Для студентов 2 курса

Ситуационные задачи

Специальности 060201 Стоматология

Раздел «Общая патофизиология»

Задача №1. Проведение сравнительного анализа двух ситуаций

Ситуация А.

При восхождении группы альпинистов на вершину Эвереста на высоте 6500 м над уровнем моря один из альпинистов потерял сознание. Вдыхание кислорода через маску улучшило его состояние, сознание восстановилось. Однако из-за слабости и судорог в мышцах он не смог продолжить восхождение и его транспортировали в базовый лагерь на высоте 3000 м над уровнем моря, где его состояние нормализовалось.

Ситуация Б.

При полете на высоте 10 000 м произошла разгерметизация кабины самолета. Для продолжения полета на этой высоте пилот перешел на дыхание кислородом через маску, но самочувствие его оставалось плохим, и он был вынужден совершить экстренную посадку.

Вопросы:

1. Что явилось причиной развития патологии в том и в другом случае?

2. Почему дыхание кислородом в одном случае улучшило состояние, а в другом оказалось неэффективным?

3. Какие эксперименты позволяют моделировать ситуацию А и ситуацию Б?

4. В каком эксперименте можно установить причину высотной (горной) болезни?

5. Как называется патологический процесс, который развился у пилота в ситуации Б?

 

 

Задача №2. Музыкант (пианист) легко поранил палец руки, где возникли явления воспаления. Есть ли у него болезнь? Ответ обосновать, используя определение понятия «болезнь». Почему болезнь понятие социальное? Чем болезнь отличается от патологии?

 

Задача №3. Недостаток витамина "С" в пище следует считать условием или причиной заболевания? Ответ обосновать. Для доказательства каких научных направлений этиологии можно использовать данный пример?

 

Задача №4. Недостаток поступления пищи в организм следует считать условием или причиной заболевания? Ответ обосновать. Какие научные направления этиологии Вы использовали при ответе на данный вопрос?

 

Задача №5. Для предупреждения высотной болезни применяют кислые продукты и лимонную кислоту. Каково патогенетическое обоснование их применения? Для решения задачи нарисуйте цепь патогенеза высотной (горной) болезни. Как называется фактор патогенеза, с которого начинается цепь патогенеза?

 

Задача №6. Почему при высотной (горной) болезни может произойти остановка дыхания? Каковы принципы патогенетической терапии данной болезни? Для решения задачи нарисуйте цепь патогенеза высотной (горной) болезни. Как называется данный тип цепи патогенеза?

 

Задача №7. У поступивших в клинику двух монозиготных близнецов грудного возраста обнаружены увеличение печени (гепатомегалия), сниженный уровень глюкозы плазмы крови (ГПК) натощак (гипогликемия), содержание ГПК в ответ на введение адреналина повышается незначительно, в печеночных клетках резко снижена активность фосфорилазы и повышено содержание гликогена.

Вопросы:

1. Какой патологический процесс развился у близнецов? Обоснуйте свой ответ.

2. Каковы возможные причины этого патологического процесса?

3. Каковы механизмы формирования данного патологического состояния гепатоцитов?

4. Каков механизм возникновения гепатомегалии, гипогликемии и слабого гипергликемического эффекта на введение адреналина?

 

Задача № 8. Для экспериментального моделирования гемолитической анемии мышам вводили фенилгидразин, который, как известно, стимулирует свободнорадикальные реакции в клетках. Через полчаса после введения фенилгидразина в крови животных было обнаружено снижение количества эритроцитов, присутствие свободного Hb и метгемоглобина.

Вопрос: объясните возможные механизмы повреждения мембран эритроцитов. Составьте цепь патогенеза данного повреждения клетки. Перечислите известные Вам свободные радикалы кислорода, как они образуются?

 

Задача 9. В токсикологической лаборатории исследовали клеточные эффекты токсического вещества, входящего в состав отходов одного из химических производств. Вещество вносили в монокультуру нормальных эпителиальных клеток в токсической концентрации. Наличие признаков повреждения клеток оценивали каждые 30 мин на протяжении 3 ч. Через 3 ч инкубатор наблюдали гибель 85% клеток.

Вопросы:

1. Какие морфологические, биохимические и другие критерии (признаки) можно предложить для оценки обратимого повреждения эпителиальных клеток в данном эксперименте?

2. Приведите последовательность патологических изменений в клетке и их механизмы, основываясь на предложенных критериях оценки состояний клеток.

Задача 10. В токсикологической лаборатории исследовали клеточные эффекты токсического вещества, входящего в состав отходов одного из химических производств. Вещество вносили в монокультуру нормальных эпителиальных клеток в токсической концентрации. Наличие признаков повреждения клеток оценивали каждые 30 мин на протяжении 3 ч. Через 3 ч инкубации наблюдали гибель 85% клеток.

Вопросы:

1. Какие морфологические и биохимические критерии (признаки) можно предложить для оценки необратимого повреждения эпителиальных клеток в данном эксперименте?

2. Приведите последовательность патологических изменений в клетке и их механизмы, основываясь на предложенных критериях оценки состояний клеток.

Задача 11. Больной З., 51 года, в течение нескольких дней жаловался на боль в правом подреберье, одышку и быструю утомляемость при физической нагрузке. Затем появилась сильная боль в области сердца. Боль не исчезала сразу после приема нитроглицерина, а уменьшалась постепенно, но в области сердца осталось чувство тяжести.

На ЭКГ очаговых изменений не выявлено. Показатели лейкограммы не изменены. АД 120/80 мм рт.ст., показатели мочи без отклонений от нормы.

Активность трансаминаз сыворотки крови – аспартатаминотрансферазы (АСАТ) и аланинаминотрансферазы (АЛАТ) многократно увеличена, в то время как их соотношение снижено в 2 раза по сравнению с нормальными показателями. Активность креатинфосфокиназы (КФК) в пределах нормы.

Больному назначены щадящая диета, постельный режим. При повторном исследовании ЭКГ изменений не обнаружено. Через 2 дня активность АСАТ снизилась, АЛАТ продолжала расти. Поставлен диагноз: алиментарный токсический гепатит. Через 2 недели показатели трансаминаз пришли в норму.

Вопросы:

1. Назовите группы заболеваний, характеризующихся значительным увеличением активности трансаминаз в плазме крови.

2. Каковы механизмы возникновения ферментемии при повреждении клеток органа?

3. Какие показатели наиболее специфичны для заболевания у данного пациента.

 

Задача №12. По каким неспецифическим проявления повреждения клетки можно оценить выживаемость клеток костного мозга после глубокого замораживания? Составьте цепь патогенеза гибели клетки при глубоком замораживании. Опишите методику оценки выживаемости клеток костного мозга после глубокого замораживания.

 

Задача №13. Как, исходя из определений и сравнительной характеристики лихорадки и гипертермии, экспериментальным путем доказать, что пирогенал вызывает именно лихорадку? Дайте характеристику пирогенала, используя принципы классификации этиологических факторов лихорадки.

 

Задача 14. У пациентки Б., 25 лет, находящейся в стационаре в связи с наличием у нее СПИДа, развилась лихорадка (температура тела 38,9 оС), появились кашель с мокротой и боль в правом боку при дыхании. При обследовании выявлена лейкопения за счет снижения количества лимфоцитов и моноцитов; в мокроте (при окраске по Граму): большое количество слущенных эпителиальных клеток, лейкоцитов, различных видов бактерий, положительная реакция на Аг трепонемы.

Вопросы:

1. Каковы возможные источники пирогенов в данном случае? Ответ обоснуйте.

2. Как вы объясните развитие у пациентки лихорадки на фоне лейкопении?

3. Может ли быть связано возникновение данного эпизода лихорадки с наличием у пациентки СПИДа? В Случае утвердительного или отрицательного ответа аргументируйте его.

4. Что является причиной и главным звеном патогенеза СПИДа?

Задача 15. Больной К., 18 лет, испытывающий чрезмерные мышечные нагрузки поступил в хирургическое отделение для проведения плановой операции по поводу грыжи белой линии живота.

Во время интубации трахеи у него отмечен тризм. Больному дан фторотановый наркоз, в качестве миорелаксанта применен дитилин. Через 10 мин. После начала операции у больного появились тахикардия, аритмия, ригидность мышц, мраморный цианоз. Кожа стала горячей на ощупь, температура резко повысилась (42,0 оС). операция прекращена больной обложен льдом.

Биохимический анализ крови: лактат – 9,0 ммоль н/л (норма 0,6-1,5 ммоль/л); пируват – 0,3 ммоль/л (норма 0,05-0,15 ммоль/л); К+ - 6,0 ммоль/л (норма 3,33 5,0 ммоль/л); Мg2+ - 1,5 ммоль/л (норма 0,8-1,3 ммоль/л).

Вопросы:

1. Какой патологический процесс возник у больного?

2. Каковы механизмы развития этого процесса?

3. В чем состоит профилактика этого процесса

4. На чем строятся принципы лечения?

 

Задача 16. После капельного введения больному стерильного физраствора возникла лихорадка.

Вопросы: объясните причины возникновения лихорадки. Как предупредить возможности такого осложнения? Дайте характеристику вещества, вызвавшего лихорадку в данном случае. Используется ли данное вещество в лечебных целях? Если да, то как называется данный метод лечения?

 

Задача 17. Повышение температуры тела у кролика можно получить путем внутримышечного введения скипидара, внутривенного введения бульонной культуры гемолитического стрептококка, подкожного введения кофеина, внутримышечного введения пирогенала, внутривенного введения 2,4-динитрофенола, а также больших доз адреналина и тироксина.

Вопрос: в каких из приведенных случаев имеет место развитие лихорадки, а в каких гипертермии? Какие виды гипертермии могут развиться? Ответы обосновать.

 

Задача 18. У здорового кролика и кролика с тяжелой лейкопенией, вызванной предварительным введением азотистого иприта, воспроизводили лихорадочную реакцию путем подкожного введения скипидара.

Вопрос: одинаковой ли интенсивности возникнет лихорадка у этих животных под влиянием введенного скипидара? Ответ обосновать.

 

Задача 19. У инфекционного больного в стадию стояния температуры лихорадка осложнилась нарушением обмена с увеличением теплопродукции на 100%. Как можно объяснить такое увеличение теплопродукции у инфекционного больного? Какие изменения следует ожидать в отношении температуры и физиологических функций?

 

Задача 20. Кролику, который находится при температуре среды +2°С, ввели пирогенал в дозе, которая через 40 мин привела к повышению температуры тела до 39,5°С. После этого кролика перевели в помещение с температурой окружающей среды +20°С. Вызовет ли такая смена температуры окружающей среды добавочное повышение температуры тела кролика? Ответ обосновать.

Задача 21. У интактного кролика и кролика с резко выраженной гранулоцитопенией, вызванной инъекцией азотистого иприта (вызывает гранулоцитопению), воспроизводят лихорадку путем п/к введения скипидара.

Вопросы:

1. Будет ли у этих животных одинаковой интенсивности лихорадки, возникшей под влиянием введенного скипидара?

2. Будет ли наблюдаться различие в характере температурной реакции у этих кроликов после в/в инъекции пирогенала?

3. Будет ли наблюдаться различие во времени развития температурной реакции у этих кроликов на введение скипидара по сравнению с реакцией на введение пирогенала?

Задача 22. В эксперименте были использованы 3 кролика. Кролику А в/в был введен пирогенал. Через 5 мин. у кролика А. была взята кровь и приготовлено 5 мл сыворотки, которую затем в/в ввели кролику Б Еще через 120 мин у кролика А взяли кровь и из приготовленной сыворотки 5 мл в/в ввели кролику В. У кроликов проводили постоянную термометрию. У кролика В по сравнению с кроликом Б произошел более быстрый и более выраженный подъем температуры, считая от начала введения сыворотки. Почему? Дайте характеристику пирогенов, которые вызвали подъем температуры у кроликов Б и В.

 

Задача 23. Для выяснения значения функционального состояния ЦНС в развитии лихорадки на трех белых беспородных крысах провели следующий эксперимент: 1-й ввели внутрибрюшинно 0,05% раствор фенамина в дозе 0,6 мл на 200 г массы, 2-й – 4% раствор гексенала в том же объеме, 3-й – эквивалентный объем изотонического раствора NaCl. После того как у 2-й крысы наступило наркотическое состояние, у всех животных измерили ректальную температуру и всем трем крысам внутримышечно ввели одну и ту же дозу пирогенала. Затем через каждые 15 мин. измеряли ректальную температуру в течение 1,5 ч у каждого животного. Результаты представлены в таблице.

 

 

Крыса
1-ая 36,6 37,0 37,2 37,6 38,1 38,6 38.9
2-ая 36,6 36,5 36,3 36,1 35,8 35,6 35.2
3-ая 36,7 36,9 37,1 37,3 37,5 37,7 37,9

Вопросы:

1. Какие факторы могут влиять на положение «установочной точки» терморегуляторного центра?

2. Какие отделы нервной системы участвуют в развитии лихорадочной реакции?

3. Проанализировав результаты эксперимента, попытайтесь объяснить различия в развитии лихорадки у подопытных животных.

 

Задача №24. Пациенту Д., 68 лет, страдающему хроническим гепатитом и циррозом печени, проводилась пункция брюшной полости для выведения асцитической жидкости. На 15-й минуте процедуры после удаления 5 л жидкости, пациент пожаловался на слабость, головокружение и тошноту, но процедура была продолжена. После выведения еще 1,5 л жидкости пациент потерял сознание. Через несколько минут после оказания неотложной помощи сознание восстановилось, но пациент по-прежнему жалуется на сильную слабость, головокружение, тошноту.

Вопросы:

1. В чем заключалась ошибка врача при проведении процедуры у данного пациента?

2. Какая форма нарушения регионарного кровообращения имеется у пациента?

3. Каковы механизмы развития обморока при удалении асцитической жидкости?

4. Каковы возможные механизмы компенсации расстройств кровообращения в головном мозге в подобной ситуации?

5. Почему компенсаторные механизмы систем кровообращения у данного пациента оказались малоэффективными?

Задача №25. На прием в поликлинике мужчина 56 лет предъявил жалобы на быструю утомляемость и боли в икроножных мышцах при ходьбе, прекращающиеся после остановки (симптом «перемещающейся хромоты»), зябкость ног, чувство их онемения, «ползания мурашек» и покалывания (парестезии) в покое. Пациент много курит (с юношеского возраста), его профессия связана с периодами длительного охлаждения (работа на открытом воздухе в осенне-зимнее время). При осмотре: стопы бледные, кожа на них на ощупь сухая, холодная, ногти крошатся; пульс на тыльной артерии стопы не прощупывается. Предварительный диагноз «облитерирующий эндартериит».

Вопросы:

1. Какая форма нарушения регионарного кровообращения имеется у пациента? Назовите её характерные признаки.

2. Каковы механизмы её развития у данного пациента?

3. Каковы возможные неблагоприятные последствия расстройств кровообращения у пациента?

4. Каковы наиболее вероятные механизмы развития представленных в ситуации симптомов?

 

Задача №26. У больного после ранения в области правой половины шеи и груди возникла стойкая артериальная гиперемия этой же половины лица. Чем это объяснить? Какая форма нарушения регионарного кровообращения имеется у пациента? Назовите её характерные признаки объясните их патогенез. Как в эксперименте можно моделировать данное нарушение регионарного кровообращение?

Задача №27. Больной А., страдающий в течение10 лет тромбофлебитом нижних конечностей, при выполнении физической работы почувствовал резкую боль в грудной клетке, слабость, одышку.

Объективно: состояние средней тяжести, возбужден. Выражен цианоз лица, дыхание – 32 в 1 мин., пульс 120 уд/мин, АД – 90/60 мм.рт.ст. Нижние конечности отечные, холодные, видны варикозно расширенные вены.

Какая патология развилась у больного? Дайте характеристику данного вида патологии и объясните патогенез.

