Современное название Старое название

Старое название Современное название

пер.Архиерейский ул.Горького

пер.Батальонный ул.Декабристов

ул.Береговая ул.Дубровинского

ул.Благовещенская ул.Ленина

пер.Благовещенский ул.9 Января

ул.Большекачинская ул.Марковского

ул.Боярская ул.Копылова

ул.Верхнетюремная ул.Охраны труда

ул.Воскресенская (ул.Большая) пр.Мира

ул.Всехсвятская ул.Красной Армии

пер.Гимназический (пер.Больничный) ул.Вейнбаума

ул.Гостинская ул.Маркса

пер.Дубенский ул.Парижской коммуны

ул.Малокачинская ул.Лебедевой

ул.Нижнетюремная ул.Железнодорожников

пер.Падалкин ул.Диктатуры Пролетариата

ул.Песочная ул.Урицкого

пер.Плац-Парадный ул.Робеспьера

пер.Покровский ул.Сурикова

пер.Почтамтский (пер.Острожный) ул.Перенсона

ул.Садовая ул.Бограда

пер.Садовый ул.Дзержинского

в 1820 — ул.Площадная поперешная к Каче; пер.Голицынский, Думский, Степановский, ул.Искусств ул.Каратанова

ул.Степная ул.Красномосковская

пер.Театральный ул.Кирова

ул.Щеголевская ул.Либкнехта

ул.Цеховая ул.Пролетарская

ул.Ровная ул.Луначарского

ул.Степная ул.Красномосковская

пер.Овсяниковский ул.Профсоюзов

ул.Гоголевская

ул.Ново-Кузнечная

ул.Пушкинская

пл. Староострожная (пл. Театральная)

ул.Береговая Качинская ул.Республики

 

 

Вот как раньше назывались современные улицы Красноярска:

Современное название Старое название

 

Центр города

пр.Мира ул.Воскресенская, ул.Большая; пр.Сталина

ул.Карла Маркса ул.Гостинская, ул.Узенькая

ул.Урицкого ул.Песочная, ул.Садовая

ул.Дубровинского восточнее ул.Перенсона — ул.Береговая; от ул.Перенсона до ул.Дзержинского —Новокузнечные ряды; ул.Октябрьская

ул.Ленина ул.Благовещенская (в 1820 — ул.Качинская)

ул.Марковского ул.Большекачинская(в 1820 — ул.Мельничная)

ул.Красной Армии ул.Всехсвятская

ул.Лебедевой ул.Малокачинская (в 1820 — ул.Береговая Качинская)

ул.Коммунистическая ул.Татарская, Ильинская

ул.Республики ул.Береговая Качинская

ул.Ломоносова часть ул.Береговой

ул.Каратанова в 1820 — ул.Площадная поперешная к Каче; пер.Голицынский, пер.Думский, пер.Степановский, ул.Искусств

ул.9-го января пер.Благовещенский, Яковлевский, Галкинский

(в 1820 — ул.Благовещенская поперешная)

ул.Парижской коммуны пер.Дубенский (в 1830 — ул.Раздельная поперешная, в 1820-ул.Поперешная береговая)

ул.Сурикова пер.Покровский

(в 1820 – ул.Покровская поперешная; с 1921 – пер.Крестьянский)

пл.350-летия Красноярска пл.Дровяная, пл.Лесная (с 1921 — пл.Всевобуча)

ул.Кирова пер.Театральный, Гадаловский, Отделенский, Кантонический (в1830 Кантоническая поперешная; с 1921 ул.Троцкого, с 1929 – ул.Солидарности)

ул.Диктатуры пролетариата пер.Падалкин, пер.Степановский

ул.Дзержинского пер.Садовый, пер.1-й Садовый

ул.Обороны пер.Всехсвятский

пл.Революции пл.Новобазарная, пл.Новособорная

ул.Горького пер.Архиерейский, пер.2-й Садовый

ул.Декабристов пер.Батальонный, ул.Лавинского (с 1921— пер.Красный)

ул.Робеспьера пер.Плац-парадный, Водосвященский, Ремесленный

пер.Казарменный пер.Глухой Плац-парадный

пл.Красная пл.Плац-парадная (до 1911 южная сторона— часть ул.Песочной)

ул.Профсоюзов пер.Овсянниковский, 1-й Плац-парадный пер.

