой нормы. При согласии с этим решением большинства (или всех) участников в группе происходит процесс нормализации, т.е. единения, на основе общих норм и правил внутригруппового поведения. При отсутствии совместной дискуссии или при е разрушительном характере возможен процесс поляризации группы, что чревато фракционностью и расколом;

· совместное принятие решений актуализирует механизмы коллективной и индивидуальной ответственности, что повышает сплоченность группы и является хорошей предпосылкой для активизации участников в последующей реализации принятых решений как своих собственных действий;

· участники дискуссии имеют возможность удовлетворять свои потребности в социальном признании и уважении через реализацию своих волевых и интеллектуальных потенциальных возможностей, эрудиции и компетентности. А в конечном итоге появляются дополнительные возможности для подтверждения или повышения своего статуса.

Межгрупповая дискуссия, проводимая после группового взаимодействия, позволяет работать на основе принципа «здесь и сейчас» и естественным образом дополнять ролевое общение. В этом случае анализ текущей ситуации, разыгранной в виде инсценировки, дает возможность не только обсудить актуально возникающие проблемы, но и в определенной мере осуществить обратную связь. Такая дискуссия полезна для повышения общей социально-психологической компетентности ее участников.

Дискуссия используется и как самостоятельный метод, как эффективная форма организационного процесса по интеграции специалистов разного профиля для обсуждения той или иной методологической проблемы.

 


4. Описание конкретных ситуаций и сбор данных: практические рекомендации и требования.

 

В соответствии с учением И. Адизеса любая задача, чтобы считаться корректной должна отвечать следующим вопросам: