ПО ПСИХИАТРИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И

СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМ. И.И. МЕЧНИКОВА

ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»

ГОУВПО СПБГМА им. И.И.Мечникова Росздрава

 

 

СБОРНИК

СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ

ПО ПСИХИАТРИИ

 

Для самостоятельной работы студентов медико-профилактического и лечебного факультетов

 

Санкт-Петербург

 

УДК 616.-89 (075)

Тестовые задания к практическим занятиям по психиатрии составлены под редакцией под ред. Проф. Точилова В.А. 2006 г. – 141 стр.

Сборник содержит ситуационные задачи, цель которых - научить студентов правильно решать конкретные практические вопросы, касающиеся ранней диагностики и лечения психических заболеваний, врачебно-трудовой экспертизы и профилактики психической патологии.

Ситуационные задачи составлены с учетом накопленного на кафедре опыта, на основании результатов обследования и лечения больных в психиатрической больнице св. Н. Чудотворца, где расположена кафедра психиатрии и наркологии СПбГМА, изучения архива историй болезни больницы. Задачи могут быть использованы как одна из форм УИРС, а также для контроля приобретенных знаний.

Изданию предназначено для студентов V курса медико-профилактического и лечебного факультетов, а также для слушателей факультета дополнительного профессионального образования.

Ситуационные задачи составили: заведующий кафедрой психиатрии и наркологии проф. В. А. Точилов, проф. Е.В. Снедков, доц. Кушнир О.Н., ассистенты: к.м.н. Якупова Г.А., Соляник М.А., Гарасим И.Л.

 

 

Рекомендован к печати ученым советом СПбГМА им. И.И.Мечникова.

 

© Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И.И. Мечникова, 2006


ВВЕДЕНИЕ

 

В современных условиях развития общества в России огромную роль играет эффективность преподавания, подготовка высококвалифицированных врачебных кадров, их способность решать сложные задачи, стоящие перед практическим здравоохранением. Несмотря на определенные успехи, достигнутые в психиатрической науке и практике, имеют место недостаточная эффективность профилактических мероприятий, низкое качество ранней диагностики и значительный удельный вес несвоевременно выявленной психической патологии.

Для решения этих задач большое значение имеет активная самостоятельная работа студентов во внеаудиторное время и на практических занятиях под руководством преподавателя, наряду с глубокой теоретической подготовкой.

В сборнике приведены различной сложности типовые ситуационные задачи, в определенной степени моделирующие конкретные случаи, которые могут встретиться в практической деятельности врачей различных специальностей. Варианты решения наиболее сложных задач обсуждаются на практических занятиях с участием всех студентов и преподавателя.

Опыт показал, что правильно решить ситуационные задачи может студент, который хорошо владеет теоретическим материалом и имеет достаточно глубокие знания по вопросам диагностики, лечения, профилактики и врачебно-трудовой экспертизы психических болезней.

Мы надеемся, что опыт организации самостоятельной работы студентов на кафедре психиатрии и наркологии с использованием настоящего издания будет способствовать развитию у будущих врачей творческого мышления и формированию практических навыков, необходимых для решения задач, стоящих перед медицинской наукой и практическим здравоохранением.

 


Оглавление:

Задачи:

ПАТОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ.. 5

ПАТОЛОГИЯ ПАМЯТИ.. 14

ПАТОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ.. 20

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ И ВОЛЕВЫЕ РАССТРОЙСТВА.. 30

ОСНОВНЫЕ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ... 36

ОЛИГОФРЕНИИ.. 53

ДЕМЕНЦИИ.. 56

ОРГАНИЧЕСКИЕ И СИМПТОМАТИЧЕСКИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА.. 62

ЭПИЛЕПСИЯ.. 76

ШИЗОФРЕНИЯ.. 80

МАНИАКАЛЬНО-ДЕПРЕССИВНЫЙ ПСИХОЗ.. 88

АЛКОГОЛИЗМ, НАРКОМАНИИ, ТОКСИКОМАНИИ.. 98

РАССТРОЙСТВА ЛИЧНОСТИ.. 109

НЕВРОЗЫ И НЕВРОЗОПОДОБНЫЕ СОСТОЯНИЯ.. 119

Ответы на ситуационные задачи:

Патология восприятия. 133

Патология памяти. 134

Патология мышления. 134

Эмоциональные и волевые расстройства. 135

Основные психопатологические синдромы.. 136

Олигофрении. 137

Деменции. 137

Органические и симптоматические психические расстройства. 137

Эпилепсия. 138

Шизофрения. 138

Маниакально-депрессивный психоз. 139

Алкоголизм, наркомании, токсикомании. 139

Расстройства личности. 140

Неврозы и неврозоподобные состояния. 140

 

 


ПАТОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ

Задача №1

Больная М.,32 года. По характеру самолюбивая, властная, самоуверенная. Обратилась в клинику с жалобами на потерю аппетита, плохой сон, раздражительность, пониженное настроение. Рассказала, что в последнее время появилось чувство полнейшего безразличия к себе, ко всем окружающим и даже к самым близким, стала как деревянная, тупая, "умом понимаю, что люблю детей, что им нужна моя ласка, а чувств нет", "мир воспринимается тускло, солнце не радует, покупки не доставляют радости, пища потеряла вкус, стала пресной".

Квалифицировать переживания. В структуре какого синдрома они наблюдаются.

 

Задача №2

Больной Ч.,45 лет. Считает себя больным в течение многих лет. Обращался за помощью к различным врачам, но они не находили у него серьезных соматических заболеваний. Жалуется на неприятные ощущения в области живота, груди, головы, под кожей, слабость, плохой сон, отсутствие аппетита. Рассказал, что периодически отмечает у себя массу тягостных неприятных опущений, которые начинаются в виде сжатия, внезапно "лопается какой-то шар в животе, и весь живот обливает «кипятком», захватывает дыхание, ударяет в голову, голова становится пустой, кожу головы покалывает, затем "оттягивает мозг", становится страшно за свое здоровье. Убежден, что он тяжело болен, а амбулаторные врачи недостаточно компетентны. Настаивает на самом тщательном и всестороннем обследовании. При обследовании больного в клинике какой-либо патологии со стороны внутренних органов не выявлено.

Квалифицировать состояние.

 

Задача №3

А. Больной ночью за окном увидел черта, который строил ему рожи, грозил лапой, дразнил языком.

Б. Пациент вечером услышал, как за окном заплакал ребенок, затем позвал его: "Ваня, помоги", Выбежал во двор, больной увидел черного голого человека, опутанного проволокой, который громко закричал: "Попался, добрались до тебя!

В. Больном переживает видение, к нему приближается его умерший родственник, он слышит его шаги, его голос, испытывает прикосновение его руки и ощущает холод или тепло его тела.

Определите, о каких видах расстройства идет в каждом конкретном случае.

 

Задача №4

Больной Ф. 19 лет. Больной дату называет правильно. Знает, что он находится в больнице. Правильно называет свое имя, фамилию, Локальной неврологической симптоматики не выявляется. Патологических изменений в органах зрения и слуха нет. Однако на вопросы, заданные внятным, но тихим голосов, больной не отвечает. Окружающие, находящиеся рядом с больным, хорошо слышат эти вопросы. На вопросы, произнесенные громким голосом, больной дает правильные ответы. Покалывание острой иглой воспринимает как прикосновение чем-то тупым. Не улавливает запаха разлитого одеколона, только при приближении к носу смоченной ватки ощущает запах. Не жалуется на жжение горчичников, хотя кожа ярко гиперемирована. После успешного лечения при выписке из больницы сообщил, что звуки казались тихими, как бы доносились издалека. Порой употребляет выражение, что окружающие звуки воспринимались как бы через толстое стекло. Освещение в палате воспринималось тусклым. Квалифицировать состояние.

Задача №5

Больная Н.,36 лет. Поступает повторно. В первые дни на фоне приподнятого настроения отмечала, что окружающее воспринимает в ярких красках, прохожие на улице все красивые: нарядные, как артисты. Дома и в больнице все воспринимает обостренно: обычный свет ослепляет, звуки оглушают, щелчок замка воспринимает как выстрел. Все раздражает.

Квалифицировать состояние.

 

Задача №6

"Все вокруг меня изменилось, приобрело плоскостность, фотографичность, утратило объемность. Небо стало плоским, звезды не мерцающими, будто застывшими, неестественными. Окружающие предметы стали расплываться, потеряли свою очерченность. Зелень утратила свою гамму красок, стала серой и слилась с домами и с таким же серым безрадостным небом. Мир остановился, люди надели маски и приобрели походку манекенов, перестали быть живыми, пластично подвижными. Но искривлению подверглись не только люди, но и лица: неестественно большие, глаза человека множились, закрывали все лицо; голова превращалась в скопище глаз, пустых и серых, абсолютно одинаковых и бездушных»

Квалифицировать состояние.

 

Задача №7

Больная жалуется: "Я ощущаю себя опустошенной, неспособной мыслить. Все воспринимается, как сквозь вату, жизнь проходит как бы мимо. Чувствую, что тело стало как бы громадным. При перемещении тела что-то горячее переливается в другую сторону.

Что это за симптомы.

 

Задача №8

Выберите признаки характерные для истинных (1)и ложных (2)галлюцинаций.

А) проекция внутри головы тела.

Б)проекция вне досягаемого пространства.

В)уверенность в реальности.

Г) проекция в пределах чувственного горизонта (субъективной или объективной реальности –подчеркнуть).

Е) ощущение чуждости сделанности.

Ж) актуальность поведения.

З) отсутствие свойств объективной реальности.

 

Задача №9

Летом я была вгостях в деревне. Возвращалась как-то раз из леса. Уже смеркалось, боязно стало, пошла быстрее. Когда подходила к дому, вдруг увидела, что за кустами медведь прячется, большой, страшный. Забежала в дом. Выглянула в окно и увидела, что со страху старый заброшенный колодец за медведя приняла.

Определите переживания

 

Задача №10

Больной М. , 30 лет, злоупотребляет алкоголем. Однажды опохмелился, лег спать. Проснулся к вечеру и увидел, что в его комнате за столом сидят незнакомые мужчины и женщины, курят и выпивают, о чем-то говорят. Голоса ихслышал, но слов не разобрать. Рядом сидела мать, вязала, не обращая внимания на "гостей". Больной возмутился, потребовал у матери гнать гостей, вызвать милицию.

Какие переживания испытывал больной.

Задача №11

Больной жалуется на множество тягостных неприятных ощущений в виде "набухания внизу живота, покалывания, сжатия, "в животе перекатывается шар", лопаются сосуды, льется что-то горячее, становится страшно. Иногда чувствует, что органы меняют свое положение внутри тела.

Какая патология восприятия у этого человека?

 

Задача №12

А) Больной заявил, что шум шагов на верхнем этаже отдается в его собственном теле, как будто источник шума, находится в его собственном теле.

Б) Мать, потерявшая сына в день похорон, услышала голос сына за окном

В) Больной в период засыпания отчетливо увидел голову чудовища с горящий глазами и дымом из ноздрей. Видение исчезло, когда больной открыл глаза и зажег свет.

Г) Внезапно больной, не оборачиваясь, отчетливо увидел огромное уродливое ухо.

О каком виде патологий идет речь в каждом конкретном случае.

 

Задача №13

Больная М. 34 г. В настоящее время грустна, тосклива. Удается выяснить, что все предметы, окружающий мир, воспринимается тускло, блекло. Солнечный день кажется пасмурным. Жалуется, что тело стало «как чужое», «руки и ноги как ватные», Движения «неловкие, неуклюжие», голова «пустая», мыслей нет, «не соображаю, говорю ерунду». Жалуется, что нет чувства радости, сострадания. Тяготится своим состоянием, ищет помощи. Во время беседы эмоционально адекватна.

Квалифицировать состояние.

 

Задача №14

Больная К. 28 лет. Ранее лечилась в неврологическом отделении, где диагностирован энцефалит. Спустя 2 года стала замечать, что ее комната делается узкой и длинной «как тоннель», потолок опускается, становится куполообразным, иногда вдруг на потолке «на глазах» появляются трещины, через них видно небо, звезды. Ее тело временами становится тяжелым, казалось, что «ноги стали очень длинными, голова ушла в плечи, в туловище раздулось как аэростат». Обеспокоена этим.

Квалифицировать характер патологии восприятия.

 

Задача №15

Больной жалуется: «Все вокруг меня изменилось, приобрело плоскостность, утратило объемность, мебель в комнате уменьшилась, ножки стульев искривились. Вышел на улицу и увидел, что солнце приобрело вид эллипса, люди, проходящие мимо, становились выше ростом».

Квалифицировать состояние.

 

Задача №16

  1. Назовите виды расстройства восприятия.
  2. Назовите виды слуховых галлюцинаций (по содержанию).

 

Задача №17

Больной Ж., 30 лет, слесарь. Заболевание развилось довольно остро. Нарушился сон. Стал тревожным, беспокойным. За стеной услышал «голос» соседа, который рассказывал о нем незнакомым мужчинам, переговаривался с кем-то, обсуждая поведение больного. Внезапно услышал, что его хотят убить. Тщательно закрыл дверь, никого не впускал в квартиру. Испытывал страх. Пустил в квартиру после длительных переговоров жену, которая заверила, что рядом с ней никого нет. В клинике почти постоянно слышит мужские «голоса», раздающиеся из-за стены, из соседней палаты, полагая, что они принадлежат проникшим в отделение преследователям. «Голоса» угрожают ему убийством, сообщают об ожидающем его наказании, обсуждают способы его уничтожения. Не сомневается в реальности «голосов», так как они ничем не отличаются от обычной человеческой речи, пытается рассказать, кому они принадлежат. Затыкает уши ватой, закрывает голову подушкой.

Оценить состояние больного

 

Задача №18

1. Мать, потерявшая ребенка, в день похорон услышала его голос за окном.

О какой галлюцинации идет речь

2. Больная в период засыпания отчетливо увидела стоящего у постели человека с большой головой и горящими глазами. Когда она открыла глаза, видение исчезло.

О каких галлюцинациях идет речь.

 

Задача №19

Больной А., 40 лет. В прошлом перенес дважды сотрясение головного мозга. Госпитализирован из отделения милиции, куда обращался с тем, что ему постоянно «внушают мысли», «думают за него», «мысленно приказывают выпрыгнуть их окна». Слышит в голове обвиняющего и оскорбляющего характера мужские и женские голоса. «Голоса» усиливаются к вечеру, днем говорят "шепотом».

Квалифицировать патологию восприятия

 

Задача №20

I. Перечислите виды галлюцинаций по органам чувств.

2. Больной обратился в отделение милиции с просьбой проверить, не установлен ли за стеной особый аппарат, т.к. ночами, лежа в постели, отчетливо ощущает, что его внутренние органы жжет огнем, они передвигаются, меняются местами.

Что это за ощущения.

 

Задача №21

1. Больная обратилась в милицию с жалобой на соседей о том, что как только она приходит домой, так из-за двери, из розетки выключателя, из-за окна ощущает появление запаха газа. Полагает, что соседи хотят ее отравить. Участковый инспектор пришел, запаха не почувствовал, но больная ему не поверила.

Что это за расстройство?

 

Задача №22

Больной В., 33 г. Злоупотребляет алкоголем. Однажды не мог заснуть. Было страшно. Неожиданно почувствовал, как кто-то тянет его за плечо, и услышал сзади голос умершей сестры: "Вставай, пойдем!". Оделся и всю ночь ходил, подчиняясь приказаниям голоса сестры, которая указывала ему куда идти, что делать, ругала больного, оскорбляла. Временами слышал не только голос сестры, но и какого-то мужчины, который грозился. Утром "голоса" стали тише. Сам пришел на станцию скорой помощи и был госпитализирован.

Квалифицировать характер патологии.

 

Задача №23

Больная В. 50 лет. Ходит около подъезда дома, в котором она живет и не решается войти внутрь, хотя свой дом узнает. Свое поведение объясняет тем, что у нее увеличилась голова, туловище раздалось в стороны, ноги стали большими, примерно до двух метров длины. В тоже время дом и подъезд, по мнению В., стали маленькие: ''Теперь даже голову не просунуть в дверь, разве только кошка пролезет. А раньше эти двери были очень большими, массивными. Всегда с трудом их открывала''.

Квалифицировать характер патологии.

 

Задача №24

Доставленный в приемный покой больной со страхом вскакивает на стул, утверждая, что на полу извиваются змеи, черви, тараканы.

Что это за расстройство?

 

Задача №25

Больной рассказывает: '' Внезапно внутри головы я внутренним зрением увидел переливающийся всеми красками стеклянный многоугольник, зазвенела музыка. Голос внутри головы сказал, что '' я -Бог и могу управлять людьми''.

Что это за расстройство?

 

Задача №26

Больной пожаловался, что в бутылке из-под минеральной воды находятся тонкие черви или волосы, просил посмотреть окружающих. Был удивлен и не поверил, что никто этого не видит.

Что это за расстройство?

 

Задача №27

'' Я потерял свое ощущение тела. Утром встаю и не чувствую рук, ног, тело стало каким-то воздушным, легким, потеряло свою емкость, объемность, тяжесть. Становится тревожно, беспокойно. Одолевают нелепые мысли: «пойду на улицу, а меня унесет ветром, как одуванчик. Я понимаю, что этого не может быть: Я знаю, что вес моего тела 85 кг, но я ведь этого веса не чувствую. Руки и ноги мои легкие, эфирные. Вижу, как двигаю ими, а ощущения движения нет. Поднимаю руками гантели 5 кг, а чувствую их не тяжелее спичечного коробка."

Что это за расстройство?

 

Задача №28

Больной обратился в отделение милиции с просьбой проверить, не установлен ли за стеной особый аппарат, так как ночами лежа в постели отчетливо ощущает, что его внутренние органы жжет огнем, они передвигаются, меняются местами. Боли не чувствует.

Что это за ощущение?

 

Задача №29

Больная, совершившая порочащий ее поступок и тяжело переживающая его, обратилась к врачу, так как не могла заниматься в библиотеке: в шорохе страниц слышала "голоса": "Ты дрянь, ты дрянь!".

Что это зарасстройство?

 

Задача №30

Больная, проснувшись, услышала голос: "Пойди и брось два металлических рубля в Обводный канал», так и сделала.

Что это за расстройство?

 

Задача № 31

Больной уверяет, что голос жены по воздуху" сообщает ему постоянно, что делается у нее наработе, советуется по поводу научных открытий. Сообщили, что в институте решена проблема пересадки человеческого сердца: его можно пересаживать от коровы, так как и то, и другое сердце имеют одинаковое количество микроэлементов.

Что это за состояние?

 

Задача № 32

Больная говорит: "Ничего не вызывает прежних чувств, приятного и неприятного... я знаю, каким все должно быть, но все не то, и сама не та, какая-то раздвоенная ... все блекло, неестественно..."

Как называется такое расстройство ощущений.

 

Задача № 33

Больная 22 лет поступила в клинику с диагнозом ревматический энцефалит. Предъявляла жалобы на то, что ее ноги удлиняются, закручиваются, пальцы делаются, то длиннее, то короче. Голова распадается на дольки, которые то сдвигались, то расходились. Надколенники воспринимались раздробленными, и части их то отходили в сторону, то стремились к центру. Руки и ноги прилипали к кровати. Ощущала, что какая-то сила тянула вниз ее тело. Переживала изменение течения времени. Не испытывала чувства насыщения после еды.

Как называются эти расстройства восприятия.

 

Задача № 34

1. Является ли патология ощущений обязательно признаком психического заболевания.

2. Всегда ли проявление иллюзий является признаком психического заболевания.

 

Задача № 35

Выберите признаки, характерные для: Истинных галлюцинаций (1), Псевдогаллюцинаций (2):

 

А) проекция внутри головы, тела.

Б) проекция вне досягаемого пространства.

В) имеют качества объективной реальности

Г) проекция в пределах чувственного горизонта.

Д) ощущение чуждости, «сделанности».

Е) отсутствие свойств объективной реальности.

 

Задача № 36

Сенсорная гиперестезия характерна для:

А) депрессии

Б) маниакального состояния

В) ни при одном из вышеперечисленного

 

Задача № 37

Деперсонализация наблюдается при:

А) депрессии

Б) дисфории

В) маниакальном состоянии

 

Задача № 38

Галлюцинации при засыпании:

А) гипнопомпические

Б) экстракампинные

В) гипнагогические

Г) функциональные

 

Задача № 39

Галлюцинации вне поля действия анализатора следует расценить как:

А) истинные

Б) функциональные

В) псевдогаллюцинации

Г) общего чувства

 

Задача № 40

Ложные восприятия, возникающие при действии раздражителя на другой анализатор, называются

А) рефлекторные

Б) истинные

В) иллюзии

Г) функциональные

 

Задача № 41

Интенсивные и крайне тягостные ощущения в различных частях тела, называются

А) сенестопатии

Б) метаморфопсии

В) деперсонализация

Г) галлюцинации общего чувства

 

Задача №42

Искаженное восприятие величины, формы, пропорций окружающих предметов называется

А) парейдолической иллюзией

Б) зрительной иллюзией

Г) метаморфопсией

Д) зрительной галлюцинацией

 

Задача №43

Слуховые псевдогаллюцинации чаще встречаются в рамках

А) психоорганического синдрома

Б) синдрома Кандинского-Клерамбо

В) делирия

 

Задача №44

Элементарные слуховые галлюцинации, это

А) акоазмы

Б) гипнагогические

В) фотопсии

Г) гипнопомпические

 

Задача №45

Элементарные зрительные галлюцинации, это

А) акоазмы

Б) гипнагогические

В) фотопсии

Г) гипнопомпические

 

Задача №46

Истинные зрительные галлюцинации чаще наблюдаются при:

А) шизофрении

Б) алкогольном делирии

В) циклотимии

 

Задача №47

Больная Н., 36 лет. Поступает повторно. В первые дни на фоне приподнятого настроения отмечала, что окружающее воспринимается в ярких красках, прохожие на улицах «все красивые, нарядные, как артисты». Дома и в больнице все воспринимается обостренно: обычный свет ослепляет, звуки оглушают, щелчок замка воспринимается как выстрел. Все раздражает.

Что это за расстройство?

 

Задача №48

Больная Н. 36 лет. В настоящее время грустна, тосклива. Удается выяснить, что все предметы, окружающий мир воспринимается тускло, блекло. Солнечный свет кажется пасмурным. Жалуется, что тело стало «как чужое», руки и ноги «как ватные», движения неловкие, неуклюжие. «Голова пустая, мыслей нет, не соображаю, говорю ерунду». Жалуется, что нет чувства радости, нет и чувства сострадания. Тяготится своим состоянием, ищет помощи. Во время беседы эмоционально адекватна: ответы и суждения последовательные, по существу.

Что это за расстройство?

 

Задача №49

Больной 20 лет, студент. Болен гриппом. Спит плохо. Однажды на рассвете увидел силуэт стоящего у окна мужчины атлетического сложения. Начал всматриваться и «силуэт растаял». Затем в рисунках обоев стали видеться фигуры людей, животных, насекомых. При включении освещения все «видения» исчезли.

Определить характер патологии.

 

Задача №50

Больной жалуется, что у него под кожей ползают «паразиты», «черви», сделал насечки бритвой на коже, чтобы они «вылезли». Что это за расстройство?

 

Задача №51

Больной Н., 35 лет, слесарь. В течение нескольких месяцев не работает, постоянно обращается за помощью к разным врачам. Жалуется на слабость, отсутствие аппетита, бессонницу. Отмечает у себя массу неприятных ощущений во всем теле: не хватает дыхания, сердце "словно облили чем-то горячим" и оно вот-вот разорвется. Чувствуется какой-то жар, в голове "перчит", голова словно забита, "заклинена", кровь стынет в жилах, по всему телу "проходят иголки". При обследовании больного патологических изменений со стороны внутренних органов не выявлено. Несмотря на отрицательные данные исследований, больной остается тревожным, подозревает у себя какое-то серьезное заболевание.

Квалифицировать состояние.

 


ПАТОЛОГИЯ ПАМЯТИ

 

Задача №1

Больная Ю., 66 лет. В прошлом работала преподавателем средней школы. В психиатрической больнице находится три года без выписки. Сознание ясное. Себя называет правильно, но при беседе обнаруживается, что больная не помнит текущей даты, не помнит своего возраста, не помнит, сколько времени находится в больнице, не помнит, как зовут лечащего врача. Настроение хорошее. На просьбу вспомнить, чем она занималась вчера, сообщила следующее: "Вчера с утра были занятия, проходили тему "Пушкин и декабристы''. А затем сидела на педсовете. Хулигана Галкина опять обсуждали".

Определите вид нарушений памяти.

 

Задача №2

Больной 42-х лет после перенесенного алкогольного делирия находится в больнице более 6 месяцев. При беседе правильно называет имя и отчество, возраст знает. Не помнит, когда поступил в больницу, всегда говорит: "Вчера, наверное". Уверяет, что вчера был дома, "перевозил мебель на другую квартиру", иногда говорит, что ходил на работу, "закрыл наряды", а затем вернулся.

Как называется эти расстройства?

 

Задача №3

Испытуемый Ш., 26 лет. Ориентирован правильно. Настроение хорошее. Охотно демонстрирует свои способности. Так испытуемому выдан свежий номер газеты, чтобы исключить возможность домашней подготовки. Ш. просматривает газету и возвращает ее. После этого он по памяти легко вспоминает и пересказывает дословно любую статью, вплоть до объявлений. Безошибочно помнит количество столбцов в статьях, места переноса слов. Однако испытывает большие затруднения в том, чтобы своими словами пересказать содержание статьи. Пересказ выглядит в виде отдельных абзацев и описываемых эпизодов из статьи. При задании передать основной смысл статьи в нескольких фразах умолкает, затем делает несколько безуспешных попыток. Так и не справившись с последним заданием, жалуется, что он четко помнит все детали печати, место каждого слова и знаков препинания, но никак не может отвлечься от конкретных деталей текста и конкретной последовательности слов. Выясняется что ему всегда трудно давались абстрактные науки, хотя он мог запомнить любой текст, таблицы, легко запоминал художественные произведения, легко заучивал правила и определения. Всегда безошибочно пересказывал стихотворения и имел за это отличные отметки.

Как называется эти расстройства?

 

Задача №4

Больная 43 лет, поступает в психиатрическую больницу с одинаковыми состояниями в 4-й раз. Настроение повышено, многоречива, деятельна, плохо спит. Читает наизусть стихи Блока и страницы из произведений Чехова почти без ошибок, можно сверять с текстом. Когда такие состояния проходят, то стихи помнит отрывками, а прозу воспроизвести не может.

Как называются такие временные нарушения памяти?

 

Задача №5

Больная Р. 72-х лет, длительное время находится в психиатрической больнице. Дезориентирована в месте и времени. Рассказывает при беседе, что вчера была на работе, продавала билеты в кино, при провоцирующих вопросах рассказала, что идя с работы зашла в магазин за покупками.

Как называется такое расстройство памяти?

 

Задача №6

Больной M., 23 лет, после тяжелой травмы головы лечился в больнице в течение 6 месяцев с нарушениями памяти. В то время не мог воспроизвести события пятилетней давности. Спустя год после выписки: спокоен. Охотно отвечает на вопросы. Обнаруживает амнезию на период, предшествующий травме. Не помнит событий после травмы, амнезировал пребывание в травматологическом отделении; месяцы, проведенные в психиатрической больнице. Помнит, что к нему "иногда" приезжали родители. Помнит хорошо день выписки. С трудом вспомнил имена врачей и медицинского персонала. Жалуется, что у него "плохая память'': "все приходится записывать".

Квалифицировать нарушения памяти.

 

Задача №7

Больной 32 лет, доставлен из больницы скорой помощи после попытки повеситься. В отделении плохо ориентируется во времени, забывает, где находится, предполагает, что в больнице, т.к. "все ходят в белых халатах", возможно, поступил после автомобильной катастрофы. Сведения из биографии дает правильно, все последующие события тут же забывает. Не находит своей палаты, койки, не помнит, что приходили родные и т.д.

Квалифицировать нарушения памяти.

 

Задача №8

Телефонистка на междугородней станции, услышав номер абонента, соединяет его с нужным городом и тут же номер забывает.

Какой вид памяти здесь используется?

 

Задача №9

Больная 64-х лет в течение года находится в психиатрической больнице. При беседе оказывается, что она не знает числа, года, месяца. Врач называет ей текущую дату, после 2 - 3-х фраз в разговоре не может эту дату воспроизвести. Уверяет, что врач ей ничего не говорил.

Как называется его расстройство?

 

Задача №10

Больной M., 23-х лет, накануне защиты диплома института попал в автомобильную катастрофу, получил тяжелую травму головного мозга. После 1,5 месячного пребывания в травматологическом отделении был переведен в психиатрическую больницу в связи с нарушениями памяти. В больнице дезориентирован в месте и времени: не знает дня, месяца, года. Не запоминает имени врачей, сестер, соседей по палате. Заявляет, что он недавно, "месяц назад", закончил школу и собирается поступать в институт. Не помнит, что он женат, у него дочь 2-х лет, что он заканчивает институт. Все объясняет недоразумением: "Об этом я только думаю".