ул.Вокзальная часть ул.Песочной

 

Старинные слободы, вошедшие ныне в состав центра города:

Казачья слобода вдоль ул.Марковского от ул.Сурикова до ул.Кирова

Еврейская слобода вдоль ул.Урицкого от начала до ул.Вейнбаума

Теребиловка между пл. Революции и ж. дорогой

Солдатская слобода южная часть Теребиловки, вокруг Красной площади

Таракановка район от ж. -д. моста до мелькомбината и в гору

Пески ул.Урицкого и ул.Бограда от ул.Вейнбаума до ул.Кирова

Под горой у собора южная и восточная стороны пл. Мира восточнее ул.Каратанова

 

Слобода Попов Луг (с 1921— слобода Сражений)

ул.Кузнечная (снесена) ул.Кузнечная, ул.Луговая

ул.Лазо (снесена) ул.Огородная

ул.Мельничная (снесена) ул.Мельничная

пер.Чапаева (снесен) пер.Суворовский (с 1921 — пер.Пламя Революции)

пл.Тюремная пл.Тюремная {с 1921 — пл. Восстания)

ул.Железнодорожников ул.Нижнетюремная

ул.Охраны труда ул.Верхнетюремная

ул.Лиды Прушинской ул.Затюремная (с 1921 — ул.Солидарности)

ул.Заводская ул.Переселенческая (с 1921 — ул.III Интернационала)

ул.Маерчака ул.Наземная, пер.Казенный

ул.Североенисейская ул.Дачная

 

Закаченская слобода (с 1921 — Кронштадтская слобода)

ул.Белинского ул.Гончарная

ул.Талалихина (снесена) ул.Ташинского (с 1921 — ул.Кольгофа)

ул.Ушинского (снесена) ул.Школьная

ул.Андрея Дубенского ул.Гоголевская (с 1921 — ул.Комсомольская)

ул.Майская (снесена) ул.Троицкая

ул.Соревнования пер.Кривой

ул.Островная ул.Нижняя, Береговая

 

Местность «За Качей» (с 1921 — слобода Жертв Революции)

ул.Брянская ул.Подгорная за Качей (с 1921 — к западу от ул.Обороны ул.Пробуждения, к востоку — ул.Лассаля)

пер.Поперечный пер.Глухой за Качей

пер.Транспортный пер.Безымянный

пер.Косой пер.Безымянный (с 1921 — Сокольская площадка)

 

Покровская слобода (с 1921 — слобода Весны)

ул.Желябова ул.Покровская

ул Фурманова ул.1-я Покровская (с 1921 — ул.Бланки)

ул.Заречная ул.2-я Покровская (с 1921 — ул.Дантона)

ул.Чернышевского ул.3-я Покровская

ул.Писарева ул.4-я Покровская (с 1921 — ул.Бабефа)

 

Николаевская слобода (с 1921 — слобода III Интернационала)

ул.Бограда ул.Садовая

ул.Марата ул.Кирпичная

ул.Карла Маркса ул.Гостинская

ул.Советская ул.Воскресенская

ул.Ленина ул.Благовещенская

ул.Красной Армии ул.Всехсвятская

ул.Копылова ул.Боярская

ул.Пролетарская ул.Цеховая

ул.Луначарского ул.Ровная

ул.Менжинского ул.Степная (с 1921 ул.Зиновьева)

ул.Красных депутатов ул.Овражная

ул.Красной звезды ул.Нижневокзальная

ул.Куйбышева пер.Вокзальный

ул.Историческая ул.Вокзальная

пер.Боготольский ул.Верхневокзальная (с 1921 — ул.Пролетарской солидарности)

ул.Карла Либкнехта ул.Щеголевская

ул.Парадовского ул.Николаевская

ул.Гоголя ул.Гоголевская

ул.Пушкина ул.Пушкинская

ул.1905 года ул.Слободская

ул.Ладо Кецховели ул.Спасская, Успенская (с 1921 — ул.Бакунина)