 

Задача №28. Больному К., 59 лет, для снятия болевого синдрома при опоясывающем лишае была сделана внутримышечная инъекция спазмалгона. Через 2 дня после инъекции появились покраснение и отек в верхненаружном квадранте левой ягодичной области. Температура 38,5о С. Назначены антибиотикотерапия в течение 5 дней и компрессы с мазью Вишневского местно. По завершении данного срока лечения температура нормализовалась, отек и покраснение в ягодичной области исчезли, однако осталось уплотнение размером 3х4 см без флюктуации. Проведенный курс физиотерапии (УВЧ-терапия) не изменил картину. Анализ крови без особенностей. При использовании УЗИ левой ягодичной области скопления жидкости не выявлено. Больной был выписан на работу. В течение последующего месяца у него наблюдались нарастающая слабость, утомляемость. Уплотнение не рассасывалось. Внезапно больной почувствовал ухудшение состояния: озноб, резкую боль внизу живота, подъем температуры до 39о С. Он был госпитализирован. При поступлении: болезненность при пальпации в нижней части живота, положительный синдром Щеткина — Блюмберга, лейкоцитоз — 15•109/л (норма 4—9•109/л); СОЭ 53 мм/ч (норма 2—10 мм/ч).

Вопросы:

1. Какие местные и общие признаки воспаления были у больного на протяжении развития заболевания?

2. Какая морфологическая форма воспалительной реакции наблюдалась у больного?

3. Назовите причины и механизмы развития заболевания, его осложнения.

4. Почему при УЗИ не выявлено наличие жидкости? Что такое пиогенная мембрана?

 

Задача № 29. Больная Б., 27 лет, кормящая мать. Через 3 недели после родов появились боли в области левой груди, кормление этой грудью стало болезненным. На третий день заболевания у больной появился озноб, температура тела повысилась до 39оС, усилилась боль в пораженной железе. Объективно: у больной пальпируется плотное образование с неясными границами, размером 5х5 см, резко болезненное при пальпации. Очагов размягчения, флюктуации нет. Отмечается покраснение кожи над образованием, расширение подкожных венозных сосудов в области железы, увеличение регионарных лимфатических узлов. При лабораторном исследовании выявлено: количество лейкоцитов 12,4•109 /л, СОЭ - 35 мм/ч.

Вопросы:

1. Имеются ли признаки, свидетельствующие о воспалительной природе заболевания у женщины? 2. Если да, то какие? С чем связано увеличение регионарных лимфатических узлов?

 

Задача № 30. Если ввести в коленный сустав кролика культуру стрептококка в определенном титре, то микробные клетки можно обнаружить в крови и внутренних органах через 24 часа.

Вопросы:

Изменится ли скорость диссеминации микроорганизмов, если:

1) перед введением микробов вызвать острое воспаление коленного сустава;

2) ввести микробы одновременно с агентом, подавляющим воспалительную реакцию?

Ответы обосновать.

 

Задача № 31. Двум кроликам, одному из которых предварительно в течение одной недели вводили большие дозы гидрокортизона, а другому - альдостерона, была введена внутрикожно культура вирулентного стрептококка.

Вопросы:

1. У какого кролика воспалительная реакция на месте введения микробного агента будет более выраженной и почему?

2. У какого кролика возможность развития септицемии будет большей и почему? В чем заключается терапевтический эффект действия клюкокортикоидов?

Задача № 32. Больная Б., 32 года, предъявляет жалобы на боли ноющего характера в суставах, их деформацию, субфебрильную температуру. В анамнезе инфекционный полиартрит с 27 лет. Заболевание протекает с частыми обострениями. При исследовании больной выявлено: количество лейкоцитов 12,6•109/л, СОЭ - 25 мм/ч. Общее содержание белков в крови 75 г/л. Уровень альбумина снижен (41%), фракция γ -глобулинов увеличена (18,7 г/л). Реакция на С-реактивный белок положительная.

Вопрос: имеются ли у больной признаки, свидетельствующие об обострении воспалительного процесса? Если да, то какие? Объясните изменения белкового спектра плазмы и дайте характеристику С-реактивного белка.

Какая температура считается субфебрильной?

 

Задача № 33. Одну и ту же дозу стрихнина ввели кроликам, у которых предварительно путем ожога вызывали локальное воспаление на одной из задних конечностей. Причем, одному кролику стрихнин ввели в область воспаления, другому – вне очага воспаления. Один из кроликов погиб от отравления стрихнином.

Вопрос: укажите, какой кролик погиб и почему.

 

Задача № 34. Мальчик Ю.,13 лет, обратился к врачу по поводу фурункула на правой щеке. Жалуется на боль при жевании, головную боль, повышение температуры. В центре щеки прощупывается плотный инфильтрат размером с лесной орех. Кожа над инфильтратом ярко-красная по периферии и багрово-синюшная в центре.

Какой вид воспаления развился у больного? Как объяснить неодинаковую окраску кожи в пораженной области? Объясните патогенез сосудистых реакций у больного. Какие медиаторы воспаления принимают участие в этих реакциях?

 

Задача № 35. Больная О., 20 лет, поступила в хирургическое отделение с жалобами на слабость, тошноту, боли в правой подвздошной области. Температура тела 37,8 С. Содержание лейкоцитов в крови 25х109/л. Лейкоцитарная формула: Б - 1, Э -2, Ю - 6, П - 15, С - 59, Л - 15, М - 2. Через 3 ч температура тела повысилась до 38,9 ОС. Язык сухой, обложен сероватым налетом. При пальпации выявляется резкая болезненность в правой подвздошной области.

Какой типовой патологический процесс имеет место у больной? Какие общие признаки воспаления наблюдаются у больной? Укажите факторы патогенеза боли при воспалении. Укажите патогенез лейкоцитоза при воспалении.

 

Задача № 36. Больной М., 63 лет, жалуется на боли в ногах, усиливающиеся при ходьбе, отечность стоп и наличие длительно незаживающей язвы на правой голени. При осмотре: нижние конечности цианотичные, холодные на ощупь, кожа сухая, тонкая, видны варикозно расширенные вены, стопы и голени отечны. На правой голени имеется язва размером 2х3 см.

1. Какое нарушение периферического кровообращения имеется у больного?

2. Объясните механизм развития выявленных симптомов.

3. Как в эксперименте можно моделировать данное нарушение регионарного кровообращение?

 

Задача № 37. Больная Т., 26 лет, отметила, что после подкожной инъекции в области правого плеча на 3-и сутки появилась боль, краснота, припухлость. На 7-е сутки припухлость и болезненность увеличились; при пальпации определялась флюктуация. Лейкоцитов в крови - 20х109/л. Лейкоцитарная формула: Б - 1, Э - 3, Ю - 5, П - 12, С - 60, Л - 14, М - 5, СОЭ - 20 мм/ч. В области флюктуации произведен разрез. Выделилось 10 мл желто-зеленоватой жидкости. При ее лабораторном исследовании отмечено: высокая плотность, содержание белка-0,7г/л, pH-5,39, при микроскопии в ней обнаружено преобладание нейтрофильных лейкоцитов.

Какой вид воспаления развился у больной? Какие местные признаки воспаления имеют место у данной больной? Каким образом нейтрофилы попадают в очаг воспаления? Какова их функция в очаге воспаления? Имеется ли соответствие состава экссудата срокам воспаления, на что это указывает?

 

Задача № 38. Больная М., 36 лет, предъявляет жалобы на боль при глотании, слабость, потливость, головную боль. Температура тела 38,8О С. Слизистая зева гиперемирована, отечна, покрыта сероватым налетом. Лейкоцитов в крови 15х109/л, лейкоцитарная формула: Б - 0, Э - 7, Ю - 2, П - 8, С - 65, Л - 16, М - 2, СОЭ - 20мм/ч, пульс 98 мин-1, частота дыхания - 26 мин-1.

Какой патологический процесс имеет место у больной? Укажите общие признаки воспаления у больной и объясните механизмы их возникновения. Какие цитокины и другие медиаторы воспаления участвуют в патогенезе этих признаков?