Оценить и квалифицировать феномен нарушения памяти.

 

Задача №11

Больной С., 24 года. Три недели назад в десять часов утра был доставлен в травматологическое отделение с закрытым переломом костей голени и обширной гематомой в лобно-височной области слева. В направлении указано, что около четверти десятого больной перебегал вне зоны пешеходного перехода и был сбит автофургоном. Был без сознания около получаса. В момент госпитализации и в дальнейшем был в сознании, правильно сообщил паспортные данные.

При осмотре. Вспоминает, что в день травмы он рано встал, примерно в 6 часов утра. Дальнейшие события, вплоть до утра следующего дня он вспомнить не может. Не помнит, как вышел на улицу, не помнит обстоятельств и момента наезда на него машины. Не помнит, как его привезли в больницу, что происходило с ним в отделении в течение первого дня госпитализации. Остальные события своей жизни, кроме дня травмы, помнит хорошо. Легко вспоминает общеизвестные исторические даты.

Определить нарушения памяти.

 

Задача №12

Больная Г. 72 лет. Сознание не помрачено. Настроение хорошее. Себя называет правильно. Текущей даты, года не помнит. Не может запомнить имена врачей, медсестер, соседей по палате. На вопрос о ее возрасте сообщает, что ей около 40 лет. Знает, что у нее есть сын, но имени его вспомнить не может. Не помнит, что у нее есть внуки, хотя дома живет с сыном, невесткой и внуками.

Определить нарушения памяти.

 

Задача №13

Больной 24-х лет после автомобильной катастрофы в течение 2-х недель не мог назвать своего имени, возраста, места жительства, фактов своей биографии. Не мог понять, каким образом оказался в больнице. События, происходящие в больнице, фиксировал правильно.

Квалифицировать нарушения памяти.

 

Задача №14

Больной 3. 78 лет, колхозник. В течение нескольких недель находился на лечении в психиатрической больнице, жалуется лишь на отсутствие зрения на правый глаз, где имеется помутнение роговицы. В отделении спокоен, подсаживается к больным пожилого возраста, о чем-то с ними беседует. В общении с врачом, больными вежлив, предупредителен, даже несколько слащав. Приветливо здоровается, но встретив врача через несколько минут, приветствует его снова. Часто приоткрывает дверь в кабинет и вежливо осведомляется, не пришел ли консультант-окулист, через пять минут спрашивает о том же. Числа, месяца, года назвать не может. Видя вокруг людей в белых халатах, догадывается, что его положили в больницу, но какую не помнит. Рассказывает, что только вчера приехал из деревни: «Вот лошадь во дворе привязал, сейчас ходил сена ей давал". Вернувшись после консультации из кабинета профессора, всем рассказывает с убеждением, что профессор угощал его шампанским, сердился, когда ему говорили, что этого не было. Любит рассказывать о днях своей молодости, помнит события прошлых лет, правильно воспроизводит события войны, в которой принимал участие. Перечисляет имена своих детей, назвать имена внуков не может, говорит каждый раз разные.

Квалифицировать нарушения памяти и синдром.

 

Задача №15

Больной Ф, 29 лет, шофер, доставлен сослуживцами с места работы, где предъявлял нелепые требования: пришел к диспетчеру, требовал наряды на ремонт и запчасти, которые были выданы ему прежде, уверял, что не получал их. В отделении постоянно находится среди больных, улыбается, плоско шутит, в присутствии персонала рассказывает неприличные анекдоты. Лечащего врача не знает, несколько раз здоровается, просит накормить, так как «два дня его не кормили». Не знает даты текущего дня, месяца, но правильно называет год. Сообщает паспортные данные, даты личной жизни. Больным себя не считает. Уверен, что зашел в больницу случайно, что-то привез и сейчас же пойдет домой. Рассказал, что две недели провел за границей в командировке, где демонстрировал свою машину, «передавал опыт», слышал утром сообщение о своей заграничной поездке и репортаж о выигранном соревновании и получении медали, которую обещал показать врачу. Приветливо встречает жену, детей, спрашивает их о делах, интересуется учебой детей, за время свидания снова и снова возвращается к этим вопросам, уверяя, что родные не говорили ему об этом.

Квалифицировать нарушения памяти и синдром.

 

Задача №16

К расстройствам памяти относится все перечисленное, кроме:

1) гипомнезии

2) амнезии

3) конфабуляции

4) парамнезии

5) сделанных воспоминаний

 

Задача №17

Ретроградная амнезия характеризуется всем перечисленным, кроме:

1) потери способности запоминать, отсутствия памяти на текущие события

2) невозможности воспроизвести события, бывшие перед утратой сознания или началом болезни

3) распространения подобного забывания на различный период

4) выпадения из памяти событий, непосредственно предшествовавших бессознательному состоянию

 

Задача №18

Антероградная амнезия характеризуется:

1) утратой воспоминания о событиях, непосредственно следовавших за окончанием бессознательного состояния

2) распространением утраты воспоминаний на различный период (часы, дни, недели)

3) правильным поведением в этот, затем забытый период

4) всем перечисленным

 

Задача №19

Фиксационная амнезия характеризуется:

1) потерей способности запоминания

2) отсутствием памяти на текущие события

3) выпадением из памяти событий, непосредственно предшествовавших настоящему состоянию

4) всем перечисленным

 

Задача №20

Корсаковский синдром включает в себя все, кроме:

1) фиксационная амнезия

2) парамнезии

3) иллюзии

 

Задача №21

Корсаковский синдром наблюдается при следующих заболеваниях, кроме:.