ул.Спартаковцев ул.Лесная

ул.Фрунзе ул.Крутая (с 1921 — ул.Кропоткина)

ул.Бебеля ул.Угольная

ул.Революции ул.Разъезжая

ул.Энгельса ул.Раскатная

ул.Челюскинцев ул.Бульварная

ул.Социалистическая ул.Подгорная

 

Слободы Сахалин и Алексеевка (с 1921 — слобода Труда)

ул.Труда ул.Бугачевская

ул.Новой Жизни

ул.Новосибирская ул.Косогорная пер.Красноярский (с 1921 ул.Тургенева)

ул.Толстого пер.Алексеевский

ул.Шмидта пер.Преображенский (с 1921 — ул.Бухарина)

пр.Свободный пер.Свободный

ул.Белопольского ул.Георгиевская

ул.Яковлева ул.Петропавловская

ул.Борьбы ул.Щеголевская

ул.Тимирязева ул.Николаевская

ул.Красномосковская ул.Степная

 

Взвозы (крутые спуски) к Каче

return false">ссылка скрыта

ул.Перенсона Старопочтамтский

ул.Кирова Театральный

ул.Грибоедова Казачий

ул.Диктатуры пролетариата Яриловский

ул.Обороны Всехсвятский

ул.Горького Архиерейский

ул.Декабристов Иоффелевский

 

Взвозы к Енисею

ул.Каратанова Шипиловский

ул.Перенсона Почтамтский, Сафатовский

ул.Диктатуры пролетариата Сазоновский

ул.Декабристов Жандармский

 

Мосты через реку Кача

по ул.Обороны Юдинский

по ул Перенсона Радайкин

по ул.Сурикова Хилков

по ул.Просвещения Закаченский

 

Острова на Енисее

Посадный Посадный

Отдыха Конный остров (Большой конный остров, Средний и Малый)

Молокова Телячий

Та'тышев Таты'шев (остров хана Таты'ша)

 

http://www.krasplace.ru/category/russia/enisejskaya-guberniya/krasnojarsk/krasarchit

 

 

 

 

 

 

Давайте же мыться, плескаться...

19 сентября 2009

 

 

Начнём с бань Николаевской слободы, принадлежащих Речмеилову. При входе вас поражает острокислый аммиачный запах, далеко не банный. В общей мужской полное отсутствие вентиляции, воздух тяжёлый, гнилой. Поглощающие колодцы бани издают ужасное зловоние, причина которого в том, что в нескольких аршинах от колодца находится отхожее место самого примитивного устройства. Такова баня, где по преимуществу моется рабочий люд железной дороги.

 

Перейдём к описанию бань в самом городе. В бане Толщина при входе бросается в глаза грязь каменного пола, сырых, почерневших стен. Окна местами разбиты, доски полков грязные, со щелями.

 

В бане Лямзина мы встречаем ту же грязь, те же прогнившие полы. Общая мужская баня представляет тёмный каземат, потому что имеющееся маленькое окно из-за грязи не пропускает свет. Нельзя не отметить, что хозяин бань получает в год 2000 рублей прибыли.

 

Баня Терсина находится в ещё худших санитарных условиях. Через открытые форточки проникает вонь из ближайших водосточных труб. Тазы и ковши железные, грязно-ржавые.

 

Бани Яковлева считаются в городе лучшими, но они тоже далеко не удовлетворяют всем правилам гигиены: и тут полы с грязными щелями, на диванах клеёнки изношены, оборваны, коридоры тёмные...

 

Баня Борисова ничем не отличается от предыдущих, только здесь более тесные и низкие номера. В банях Гринберга прежде всего отсутствует вентиляция. Баня Тихонова представляет собой полную картину разрушения — грязь и неопрятность невероятные. А ведь хозяева этих бань не могут пожаловаться на убыточность предприятия, так как в любой день бани переполнены народом, и в большинстве случаев простым народом.

 

И. Ван

 

«Голос Сибири», 31 мая 1906 года. Редактор Всеволод Крутовский.

 

 

Так как яковлевские бани считались лучшими, то они единственные, чья фотография сохранилась. Вот на фотографии кирпичное здание, напоминающее крепость, которое находилось на углу Гимназического переулка и Песочной улицы (теперь это перекрёсток улиц Вейнбаума и Урицкого). Вода для бани бралась непосредственно из реки Енисей и считалась чистой. Здание бани было построено в конце XIX столетия.