 

Задача №39. Продолжительность жизни мышей после внутрибрюшинного введения 0,2 мл бактериальной взвеси, содержащей 5•108 клеток пневмококков, в среднем составляет 8 ч. Если то же количество бактериальной взвеси ввести мышам через 2 ч. после введения им 0,5 мл стерильного раствора крахмала или туши, то смерть наступает примерно через 3 ч.

Вопрос: как можно объяснить уменьшение срока выживаемости мышей после введения бактериальной взвеси на фоне предварительного введения крахмала или туши? Назовите другие причины данного феномена.

Задача №40. Пациент К., 28 лет, обратился к врачу с жалобами на часто повторяющиеся стоматиты, ангины, трахеиты, отиты, периодически пневмонии, в том числе в летнее время. Попытки повысить активность «неспецифической сопротивляемости» организма путем закаливания эффекта не дали.

Лабораторные данные: реакции лимфоцитов на фитогемагглютинин и туберкулин положительные; активность факторов комплемента и уровни IgM, IgG, IgA в сыворотке крови нормальные; в крови содержащие эритроцитов и Hb в пределах нормы, число лейкоцитов снижено за счет моноцитопении, количество гранулоцитов – нормальное; фагоцитарная активность макрофагов снижена на 45 %.

Вопросы:

1. В каком звене системы иммунобиологического надзора организма пациента имеется дефект: в системе иммунитета или в системе факторов неспецифической защиты? Ответ аргументируйте.

2. Если дефект в системе факторов иммунитета, то за счет поражения каких ее клеток: макрофагов, или Т-лимфоцитов? Как при этом объяснить происхождение симптомов, имеющихся у пациента К.?

3. Если это дефект, в системе факторов неспецифической защиты организма, то какого (или каких) из них именно? Как при этом объяснить механизмы симптомов, имеющихся у данного пациента?

4. Как вы обозначите форму патологического состояния, наблюдающегося у пациента?

 

Задача №41. Мальчик А., 5 лет, поступил в клинику с диагнозом: двусторонняя пневмония.

Анамнез: с младенческого возраста наблюдались острые бронхиты и пневмонии, гнойный отит, острый тонзиллит, а также кожные и носовые кровотечения.

Объективно при поступлении: бледность кожных покровов, неравномерная пигментация лица, туловища, конечностей, петехии на туловище и конечностях. Радужная оболочка глаз депигментирована. Имеется нистагм. В нижних долях правого и левого легкого определяются притупление перкуторного звука, прослушиваются звучные влажные хрипы. Печень, селезенка и подкожные лимфатические узлы увеличены. Температура тела – 38,0С, пульс 100 в 1 мин.

Рентгенологически в нижних долях правого легкого определяются тени неправильной формы на фоне сниженной прозрачности легочной ткани. Лабораторные исследования. Анализ крови: эр. 3,5·1012/л (в номере 3,9-5,0·1012/л), цветовой показатель 0,7 (в норме 0,85-1,05), гемоглобин 110 г/л (в норме 120-130 г/л), л. 4,0·109/л (в норме 4,0-9,0·109/л), п.н. 0% (в норме1-5%), с. 30% (в норме 47-72%); тромб. 180·109/л (в норме 150·109/л).

Электронная микроскопия нейтрофилов: гигантские лизосомальные гранулы; электронная микроскопия тромбоцитов: снижение числа плотных гранул. Индекс бактерицидности – 15 (в норме 35-42). Функция тромбоцитов: снижение агрегации на АДФ, тромбин, коллаген и адреналин.

Вопросы:

1. Наличие какого патологического состояния могло привести к развитию пневмонии у этого больного? Какие данные подтверждают это? К какой группе заболеваний относится представленная патология?

2. Каковы механизмы фагоцитарной недостаточности при рассматриваемом заболевании?

3. Рассмотрите принципы лечения данного заболевания.

Задача №42. В экспериментах на кроликах изучалась зависимость антителообразования от различных факторов. С этой целью одной подопытной группе животных предварительно ввели коллоидный краситель в дозе, которая приводила к блокаде системы мононуклеарных фагоцитов организма. Другой группе кроликов предварительно ввели антимакрофагальную сыворотку, а третьей - антилимфоцитарную. Контрольной группе животных перед иммунизацией ничего не вводилось. Кроликам всех групп животных, взятых в опыт, ввели подкожно один и тот же антиген. На 8-е сутки исследовали титр образующихся антител.

Вопрос: изменится ли интенсивность антителообразования у подопытных животных по сравнению с контрольной группой? Если да, то объясните, почему?

Задача №43. Отсутствие выработки антител в ответ на введение вещества антигенной природы может иметь место в целом ряде случаев, а именно:

1) при введении антигена в чрезмерно большой дозе;

2) если перед введением антигена облучить животное;

3) при одновременном введении антигена с иммунодепрессантами;

4) если антиген ввести эмбриону;

5) если перед введением антигена заблокировать систему мононуклеарных фагоцитов организма;

6) при введении антигена вместе с антилимфоцитарной сывороткой.

Вопросы:

1. В каких из перечисленных ситуаций имеет место развитие: а) иммунологической толерантности; б) иммунодефицитного состояния?

2. Что такое иммунологическая толерантность?

3. Какие виды иммунологической толерантности Вы знаете?

Задача №44. В экспериментах недостаточность иммунной системы воспроизводилась удалением вилочковой железы у новорожденных крыс.

Вопросы:

1. Какие иммунные реакции - клеточные или гуморальные - будут отсутствовать у этих животных?

2. Какой вид иммунодефицита можно моделировать данным способом?

Задача № 45. Мальчик В., 1 год 2 мес, поступил в детскую больницу с подозрением на острый отит. Анамнез болезни: со слов матери, настоящее заболевание началось остро с подъема температуры до 39,5С утром текущего дня. Это сопровождалось плачем, криком.

С прекращением грудного вскармливания (в 8-месячном возрасте) мальчик перенес гнойный отит, а через месяц пневмонию. Оба заболевания сопровождались высокой температурой (выше 39С) и снижением общего числа лейкоцитов в крови. Анамнез жизни: второй ребенок в семье у молодых здоровых родителей. Первый ребенок умер в 9-месячном возрасте от менингита. Брат матери страдал от повторных пневмоний, артрита. Скончался в возрасте 16 лет от пневмонии. Объективно при поступлении: ребенок беспокоен, плачет, качает головой из стороны в сторону, тянется рукой к левому уху. Температура 39,7С. При пальпации – увеличение околоушных и подчелюстных лимфатических узлов слева. Надавливание на козелок левого уха вызывает негативную реакцию ребенка. Миндалины мягкие, гладкие.

Отоскопия: гиперемия барабанной перепонки, рисунок барабанной перепонки смазан. Выпячивание всей барабанной перепонки, которая имеет медно-красный цвет.

 

Анализ крови больного Возрастная норма Иммунограмма больного Норма
Эритроциты – 4,82·1012 3,9-5,2·1012 y-глобулина в плазме–5 г/л 7-17 г/л
Гемоглобин – 127 г/л 99-145 г/л Тл – 1,7·109 0,8-1,8·109
Лейкоциты – 5,0·109 6,0-17,5·109 Т-helper – 0,9·109 0,5-1·109
Нейтрофилы – 36,5 % 34,5 % Т-supressor – 0,4·109 0,3-9,5·109
Эозинофилы – 3,5 % 2,5 % Ts/Th – 0,4 0,25-0,4
Базофилы – 1,5 % 0,5 % Вл – 0,09·109 0,3-0,5·109
Лимфоциты – 42,0 % 51 % IgA – 50 мг% 160-320 мг%
Моноциты – 16,5 % 11,5 % IgM – 30 мг% 80-160 мг%
    IgG – 100 мг% 1000-2500 мг%

Вопросы:

1. Наличие какого патологического состояния можно предположить у больного? По иммунограмме проанализируйте, какое звено иммунитета нарушено у пациента?