1)алкогольный психоз

2)сосудистая деменция

3) болезнь Альцгеймера

4) циклотимия

 

Задача №22

К парамнезиям относится все перечисленное, кроме:

1) псевдореминисценции

2) конфабуляции

3) криптомнезии

4) прогрессирующая амнезия

 

Задача №23

По закону Рибо развивается

1) антероградная амнезия

2) фиксационная амнезия

3) прогрессирующая амнезия

 

Задача №24

Палимпсест наблюдается при следующих заболеваниях:

1) эпилепсия

2) опухоль головного мозга

3) болезнь Альцгеймера

4) алкоголизм

 

Задача №25

Человек, перенесший травму головы с потерей сознания в течение 5 часов, придя в себя, никак не мог вспомнить не только, как это случилось, но и что было в течение 3 дней перед этим. Совершенно не помнил, что он в этот период делал, где был, кого видел.

Определить нарушения памяти.

 

Задача №26

Больная никак не могла запомнить, где стояла ее кровать, хотя находилась в этой палате уже несколько лет. Не помнила имени своего врача. Не могла вспомнить, что она только что ела, чем занималась.

Определить нарушения памяти.

 

Задача №27

Больной с возмущением говорил: «Ужасные безобразия творятся в этой клинике, вчера, например, меня посадили в клетку, а до этого заставили вылезать на улицу через окно».

Определить нарушения памяти.

 

Задача №28

Больная утром, только что проснувшись, рассказала соседкам по палате содержание своего сна: ей приснилось, что мать в ее отсутствие сдала в ломбард все ее платья. Увидев мать, пришедшую на свидание, больная стала упрекать ее за сданные в ломбард вещи, она была убеждена. Что это произошло на самом деле.

Определить нарушения памяти.

 

Задача №29

Больной 33 лет, переведенный в психиатрическую клинику из хирургической (в связи с выраженными расстройствами памяти), где он лечился по поводу травмы головы, охотно сообщает свое имя и фамилию, профессию, имена детей. В то же время не знает, где он находится, какое сегодня число, что он недавно ел. Не может запомнить имя врача, не знает, где его кровать. На вопрос, чем вы занимались вчера, сообщает, что целый день ремонтировал мотоцикл.

Определить нарушения памяти.

 

Задача №30

Больной, перенесший серию эпилептических припадков, после их окончания долго разговаривал с врачом. Но, встретив врача через несколько часов, не мог вспомнить, что этого врача уже видел. Определить нарушения памяти.


ПАТОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ

 

Задача №1

Больной С., 63-х лет обратился в милицию с письмом о том, что около месяца назад он почувствовал, что, находясь дома, ощущает неприятные явления в теле: покалывание, сжатие кожи, удушье. Просил принять меры, т.к. убежден, что соседи за стенкой поставили особый аппарат, чтобы лишить его здоровья, а лучше умертвить, чтобы завладеть его комнатой. Какой вид бреда у больного?

 

Задача №2

Больной 33-х лет, поступил на судебно-психиатрическую экспертизу после убийства жены. В анамнезе злоупотребление алкоголем, сформирован похмельный синдром. В течение месяца плохо спит, перестал работать. Упрекает жену в неверности, устраивает ей "допросы" в присутствии 10-летнего сына, приводит хронометраж времени, требующегося на поездку с работы до дома, днем звонит на работу, проверяя, там ли жена. Проверяет после прихода ее белье, находит подозрительнее пятна. На ночь запирает двери специальным ключом, который хранит у себя, но тем не менее уверен, что по ночам жена уходит к "любовнику", подобрав ключ. Считает, что она постоянно "подает знаки любовнику". Уверен в своей правоте, не поддается разубеждениям. Последнее время перестал пить, так как занят слежкой. Какой вид патологии идей у этого больного?

 

Задача №3

Больной А., летчик по профессии. В анамнезе травма головы. В течение последних 3-х лет не работает. Пишет в советские государственные органы предложения по реорганизации "авианизации всей страны". Считает, что, если в каждом районе страны построить аэродром с "сотней самолетов", то разрешаются сельскохозяйственные проблемы, медицинские. С самолетов можно сеять хлеб, бороться с вредителями сельского хозяйства, уничтожать волков и. т. д. "Затраты в 2 миллиарда рублей, в 2 года окупят себя я принесут государству прибыль". Обращается с этой идеей к различию учреждения, получает и положительные и отрицательные отзывы. Рассказывает увлеченно, уверен в правоте.

Kaкой вид патологии идей у данного больного?

 

Задача №4

Больной 35 лет поступил с жалобами на невозможность продолжать работу в качество врача. Его постоянно мучают сомнения, правильно ли он выписывает рецепты больным, многократно проверяет дозировки, десятки раз сверяется с рецептурным справочником, но мысль, что он может ошибиться, не покидает его. Понимает нелепость своих сомнений, проверок, но не может от них избавиться.

Какой вид патология идей у данного больного?

 

Задача №5

Больной 24-х лет обратился с жалобами на то, что вынужден бесконечно размышлять по поводу тех или иных вещей, которые для него не имеют никакого значения и не представляют интереса. Например, размышлять о том, что произойдет, если на земле наступит состояние невесомости, или если человечество лишится одежды, и все должны будут ходить обнаженными, или если у людей сзади вырастут еще по две руки, то, как люди будут работать и одеваться. Понижает, что это глупые мысли", что "думать об этом не надо, но ничего сделать с собой не может.

Какой вид патологии идей у этого больного?

Задача №6

Больной 28 лет, заболел остро после перенесенного гриппа. В отделении резко возбужден, без умолку говорит: "Да...да .. вода.. .лед.,, мед...я – Христос.. наши придут.... пулемет.. миномет .тpa-та-та...за хвост кота., я 6oг, свет…замкнули...кнули...5 х 5 = 25... 25 пуль в лоб...тоб...в гроб.

Как называется такое расстройство мышления?

 

Задача №7

Больной 10 лет, заболел после оперативного вмешательства по поводу гнойного гайморита. Возбужден, беспричинно смеялся. Помещен в психиатрическую больницу. Пример речи больного: "Запечатлено... слышно сколько сердце бьется... изображение... предмет другой...барометр... посуда для воды... тут кнопки..."

Как называется такое расстройство мышления?