 

В настоящее время постройки яковлевских бань не сохранились.

 

Бани Терсина, Лямзина, Борисова, Гримберга, как отмечено на карте Красноярска 1906 года, находились в Покровском переулке и на Малокачинской улице, а воду брали из р.Качи. Качество воды при этом было... так себе. «Что потяжелее утонет, полегче уплывет, а всякую вонь разнесёт ветром».

 

Для предупреждения засорения городских окрестностей нечистотами городское начальство установило по окраинам Красноярска столбы с надписью, воспрещающей в этих местах сваливать навоз и мусор. Оно указало для этого место — устье реки Качи. Но смотришь — вокруг столбов этих veto выросли навозные курганы.

 

П. Б.

 

«Сибирь», 24 апреля 1877 года. Иркутск, редактор В. Вагин.

 

До 1913 года городского водопровода в Красноярске не было, воду развозили по городу в бочках по полкопейки за ведро, а до 1916 г. в городе не было ни одной общественной бани, только частные. Понятно, что полторадесятка бань на 30 тыс. жителей — это очень мало, и с потоком желающих помыться они не справлялись. В летнее время на берегу Енисея устраивали купальни, которые хоть как-то решали проблему мытья в теплое время года.

 

На снимке городские купальни «в виде плавающих домов из тесу» на левом берегу Енисея, приблизительно между современными улицами Вейнбаума и Перенсона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Со спутника

 

http://maps.kosmosnimki.ru/api/index.html?60e

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Триумфальная Арка Красноярска- это исторические ворота города. Она красуется на одной из оживленных магистралей левобережья Красноярска. Идея построить подобный мемориал в Красноярске пришла в голову главе города, после посещения Парижа. При выборе места были учтены все исторические факты. Именно здесь, предположительно, находится место первой высадки казаков на берег Енисея. В годы Великой отечественной, здесь находились гарнизонные казармы, отсюда на поля сражений уходили сформированные в Сибири соединения.

 

Памятник Николаю Петровичу Резанову

 

 

(28 марта 1764, Санкт-Петербург — 1 марта 1807, Красноярск) — русский государственный деятель, камергер, один из основателей Русско-американской компании.

 

 

Фонтан "Адам и Ева"

 

Хотя у красноярцев прижилось другое название – «Валентин и Валентина». И сегодня даже существует поверье, что если поцеловаться у фигур фонтана, то вас ждёт вечная любовь.

Прекрасные юноша и девушка сидят на вершине водного каскада, их фигуры соединяет хрупкий мост протянутых навстречу рук. Отлитые в бронзе скульптуры установлены на гранитной арке и прекрасно вписались в окружающее пространство. По облицованной гранитом стене фонтана сбегают водные струи, вглубь бассейна ведут широкие ступени. В жаркий летний день на парапетах фонтана и на лавочках сквера отдыхают многие красноярцы.

Фонтан "Реки Сибири"

 

По периметру фонтана на гранитных парапетах установлены скульптуры, изображающие красивейшие реки восточной Сибири: Бирюсу, Ману, Качу. В центре — Ангара и Енисей — крупнейшие судоходные реки Красноярья. Скульптуры рек были установлены по завершении облицовочных работ над бассейном фонтана в 2006-м году, последним свое место занял «Енисей» — в 2008-м. По мнению автора проекта Константина Зинича, эта скульптура стала самой значительной фигурой среди скульптур-символов других сибирских рек, но, вместе с тем, «Енисей» не выбивается из всего ансамбля.

 

 

Фонтан на железнодорожном вокзале.

 

Фонтан на проспекте Красноярскй рабочий.

 

Фонтан "Журавли"

 

Фонтаны у Театра Оперы и балета.

 

Фонтан со скульптурной композицией «Арлекин и Коломбина»

 

появился в Красноярске у театра юного зрителя (ТЮЗ) в 2008 году.

Такой подарок красноярцы получили к 380-летию со дня основания города.