2. Укажите, к каким инфекциям (бактериальным или вирусным) более чувствительны такие больные.

3. Какие морфологические изменения обычно наблюдаются в органах иммунной системы у этих больных?

4. Определите принципы лечения.

5. Охарактеризуйте прогноз заболевания.

Задача №46. Миша К., 4-х лет, с первого года жизни страдает часто повторяющимися пневмониями, гастроэнтеритами, гнойными ангинами, пиодермией. Иммунохимический анализ сыворотки: иммуноглобулины G,A - следы, иммуноглобулины М-в большом количестве. Анализ крови: эр-3,0х109 в 1 мкл, гемоглобин - 91 г/л, лейкоциты - 20х103 в 1 мкл, из них гранулоцитов - 80%, лимфоцитов - 14%. Костный мозг нормальный, умеренное преобладание гранулопоэза. Плазматические клетки представлены хорошо. Активность комплемента нормальная. Реакция на С-реактивный белок положительная.

Вопросы:

1. Можно ли объяснить повышенную подверженность ребенка инфекциям иммунологической недостаточностью, если да, то какой?

2. Объясните патогенез данного заболевания, какова роль Т-хелперов в патогенезе данного заболевания?

3. Сравните клинические проявления и патогенез данного заболевания с болезнью Брутона.

 

Задача №47. При иммунологическом обследовании ребенка с наследственным иммунодефицитным заболеванием установлено полное отсутствие иммуноглобулинов G,A,M, плазматических клеток при сохранности клеточных реакций замедленного типа.

Вопросы:

1. На каком этапе дифференцировки лимфоидной системы имеется генетический блок?

2. Каковы клинические проявления данного иммунодефицитного заболевания?

3. Как определяют иммуноглобулины плазмы крови?

 

Задача №48. Охарактеризовать состояние иммунологической реактивности организма и определить тактику для его диагностики, если известно, что у ребенка 3 лет наблюдаются расстройства координации движений и согласованности действия мышечных групп – антогонистов и синергистов. Снижены мышечный тонус и сухожильные рефлексы. При осмотре на коже лица отмечены телеангиоэктазии, на пневмоэнцефалограмме зарегистрирована атрофия мозжечка. В крови – дефицит иммуноглобулинов, преимущественно классов А и М. При биопсии лимфоузлов выявлено отсутствие лимфоцитов в тимусзависимых зонах.

 

Задача № 49. Больная С., 28 лет, обратилась по поводу острого бронхита и в течение 5 дней получала инъекции бензилпенициллина. На десятый день после первого введения препарата у больной появились бляшки, приподнимающиеся над поверхностью отечной кожи. Сыпь покрыла кожу лица, спины, живота и бедер. Веки, щеки, губы распухли. Больная жаловалась на зуд и боли в суставах. Температура тела колебалась от 37,7 до 38,3ОС.

Как объяснить отек кожи и появление крапивницы у больной? Укажите тип аллергической реакции по Джеллу и Кумбсу, развившейся у больной после инъекции бензилпенициллина.

 

Задача № 50. Больная К., 10 лет, поступила в детскую инфекционную больницу с жалобами на плохое самочувствие, болезненность в горле при глотании. Температура тела 38,5О С. При осмотре зева обнаружена отечность, слабая гиперемия и грязно-серый фибринозный налет на миндалинах. При снятии налета поверхность миндалин кровоточит. Шейные лимфоузлы справа увеличены, слегка болезненны. На основании обследования поставлен диагноз: дифтерия зева. Ребенку назначено введение 6000 АЕ противодифтерийной сыворотки. С учетом того, что год назад ребенку вводилась противостолбнячная сыворотка, серотерапия проведена по методу Безредка: сначала подкожно введено 0,25 мл сыворотки, а через 3 часа - внутримышечно остальное количество.

Почему сыворотку вводили дробными дозами?

 

Задача № 51. Больной М., 15 лет, поступил в хирургическое отделение с сильно загрязненной раной левого бедра. Больному произведена первичная хирургическая обработка раны. Внутримышечно в верхний наружный квадрант ягодицы введено 1500 АЕ противостолбнячной сыворотки. В связи с тем, что заживление раны осложнилось нагноением, введение противостолбнячной сыворотки повторяли через каждые 6 дней. После третьей инъекции на месте введения сыворотки появилась отечность, сформировался большой инфильтрат. Кожа над инфильтратом местами некротизировалась, в результате чего образовалась язва, которая долго не заживала.

Как объяснить появление очага воспаления с некрозом у больного? Как называется данный феномен? Объясните патогенез данного типа иммунного повреждения.

 

Задача № 52. У больного С., 25 лет, во время повторного курса витаминотерапии через 10 мин после внутримышечной инъекции витамина В1 появились головная боль, головокружение, одышка, боли в животе. Артериальное давление снизилось до 60/40ммрт.ст., пульс 120мин-1, нитевидный.

О какой патологии следует думать? Является ли витамин В1 полным аллергеном? Укажите тип аллергической реакции по Джеллу и Кумбсу, развившейся у больного после инъекции препарата. Каковы возможные механизмы развития указанных симптомов?

 

Задача № 53. У ребенка, страдающего дифтерией, через 9 дней после введения антитоксической сыворотки повысилась температура до 39О С, появилась эритематозная сыпь, зуд и боль в суставах. Уровень комплемента в сыворотке резко снижен.

О какой патологии следует думать в данном случае? Укажите тип аллергической реакции по Джеллу и Кумбсу. О чем свидетельствует снижение комплементсвязывающей активности сыворотки крови у больного? Преимущественно с участием В- или Т-лимфоцитов связано развитие данной патологии?

 

Задача № 54. Больной К., 50 лет, в течение 3 недель лечился левомицетином по поводу сальмонеллеза. К концу этого периода у больного развилась выраженная анемия. Обследование выявило в крови у больного наличие антител к эритроцитам.

Каков механизм развития анемии, возникшей у больного?

 

Задача № 55. Больная М., 30 лет, обратилась за консультацией к оториноларингологу по поводу частых ангин. Больная отмечает также, что она плохо переносит охлаждение. Под влиянием холодного ветра кожа и шея у больной покрывается багровыми пятнами, отекает и покрывается пузырьками, заполненными прозрачной жидкостью. Небные миндалины у больной увеличены и содержат гнойные пробки. Прикладывание к внутренней поверхности предплечья пробирки с холодной водой в течение нескольких минут приводит к появлению волдыря.

Каковы возможные механизмы возникновения у больной крапивницы?

 

Задача № 56.У больного К., 25 лет, с травматическим повреждением левого глаза, через 4 недели ухудшилось зрение правого глаза. Был поставлен диагноз: симпатическая офтальмия. Лимфоциты, выделенные из периферической крови, обладают способностью вызывать торможение миграции макрофагов и стимулировать реакцию бласттрансформации.

Каков патогенез развития аутоаллергии в данном случае? О чем свидетельствуют указанные реакции со стороны лимфоцитов? Преимущественно с участием В- или Т-лимфоцитов связано развитие данной патологии?

 

Задача № 57. Больная С., 9 лет, жалуется на общее недомогание, слабость, потерю аппетита. По вечерам температура тела повышается до 37,5О С. При рентгеноскопии легких справа выявлено увеличение прикорневых лимфатических узлов. Ребенку сделана реакция Манту, которая оказалась резко положительной: через 24 ч на месте нанесения туберкулина обнаружена папула (узелок) диаметром 15 мм с зоной гиперемии (ареолой) в окружности. Из анамнеза известно, что 3 месяца назад реакция Манту была отрицательной.

Каков механизм развития положительной реакции Манту? Укажите тип аллергического взаимодействия по Джеллу и Кумбсу.

 

Задача № 58. У больного Н., 22 лет, по жизненным показаниям произведена пересадка почки. Перед пересадкой донорская почка была подвергнута рентгеновскому облучению. Операция прошла успешно. После операции больной был помещен в стерильную палату и ему было проведено лечение иммунодепрессантами и антибиотиками. Через 6 мес больной выписался из клиники в удовлетворительном состоянии.

