Ситуационная задача 1
Ночью в социальный приют нарядом милиции был доставлен мальчик 11 лет. Ребенок был найден на скамейке в парке, где ожидал свою маму, ушедшую в магазин. На вопросы специалистов социального приюта сообщил, что его зовут Алеша, они с мамой приехали из Казахстана, живут у родственников. В школе он не учится, мама сейчас не работает. Где проживают родственники, объяснить не может. Каковы в данном случае действия специалиста по социальной работе?
Примерное решение ситуационной задачи:
1. Краткая характеристика исходной ситуации:
- объект, внутренние ресурсы клиента: мальчик 11 лет, не посещающий школу, предположительно иностранный гражданин;
- предмет деятельности специалиста по социальной работе: безнадзорность, отсутствие внимания со стороны взрослых;
- субъекты решения ситуации: сотрудники ОВД, доставившие ребенка в приют, специалисты социального приюта;
- внешние ресурсы разрешения ситуации: отсутствует информация о ближайшем окружении ребенка, его семье, матери; имеются ресурсы социального приюта.
2. Модельное представление ситуации и формулирование цели работы с клиентом:
Модельное представление ситуации: угроза жизни и здоровью ребенка; угроза изменения социального статуса ребенка (возможность лишения родительской опеки).
Цель: обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности ребенка.
3. Составление списка законодательных и нормативно-правовых документов, которые определяют организацию и осуществление процесса помощи клиенту, ответственность лиц и учреждений за состояние здоровья и жизни клиента, оказание ему социальной помощи:
- ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998) ст. 10 об обеспечении прав детей на охрану здоровья; ст. 8 о минимальных социальных стандартах основных показателей качества жизни детей;
- Семейный кодекс РФ (1995) ст. 56, 63, 64, 65 о правах и обязанностях родителей по воспитанию, образованию, защите прав и интересов детей;
- ФЗ РФ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (1995) ст.11 о предоставлении временного приюта;
- ФЗ РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999) ст. 13 о типах специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, об условиях и основаниях помещения в социальный приют, об обязанностях социального приюта по отношению к безнадзорным несовершеннолетним;
- Уголовный Кодекса РФ (1996) ст.125 об ответственности за оставление без помощи лица в опасном для жизни или здоровья состоянии.
4. Планирование действий в соответствии с нормативно-правовыми и законодательными актами, основными направлениями деятельности и функциями учреждений социальной сферы. Используемые методы и формы деятельности специалиста по социальной работе:
1) помещение ребенка в социальный приют, первичное медицинское освидетельствование, проведение индивидуальной беседы, осуществление социальной и психолого-педагогической диагностики, оформление необходимых документов;
2) оформление документов в ОВД о необходимости поиска матери и родственников;
3) обращение в органы опеки и попечительства с заявлением об определении социального статуса ребенка;
4) обращение в органы образования с заявлением об устройстве ребенка в образовательное учреждение;
5) оказание социально-психологической помощи и поддержки ребенку.