Архитектором проекта выступил Андрей Касаткин, а бронзовые фигуры фонтана изваял известный красноярский скульптор Александр Ткачук.

Надо сказать, что фонтан «Арлекин и Коломбина» не только преобразил центральный вход театра, но и украсил саму площадь перед зданием. И совершенно неслучайно, что бронзовая скульптурная композиция именно этих театральных героев украшает фонтан перед театром. Ведь Арлекин и Коломбина восходят к зарождению театрального искусства эпохи Возрождения – комедии масок средневекового фарса дель арте (commedia del arte). А первое упоминание о комедии дель арте относится к 1555 году. Это были уличные (площадные) театральные постановки, которые создавались методом импровизации на основе краткой сюжетной линии. Считается, что своеобразная комедия импровизации родилась из карнавальных празднеств, в которых принимали участие мимы и узнаваемые маски (более 100 персонажей). Причем, иногда актеры выступали в масках, а иногда комедию играли кукольные персонажи-маски.

Скульптор изобразил героев на лестнице, что может восприниматься как то, что когда-то театральные постановки (за неимением подмосток) играли на ступеньках лестниц общественных зданий и соборов городских площадях. Но кажется, что красноярские «маски» больше говорят о любви двух героев, случайно встретившихся на бале-маскараде. Загадочная дама с веером и кавалер, чье сердце успела покорить таинственная красавица. Это особенно подчеркивается вечером, когда у фонтана включается подсветка.

Сам фонтан, объемом в 80 кубометров, полукругом окружает скульптуры Арлекина и Коломбины. За игру 9 мощных водных струй отвечает один погружной насос. Загадочность и очарование маскам актеров придают 30 ламп ночного освещения – по три лампы на каждую струю фонтана и три лампы освещают скульптурную композицию.

 

Скульптурная композиция «Лошадь белая»

 

Была открыта в июне 2006 года в Красноярске в рамках празднования Дня города.

Установлена на берегу Енисея на «Стрелке», в месте считающимся историческим центром Красноярска. Это - памятник в честь русских первопроходцев в Сибири. Согласно одной из легенд, именно здесь в 17-м веке впервые высадились казаки во главе с Андреем Дубенским. Воевода выбрался на берег Енисея на лошади, бросил на камень шашку, нагайку и папаху, сказал, что в этом месте построят город, а затем отправился осматривать местность. Животное осталось отдыхать и поджидать своего хозяина. Этот момент истории и увековечен в скульптуре.

 

В композиции использованы гранитные валуны. Три из них особенно выдающиеся по размеру. На одном - скульптура, на другом - атрибуты казака, а на третьем фонтанчик в виде ручья. Получается, что лошадь, склонившись, пьет воду, которая разлилась в озерцо диаметром примерно 10 метров.

Кстати, на одном из камней прикреплена табличка с текстом: «Упокоила войницу мать сыра-земля - Сибирь гордая неподатливая». Однако, несмотря на несколько скорбящий характер надписи, памятник вполне земной.

Красноярцы называют памятник «Белой лошадью». Возле него с удовольствием фотографируются новобрачные и гости Красноярска. А площадка вокруг ансамбля считается хорошим местом для прогулок горожан.

 

Памятник Чехову А.П.

 

«Какая полная, умная и смелая жизнь осветит со временем эти берега!». Эти слова в 1890 году произнес Антон Павлович Чехов, следуя через Красноярск на остров Сахалин. Эта же цитата теперь начертана на монументе в честь писателя.

Чехов провел в Красноярске всего одни сутки, однако успел разглядеть за такой короткий срок и его очарование, и могущество Енисея. Свои впечатления он отразил в «Путевых очерках»: «На этом берегу Красноярск, самый лучший и красивый из всех сибирских городов, а на том - горы, напомнившие мне о Кавказе... Не в обиду будь сказано ревнивым почитателям Волги, в жизни своей я не видел реки великолепнее Енисея». Прошло более века, и 17 ноября 1995 года благодарные красноярцы воздвигли на своей земле памятник знаменитому русскому прозаику и драматургу.