С какой целью перед пересадкой проводили рентгеновское облучение почки? Зачем больному вводили иммунодепрессанты и антибиотики?

 

Задача № 59.У дачника Н., 42 лет, приехавшего в начале августа на участок, появились обильные водянистые выделения из носа, чихание, слезотечение, покраснение склер. Известно, что подобная симптоматика повторяется у больного именно в это время года при выезде на природу.

О каком заболевании следует подумать? Укажите основные патогенетические механизмы в его развитии. Какими методами можно подтвердить диагноз? Укажите основные методы профилактики и данной патологии.

 

Задача № 60. Больная С., 30 лет, обратилась к дерматологу с жалобами на покраснение кистей рук, зуд и жжение. Объективно: отмечается эритема кожи рук, имеются плотные папулезные и микровезикулярные высыпания, корочки. Больная работает на заводе синтетических моющих средств. Покраснение и зуд вышеуказанных участков кожи впервые появились 4 мес назад, однако подошло время очередного отпуска, и эти симптомы быстро, за несколько дней, исчезли. По возвращении на рабочее место клинические признаки появились вновь.

Каков предположительный диагноз? Какими методами можно его подтвердить? Каков клеточный состав кожного инфильтратов? Какие профилактические мероприятия должны быть рекомендованы врачом?

 

Задача №61. Через полтора часа после приезда в загородную зону отдыха у мужчины 30 лет покраснели и отекли веки, появились слезотечение, насморк, осиплость голоса, першение в горле, затруднение дыхания. По возвращении домой указанные симптомы сохранились, хотя их выраженность стала несколько меньшей.

Вопросы:

1. Как вы обозначите патологическое состояние, развившееся у пациента? Ответ обоснуйте.

2. Как можно вывить конкретную причину, вызвавшую это состояние?

3. Каковы основные звенья механизма развития данного состояния?

4. Какие принципы и методы терапии и профилактики Вы предлагаете использовать в данном случае?

 

Задача № 62. В связи с открытой травмой ноги пострадавшему повторно вводили противостолбнячную сыворотку под «защитой» антигистаминных препаратов. На 9-е сутки после последней инъекции сыворотки у него повысилась температура тела (до 38 оС), появилась выраженная слабость, болезненность и припухлость плечевых и коленных суставов, генерализованная, сильно зудящая сыпь на коже, увеличились подколенные и паховые лимфоузлы (при пальпации они болезненны).

Вопросы:

1. Какую (какие) форму (формы) патологии можно предполагать у пациента?

2. Какие дополнительные данные Вам необходимы для окончательного заключения о форме патологии?

3. Каковы (с учетом полученных Вами дополнительных данных, назовите их) возможная причина и механизмы развития этой формы патологии?

4. Как можно было бы предотвратить развитие этого состояния у данного пациента?

 

Задача № 63. На 6-й неделе пребывания пациента в клинике в связи с обширным инфарктом миокарда на фоне хороших результатов его лечения появились тупые боли и шум трения перикарда в области сердца, температура тела повысилась до 39оС. При исследовании крови обнаружены эозинофильный лейкоцитоз, повышение титра антикардиальных АТ. Врач поставил диагноз «постинфарктный синдром (синдром Дресслера)».

Вопросы:

1. Известно, что синдром Дресслера имеет иммуногенную природу, с учетом этого укажите происхождение и характер Аг, вызвавших его развитие.

2. К какому типу (классификация Джелла и Кумбса) Вы отнесете развившуюся реакцию, если в крови больного обнаружены антикардиальные АТ?

 

Задача № 64. Больной Б., занимается борьбой самбо с 6 лет. В течение последних. 5 месяцев во время тренировок стал отмечать зуд кожи груди, шеи, появление в этих местах мелкой уртикарной сыпи. При аллергическом обследовании обнаружено резкое увеличение уровня иммуноглобулинов Е. Скарификационный тест с аллергеном из пыли спортзала (кожная проба), где проходили тренировки, положительный.

Вопрос: к какому типу гиперчувствительности относится аллергия, которой страдает больной?

 

Задача № 65. Больной с тяжелой формой атопической аллергии перенес очередной приступ бронхиальной астмы.

Вопрос: может ли возникнуть приступ бронхиальной астмы после повторного спонтанного контакта с аллергеном спустя 3 часа после первого приступа?

 

Задача № 66. Пассивный перенос гиперчувствительности немедленного типа, например при анафилаксии, осуществляется введением интактному животному сыворотки ранее сенсибилизированного животного.

Вопросы: можно ли осуществить пассивную сенсибилизацию какой-нибудь чистой фракцией сывороточных белков? Если да, то какой? Укажите оптимальный срок развития пассивной сенсибилизации. Что такое активная сенсибилизация? Каковы ее сроки?

 

Задача № 67. С цепью воспроизведения анафилактического шока здоровой морской свинке ввели в/в 4 мл сыворотки, взятой от ранее сенсибилизированной к чужеродному белку (лошадиному) морской свинки. После чего сразу же подопытному животному ввели в/в разрешающую дозу антигена - 0,2 мл лошадиной сыворотки.

Вопрос: разовьется ли картина анафилактического шока в данном случае? Объясните, почему. Что такое разрешающая доза антигена? Чем она отличается от сенсибилизирующей дозы?

 

Задача № 68. В ответ на введение разрешающей дозы антигена у морской свинки развился анафилактический шок, не приведший к летальному исходу.

Вопрос: разовьется ли повторно клиническая картина шока у животного, если в течение первых суток после перенесенного синдрома вновь ввести антиген? Ответ обоснуйте. Как называется состояние после перенесенного анафилактического шока?

 

Задача № 69. К врачу обратился больной с жалобами на зуд век, слезотечение, сильный насморк, чихание, которые беспокоят его второй год подряд в апреле-мае. В анализе крови у больного найдено много эозинофилов. Отец больного страдает бронхиальной астмой.

Вопросы:

1. Какое заболевание, по Вашему мнению, у больного?

2. Какие методы обследования помогут Вам в подтверждении Вашего диагноза?

3. Какие методы профилактики и лечения можно рекомендовать данному больному?

 

Задача № 71. Больной Г., 35 лет, рабочий, занятый на никелировании металлических изделий: погружает и извлекает из электролитической ванны детали.При поступлении в клинику предъявляет жалобы на зудящие высыпания на коже кистей рук, раздражительность, нарушение сна. Из анамнеза выяснено, что два месяца тому назад отметил появление зудящих высыпаний на коже кистей рук. Безуспешно лечился димедролом и глюконатом кальция. При осмотре в клинике патологических изменений со стороны внутренних органов не выявлено. На коже кистей рук имеется распространенная папуло-везикулезная сыпь, расчесы, кровянистые корочки. Аппликационная проба с сульфатом никеля дала положительный результат. Тест на торможение миграции макрофагов с препаратом никеля положительный.

Вопросы:

1. Какие данные свидетельствуют об аллергической природе заболевания у больного?

2. К какому типу гиперчувствительности оно относится?

3. Через какое время следует оценивать результат кожно-аппликационной пробы с сульфатом никеля (с момента постановки пробы)?

4. Объясните причины безуспешного применения димедрола и глюконата кальция.

 

Задача № 72. Если сенсибилизированной морской свинке ввести внутривенно какой-нибудь краситель (например, трипановую синь), а затем - внутрикожно антиген, то через 3-4 мин. на месте внутрикожного введения антигена появляется окрашенное синее пятно (Феномен Овери).

Вопрос: можно ли подавить развитие феномена Овери а) денервацией участка кожи, в котором протекает реакция; б) введением антигистаминных препаратов?

 

Задача № 73.Физик Т., 35 лет, доставлен в клинику 5 дней назад с жалобами на головную боль, головокружение, тошноту и рвоту. В результате несчастного случая подвергся общему облучению гамма-лучами в дозе 200 БЭР (2 Гр). В настоящее время чувствует себя хорошо и никаких жалоб не предъявляет. В анализе крови лейкоцитопения, лимфоцитопения, резко снижено количество ретикулоцитов.

Какой период лучевой болезни имеется у больного в настоящее время? Как объяснить его жалобы при поступлении? Каков механизм изменений со стороны крови, и к каким последствиям могут привести эти изменения?

Задача № 74.Больной Н., 32 лет, лечится в клинике по поводу острой лучевой болезни. Две недели тому назад в результате несчастного случая подвергся общему облучению потоком нейтронов (доза - 5 Гр).

При поступлении отмечались рвота, понос, головная боль, повышение температуры тела, эритема, колебания артериального давления и частоты сердечных сокращений. Через два дня наступило улучшение самочувствия, беспокоила лишь общая слабость. На 14-й день состояние больного вновь ухудшилось. Температура тела повысилась до 39О С, диагностированы пневмония, стоматит и гингивит. На коже и слизистых появились точечные кровоизлияния; в мокроте, моче и кале примесь крови. Отмечались олигурия, гиперазотемия. В анализе крови: эритроциты - 3,5 х 1012 /л; Нb - 70 г/л, ретикулоцитов нет, лейкоциты - 1,5 х 109 /л, тромбоциты - 25 х 109 /л.

Поставьте и обоснуйте диагноз. Каков механизм развития геморрагического синдрома, инфекционных осложнений и токсемии?

Задача № 75. У больного атопической бронхиальной астмой после провокационной пробы с аллергеном развился приступ удушья, который прошел в течение получаса. Спустя 6 часов бронхоспазм развился снова. На рентгенорамме легких обнаружено уплотнение легочной ткани (инфильтрат).

Вопросы:

1. К какому типу проявлений аллергических реакций относится повторный бронхоспазм?

2. Какие клетки крови преобладают в легочном инфильтрате?

3. Каков механизм повторного бронхоспазма?

 

Задача № 76. Опытных мышей подвергали 5 минутному воздействию пониженной температуры и физической нагрузки (купание в воде при температуре 25оС) после чего определяли степень выносливости к гипоксии путем подъема не высоту. Контрольные животные, не подвергавшиеся воздействию указанных факторов, погибали на высоте 7000 метров, опытные выживали.

Объясните устойчивость опытных животных к гипоксии.

 

Задача № 77. Контрольных и адреналэктомированных крыс подвергали длительному воздействию низкой температуры, после чего определяли степень выносливости на тредбане. Контрольные животные пробегали 45 мин, адреналэктомированные 10 мин.

Какие факторы определили такую реактивность контрольных и адреналэктомированных крыс?

 

Раздел «Частная патофизиология»

Задача №1. Больной К., 24 года, начало заболевания связывает с перенесенной психической травмой (автомобильная катастрофа). Жалобы на общую слабость, сухость во рту, жажду, повышенный аппетит, похудание, обильное отделение мочи, зуд кожи. Анализ мочи: уд.вес - 1031, сахар - 2,1%, диурез - 2500мл. Сахар крови - 11 ммоль/л.

Вопросы:

1. О каком заболевании можно думать?

2. Почему психическая травма спровоцировала начало заболевания?

3. Объясните механизм развития симптомов.

 

 

Задача № 2. Выйдя из дома, человек потерял сознание. Врач "скорой помощи" нашел в кармане книжку больного сахарным диабетом. Объективно: мышечный тонус повышен, кожные покровы влажные, пульс частый, напряженный. Периодически возникают судороги. Тонус глазных яблок повышен. Артериальное давление - 80/40 мм рт. ст.

Какая кома развилась у больного? Какие исследования необходимы для уточнения диагноза? Какие лечебные мероприятия должны быть проведены в данном случае?

 

Задача № 3. Больная Л., 52 лет, работница кондитерской фабрики, обратилась к дерматологу с жалобами на кожный зуд и появление гнойничков. Считает себя больной в течение 2 лет. Больная повышенного питания. Из дополнительных жалоб отмечает повышенную утомляемость, сухость во рту. Врач назначил местное лечение, которое оказалось неэффективным. Содержание глюкозы в крови - 8,4 ммоль/л.

К специалисту какого профиля надо направить больную на консультацию? О каком заболевании следует думать в данном случае? Какие дополнительные исследования необходимы?

 

Задача №4. Больной К., 7 лет, перенес вирусный паротит. Через 2 мес мать ребенка отметила потерю в весе у сына на 3 кг, появление ночного энуреза, быструю утомляемость. Объективно: ребенок пониженного питания, кожа сухая с расчесами, сахар крови - 12 ммоль/л.

О каком заболевании можно думать в данном случае? Какие предположения можно высказать об этиологии и патогенезе имеющегося заболевания?

 

Задача № 4. Больная А., 65 лет, повышенного питания. Болеет сахарным диабетом в течение 10 лет. Введением больших доз инсулина (более 200 единиц в сутки) не удается добиться компенсации диабета. Часто возникают прекоматозные состояния.

Какие виды ком развиваются у больных при данном типе сахарного диабета?

Объясните возможные механизмы, повышающие потребность организма больной в больших дозах инсулина.

 

Задача № 6. Ребенок Н., 12 лет, направлен на обследование. Предъявляет жалобы на отделение большого количества мочи, сильную жажду, сухость во рту, похудание. Болен около месяца. За последнее время к этим симптомам присоединилось ночное недержание мочи. Известно, что рожден крупным плодом. В родне есть случаи заболевания сахарным диабетом. Объективно - ребенок пониженного питания. Диабетогенные вирусные инфекции в анамнезе отсутствуют.

Вопросы: Наличие какой патологии можно предположить у данного больного? Какие исследования следует назначить? Какие предположения можно высказать об этиологии и патогенезе имеющегося заболевания? Какие отклонения от нормы можно ожидать?

Задача №7. Больная П., 30 лет, поступила в приемное отделение без сознания. В течение двух предшествующих дней у нее отмечалась значительная слабость, вялость, сонливость, тошнота, рвота, сухость во рту, сильная жажда, обильное отделение мочи, одышка. При объективном обследовании выявлено: дыхание Куссмауля, выраженная гипотония глазных яблок, запах ацетона изо рта, язык сухой, обложен. Глюкоза крови - 35 ммоль/л, остаточный азот крови - 32 ммоль/л. Анализ мочи (моча взята с помощью катетера) - плотность 1040, сахар - 250 ммоль/л, белок - 25 г/л, ацетон, выщелоченные эритроциты, гиалиновые, зернистые и эпителиальные цилиндры.

Вопросы: О каком заболевании следует думать? Объясните патогенез имеющихся клинико-лабораторных проявлений. Каковы принципы экстренной терапии следует применить у данной больной?

 

Задача № 8. Больная Б., 33 года, страдает сахарным диабетом с 23 лет. Не поужинав, сделала вечером в обычной дозе инъекцию инсулина. Проснулась внезапно ночью в состоянии сильного беспокойства и страха. У больной спутанное сознание, профузное потоотделение, слабость, сердцебиение, тремор конечностей. Сахар крови - 2,8 ммоль/л.

Вопросы: О каком осложнении следует думать? Объясните патогенез симптомов и обоснуйте принципы экстренной терапии.

 

Задача №9. Больная Б., 72 года, страдающая артериальной гипертензией, в течение последних двух лет стала отмечать зябкость в ногах, онемение и боли в икроножных мышцах при ходьбе, а затем и в покое (преимущественно в ночное время, вследствие чего нарушился сон). 6 мес назад на правой голени образовалась безболезненная язва, плохо поддающаяся лечению. На приёме у врача пациентка предъявила указанные выше жалобы, а также жалобы на сухость во рту, повышенную жажду и частое обильное мочеиспускание.

Объективно: кожа на голенях сухая, бледная, холодная на ощупь. Не обнаруживается пальпаторно пульсация на артериях (стопы, пах). В анализе крови: повышены уровни холестерина, фибриногена, тромбоцитов; глюкоза в крови натощак 10 ммоль/л.

Вопросы:

1. Можно ли предполагать у данной больной нарушение углеводного обмена?

2. Какова патогенетическая связь между нарушениями углеводного обмена и развитием ангиопатий?