Сооружение представляет собой бронзовую фигуру писателя и гранитную стелу с рукописным текстом. Памятник поставили прямо на набережной не случайно. Связано это с тем, что остановка в Красноярске была вынужденной, и Антон Павлович в ожидании переправы любовался сибирскими красотами, бродя как раз по этим местам. Скульптура повернута лицом к правому берегу и кажется, будто Чехов, так же, как и 100 лет назад, не перестает восхищаться прекрасными видами природы.

 

Памятник св. Луке Войно-Ясенецкому

 

15 ноября 2002 года архиепископу Луке установлен памятник в Красноярске, напротив Церкви Святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

 

Ансамбль «Пушкин и Натали»

 

Ротонда со скульптурами Александра Сергеевича Пушкина и Натальи Гончаровой - одно из самых новых монументальных сооружений в Красноярске.

Место расположения - сквер, разбитый на пересечении проспекта Мира и улицы Кирова. Авторы этой работы - народный архитектор России Арэг Демирханов и скульптор Константин Зинич. Эскиз был создан еще три года назад, когда началась подготовка к 380-летию столицы края. Торжественное открытие памятника состоялось 10 июня 2008 года и было приурочено не только к празднику в честь юбилея города, но и к 209-й годовщине со дня рождения поэта.

Архитектурный ансамбль сочетает гранит и бронзу. Между белокаменными колоннами установлены скамейки. На одной из них сидит Наталья Гончарова, у другой стоит Пушкин. По задумке авторов поэт читает жене свои стихи. К слову, Гончарова была выше своего мужа, и ее скульптуру решили «усадить» для того, чтобы идиллическая картина была полной.

Как поясняют авторы композиции, в идее конструкции ротонды заложен глубокий символический смысл. Так, три крыла площадки обозначают веру, надежду, любовь - спутниц любой человеческой судьбы. На каждом крыле по 4 колонны, по количеству времен года. Получается, что купол постройки установлен на 12 столбах - столько месяцев в году. Кроме того, число 12 здесь используется еще и в соответствии с христианскими канонами - по количеству библейских апостолов.

В центре ротонды, между скульптурами, расположили небольшую чашу фонтана.Скульптуры в вечернее время суток освещают 20 ламп подсветки.

 

Памятник художнику Андрею Поздееву

 

В историческом центре Красноярска на проспекте Мира прямо рядом с Педагогическим университетом, немного возвышаясь над прохожими, красуется бронзовая фигура с мольбертом и раскрытым зонтиком. Это — памятник Андрею Поздееву (1926—1998гг.). Его открытие, которое состоялось 27 сентября 2000 года, было приурочено ко дню рождения художника. Высота памятника 2 метра 5 см.

Авторство принадлежит архитектору Михаилу Меркулову и скульптору Юрию Злоте. Юрий Злотя лично был знаком с Поздеевым. Наверное, поэтому ему так хорошо удалось передать характер Андрея Геннадьевича, личности с тонкой, романтичной душой. Зонт над головой, как символ купола неба, и создается ощущение, что художник несет за собой свою Вселенную.

Работы мастера сегодня украшают Третьяковскую галерею и Русский музей, есть они в художественных галереях городов Сибири, в Хабаровске, экспонировались в Польше и Японии, имеются и во многих других коллекциях мира. В нашем городе собрание картин хранится в художественном музее им. Сурикова, а также в Красноярском Культурно-Историческом Центре. В проекте «Ротонда Андрея Поздеева» представлены уникальные работы мастера, ни разу не выставлявшиеся прежде: живопись, печатная графика.

А непосредственно с памятником Андрею Поздееву связано поверие. Так считается, что потереть нос у бронзового художника — к большой удаче.

 

 

Скульптурная композиция "Мужчина с собачкой" в простонародье "Дядя Вася-пьяница"

 

Скульптура не только является «непроизвольным свидетелем» всех романтических встреч на «Площади влюбленных», но и напоминает-предупреждает посетителей вышеперечисленных заведений, что чрезмерное употребление спиртных напитков приводит… В общем, смотрите, чтобы собачка не приняла вас за столб и… С одной стороны, шутка, с другой – поучительный урок.