 

Задача №10. Больной Ф., 18 лет, жалуется на резь в животе, вздутие, урчание и диарею с выделением водянистых пенистых фекалий, возникающие через 1 - 2 часа после приема молока. Подобные симптомы имеются у некоторых родственников. Родители больного от этих симптомов свободны, являются двоюродными братом и сестрой. Фекалии больного имеют кислую реакцию, в большом количестве содержат органические кислоты, в том числе лактат. Гистологически в биоптате тонкой кишки структурных изменений не выявлено. После нагрузки лактозой уровень глюкозы в крови не поднимается до должных цифр.

Какая патология имеется у больного? Чем она обусловлена? Объясните механизм описанных клинических проявлений. Объясните результаты функциональных тестов. Каков риск появления заболевания в потомстве? Обоснуйте своё заключение.

 

Задача №11. У ученика 1-го класса на уроке физкультуры после забега на 100 м развился приступ слабости и судорог, которые затем самостоятельно купировались. Затем они повторялись при любой попытке физической нагрузки “взрывного характера”. При этом физическое напяжение иного характера не вызывало приступов. Уровень ГПК и секреция инсулина нормальные.

Вопросы:

1. Какова вероятная причина приступов?

2. Какие рекомендации можно дать больному?

 

Задача №12. Пациентка Л., 30 лет, жалуется на быструю утомляемость, мышечную слабость, бессонницу, постоянное сердцебиение, потливость, плохую переносимость тепла, частый стул, значительное похудание. 3 года назад перенесла вирусную инфекцию, после которой у нее изредка беспричинно возникали боли в области щитовидной железы. К врачу по этому поводу не обращалась.

При обследовании: щитовидная железа при пальпации плотная, малоболезненная, незначительно увеличена; ЧСС 98, АД 150/65 мм рт.ст., признаки гипертрофии миокарда левого желудочка сердца; кожа теплая, влажная; экзофтальм, отставание верхнего века при движении глазных яблок вниз. В сыворотке крови снижен уровень ТТГ, повышено содержание IgG.

Вопросы:

1. Какая форма патологии развилась у пациентки Л.? Ответ обоснуйте данными из задачи.

2. Каковы причины и механизм развития этой патологии? Может ли играть патогенетическую роль в данном случае повышение содержания в крови IgG?

3. Каковы механизмы развития симптомов, имеющихся у пациентки?

 

Задача №13. Ребенок 10 лет, проживающий в горной местности, поступил в клинику по поводу узлового зоба IV степени. Из анамнеза установлено, что в возрасте 5 лет родители обнаружили отставание в физическом и психическом развитии ребенка, замкнутость, угрюмость, раздражительность.

Данные обследования: брахицефалическая форма черепа, широкое лицо с низким лбом, широкий рот и толстые губы, глубокие глазные впадины, сухая морщинистая кожа, зубы кариозные, плоскостопие. Пульс 42 в минуту, ритм правильный. АД 85/55 мм рт.ст. Выведение 135I с мочой значительно уменьшено по сравнению с нормой.

Вопросы: 1) При каком заболевании щитовидной железы наблюдаются указанные симптомы? 2) Какова причина увеличения щитовидной железы? 3) На каком принципе должно строиться лечение ребенка?

 

Задача №14. Больная З., 52 года, начало заболевания - 1,5 года назад после курса рентгенотерапии. Жалобы на ослабление памяти, общую слабость, сонливость, облысение, отсутствие аппетита, увеличение веса тела. Плохо переносит холод. При объективном обследовании выявлено: кожа сухая, шелушащаяся, лицо отечное, на голове имеются участки облысения, речь замедлена, температура тела 35,7 градусов, пульс 52 удара в мин, А/Д - 110/65 мм рт ст. Сахар крови - 3,0 ммоль/л, основной обмен /-30%/.

Вопросы: О каком заболевании можно думать? Объясните механизм развития симптомов.

 

Задача №15. Больной М. родился с нормальным весом от нормальных родителей. В 6 месяцев он весил 13,5 кг, в 9 лет его рост был равен 186 см, вес 80 кг. В 18 лет рост был равен 210 см. Симптомы акромегалии отсутствовали, обладал большой физической силой.

Вопросы: О каком заболевании можно думать? Объясните механизм развития симптомов.

 

Задача №16. Больной С., 30 лет, рост равен 120 см. Пропорции тела характерны для ребенка 3-4 лет. Голова небольшого размера, черты лица мелкие с детским соотношением некоторых частей (относительно малые размеры верхней челюсти и подбородка), избыточное отложение жира на груди и животе. Голос высокий. Растительность на лице и туловище отсутствует. Психическое развитие нормальное. Отмечается некоторая инфантильность в поведении, снижение памяти. Основной обмен в пределах нормы.

Вопросы: О каком заболевании можно думать? Объяснить механизм развития симптомов.

 

Задача №17. Больная Р., 25 лет, рост средний. Лицо лунообразное, кожа на нем с багровым оттенком. Избыточное отложение жира на шее, плечах, животе. Кости тонкие. Отмечаются красные полосы растяжения на коже живота и плеч. Артериальное давление 160/90 мм рт. ст. Сахар крови – 7,4 ммоль/л.

Вопросы: О каком заболевании можно думать? Объясните механизм развития симптомов.

Задача лабление памяти, общую слабость, сонливость, облысение, отсутствие аппетита, увеличение веса тела. Плохо переносит холод. При объективном обследовании выявлено: кожа сухая, шелушащаяся, лицо отечное, на голове имеются участки облысения, речь замедлена, температура тела 35,7 градусов, пульс 52 удара в мин, А/Д - 110/65 мм рт ст. Сахар крови - 3,0 ммоль/л, основной обмен /-30%/.

Вопросы: О каком заболевании можно думать? Объясните механизм развития симптомов.

 

Задача №15. Больной М. родился с нормальным весом от нормальных родителей. В 6 месяцев он весил 13,5 кг, в 9 лет его рост был равен 186 см, вес 80 кг. В 18 лет рост был равен 210 см. Симптомы акромегалии отсутствовали, обладал большой физической силой.

Вопросы: О каком заболевании можно думать? Объясните механизм развития симптомов.

 

Задача №16. Больной С., 30 лет, рост равен 120 см. Пропорции тела характерны для ребенка 3-4 лет. Голова небольшого размера, черты лица мелкие с детским соотношением некоторых частей (относительно малые размеры верхней челюсти и подбородка), избыточное отложение жира на груди и животе. Голос высокий. Растительность на лице и туловище отсутствует. Психическое развитие нормальное. Отмечается некоторая инфантильность в поведении, снижение памяти. Основной обмен в пределах нормы.

Вопросы: О каком заболевании можно думать? Объяснить механизм развития симптомов.

 

Задача №17. Больная Р., 25 лет, рост средний. Лицо лунообразное, кожа на нем с багровым оттенком. Избыточное отложение жира на шее, плечах, животе. Кости тонкие. Отмечаются красные полосы растяжения на коже живота и плеч. Артериальное давление 160/90 мм рт. ст. Сахар крови – 7,4 ммоль/л.

Вопросы: О каком заболевании можно думать? Объясните механизм развития симптомов.

Задача №18. Больной обратился в клинику с жалобами на резкую слабость и быструю утомляемость. За последние 4 месяца потерял в весе 18 кг. При объективном исследовании было обнаружено: резкое истощение ор­ганизма, тургор кожи снижен, явление обезвоживания организма, кожные покровы на ладонях в местах складок и наибольшего трения об одежду пигментированы сильнее, чем окружающие участки. АД - 100/50 мм рт. ст. Сахар крови - 2,75 ммоль/л. Скорость безусловных рефлексов уменьшена, выраженная брадикардия, основной обмен снижен.

Вопросы: О каком заболевании можно думать? Объяснить механизм образования симптомов.

 

Задача 19. У женщины 32 лет во время родов развилась острая массивная кровопотеря (гемотрансфузия была произведена через 2 ч). В дальнейшем выявлены следующие изменения: а