Кстати, по словам автора композиции скульптора Константина Зинича, собачка в первоначальном варианте не планировалась. Просто была поставлена задача сделать собирательный образ пьяного человека. А как сделать пьяного? Да, просто! Вроде, вышел еще на «своих двоих», а ноги уже и не держат. Значит, цепляется за столб. Ну, а собачка появилась уже позже – чтобы, лучше обыграть сценку.

Вообще, автор хотел назвать композицию «Вечер», но название решили поменять на более звучное – «Мужчина с собачкой». Впрочем, народ не проведешь! Поэтому-то и закрепилось за этой композицией стойкое «Дядя Вася-пьяница».

Памятник сантехникам "Дядя Яша и стажер"

 

Сам факт появления в Красноярске этой композиции доказал, что право на существование в виде монументального изваяния имеют не только вожди, писатели и художники, но также слесари, водопроводчики и сантехники.

«Дядя Яша и стажер» скульптора Андрея Кияницина установлены на улице Парижской коммуны рядом с офисом МУПП «Водоканал». Предприятие в сентябре 2003 года отмечало свое 90-летие. И бронзовый дуэт - пожилой слесарь, высунувшийся из люка, и молодой практикант, преданно глядящий в лицо наставника, - появился как раз в честь юбилея фирмы.

Для самого Кияницина, для работников «Водоканала», да и, пожалуй, для всего края, было полной неожиданностью, когда в 2005 году на всероссийском краеведческом конкурсе «Самый забавный памятник» композиция «Дядя Яша и стажер» стала победителем. На конкурс, организованный Международным благотворительным фондом имени Д.С.Лихачева, скульптура попала с легкой руки восьмиклассницы Елены Клундук. Лена написала веселый рассказ и выслала его вместе с фото в адрес жюри. Стоит сказать, что борьба была достаточно серьезной - в состязании принимали участие 67 работ из 33 регионов. После победы слава о бронзовых сантехниках красноярцев облетела, можно сказать, весь мир. Сейчас фотография с изображением скульптурной парочки прочно поселилась в интернете - она размещена на нескольких сотнях сайтов и до сих пор является предметом обсуждения на самых различных форумах.

Интересный момент: когда «Водоканал» решил поставить памятник самой распространенной профессии в своей сфере, конкретной идеи не было ни у кого. В процессе обсуждения генеральный директор всего лишь между делом рассказал такой анекдот: «Сантехник со стажем вылезает из вонючего канализационного люка и, утирая рукавом лоб, пафосно заявляет своему подопечному: «Учись, сынок, а то так и будешь всю жизнь мне ключи подавать». По словам Андрея Кияницина, анекдот в итоге стал основой для сюжета композиции.

Скульптор рассказал и еще об одном любопытном факте. Над фигурами он работал так, как чаще всего поступает - глядя на себя в зеркало. А вот лица лепил по наитию. Каково же было удивление всех, когда выяснилось, что вылепленный наставник имеет едва ли не абсолютное портретное сходство с реальным человеком - Яковом Зубковым. Слесарь Зубков пришел в «Водоканал» сразу после войны в 1945-м и проработал на предприятии 30 лет. Веселый и добрый прототип бронзового Дяди Яши был душой коллектива. Он успел воспитать несколько поколений рабочих и оставил у коллег самые добрые воспоминания. Вот и памятник тоже получился простым, но душевным, и даже причислен нашими гражданами к «народным». Нередко около люка останавливаются прохожие, которые пытаются «напоить» мастера спиртным, а подмастерью предлагают «устроить перекур».

Между прочим, у нашего «Дяди Яши» по российским и зарубежным городам наберется порядка двух десятков бронзовых и чугунных коллег: в Омске, в Сочи, в Екатеринбурге, в Словакии, в Швеции, в украинских Черкассах и Бердянске и т.д. История умалчивает, как «живется» европейским родственникам сибиряков, но то, что омскому Степанычу и уральскому Афоне местные жители тоже «дают прикурить», известно по рассказам очевидцев.

 

Памятник "Клоун"

 

Этот памятник, посвященный деятелям циркового искусства, установлен на проспекте имени газеты Красноярский рабочий у здания цирка в 2008-м году. Скульптура высотой в человеческий рост весит несколько тонн. Это клоун-буфф, посмотрите, какая добрая у него улыбка! А нос блестит и светится - натерт на счастье!