 

Задача №8

Больная 42-х лег, с детства страдает судорожными припадками. Инвалид 2 гр., не работает. В больнице находится в связи с учащением припадков. В психологическом эксперименте на вопрос, что такое солнце, отвечает: "Солнце - это в астрономии, извините...да...но вот, как ни странно, о солнце знает ребенок в детском саду. Если подходить с технической точки зрения, то солнце, можно сказать инаша жизнь, как говорится, живет все у нас на земле, благодаря солнцу, можно сказать. Оно играет роль огромную, первостепенную, как говорится. Но если брать отдельно солнце, отдельно воздействие солнца на организм, в денном случае на человека и лично на меня, то в зависимости от здоровья, оно, конечно, может играть разную роль. На солнце загорают....

Как называется такое расстройство мышления?

 

Задача №9

Больной Р., страдающий прогрессивный параличом, утверждает, что он «вселенский богач», у него в банках Швейцарии хранятся все сокровища мира, он стрелял “бриллиантами в 100 карат”, предлагает студентам подарить по "золотой" "Волге».

Какой вид бреда у данного больного.

 

Задача №10

Больной говорит: "Мне все похоже кажется, что природа есть жена человека. Свет, все зарождалось от света, вернее говоря, все с него начинялось. А пустота, падая, светится. Мельчайшее тело в пустоте горит светом. Верите ли, все начинается с нуля и кончается бесконечностью. А так обратно, и все между собой связано. Я просто не случайность, а исторический выходец, в котором заключалось комплект, совокупность всех кровей. Историю не повернешь, не случайно, а совершенно справедливо, что природа выдвинула меня в живые люди.

Как называется такое расстройство мышления?

 

Задача №11

Больная 20 лет с диагнозом острый малярийный психоз находится в больнице вторую неделю. Беспокойна, на вопросы не отвечает. Пример спонтанной речи: «Делегаты почетные... а ты пришел сюда... переменил белый костюм...не можешь… руководить...садись...может учить еще лучше...зачет...отчет...где еще...»

Как называется такое расстройство мышления?

 

Задача №12

Больная 32-х лет, поступает в психиатрическую больницу 3-й раз. Голос хриплый, говорит быстро, без остановки, пример монолога: “Муж - вот кто считает меня больной. Я не больная. Я абсолютно здоровая. Это муж болен. Муж - объелся груш. Вон он какой у меня серый. Не может галстук себе купить. Все я, да я. Я - глава семьи. А у Вас (обращается к врачу) галстук тоже не модный. Нужно одеваться по моде. Правда, я красивая? Посмотрите! Я могу быть актрисой? Говорят, у меня лицо артистическое, фотогеническое. Я уже написала в Москву, чтобы меня в кино взяли. Муж не пускает в Москву, говорит; «Люблю!». А любовь, как птичка. Птичка Божия не знает ни заботы ни труда. Раз - и упорхнула. В клинику могу только ради Bac, Вы мне нравитесь. Один-два дня и - в Москву”.

Как называется такое расстройство мышления.

 

Задача №13

Больной С, 23-х лет. Наследственность не отягощена. Окончил 8 классов, учился в кулинарном ПТУ. По характеру общительный, занимался парашютным спортом. Психически заболел остро после того, как заболел фолликулярной ангиной. Был госпитализирован в состоянии резкого беспокойства. Психическое состояние возбужден, продуктивному контакту не доступен. Дезориентирован в месте, времени, собственной личности. Речь носит бессвязный характер: "Гулять... будем, будем... куда петли... я сам профессор... да, да... мой мозг чист... спокойно, спокойно... главное - не раздражайтесь,., белые халаты... профессор... я сам профессор... быстро... быстро». Аффект лабилен, озлобляется, плачет, смеется, пытается вскочить, но тут же падает на подушку. Ненадолго умолкает ивновь что-то говорит. Ест из рук мед. персонала. Спит мало. Определить тип нарушения мышления.

 

Задача №14

Больной 28 лет, шофер. О себе рассказывает: с детства был какой то чудной. Ребята меня не уважали, я их боялся. Когда учился в младших классах, все казалось, что мать у меня умрет. Думал, что если успею досчитать да десяти, пока мать наливает чай, то она будет жива, а если не успею - умрет. Когда в школу шел, то все боялся, что на меня мальчишки нападут. Портфель держал пряжкой внутрь - это как бы означало, что иду с мирными намерениями, драться не хочу. В школе ребята слушают учителя, а я какой-нибудь ерундой занимаюсь. Например: "А что было бы, если бы за самый хороший ответ ставили единицу, а самой плохой отметкой была бы пятерка". Отгоню мысли эти, слушаю учителя, а потом незаметно опять отвлекаюсь. Из-за этого трудно учиться, родителей в школу вызывали, ругали за мою невнимательность. Но все-таки школу окончил, в Армии отслужил, там получил специальность шофера. Все было ничего, но последнее время стали какие-то глупые мысли одолевать: только и думаю, чтобы все предметы у меня лежали симметрично, дома из-за этого жена ругается. На работе надо машины ремонтировать, а я не делом занимаюсь, а гаечные ключи раскладываю симметрично. Недавно случай был, что стыдно рассказать: поехал я на поезде к себе на дачу, на одной на станций вышел в туалет. Вижу, в унитазе две спички лежат. Когда выходил из туалета, меня словно ударило - вернуться и положить спички симметрично. Вернулся. В унитаз лезть противно, а уйти не могу, даже сердце стало биться, вспотел весь. Все-таки не удержался, залез рукой в унитаз и переложил спички. А поезд в это время ушел.

Квалифицировать состояние.

 

 

Задача №15

Кретериосализм - это путь реставрации капитализма. Путь реставрации через создание в социалистической системе частных законов. Частные законы внутри производства дают заинтересованность классового общества. Это есть научно-технический прогресс. Это есть материально-обоснованная база для индивидуума. Это есть повышенный уровень жизни.

Определить тип нарушения мышления.

 

Задача №16

Ведь эта больница была построена для привилегированного имущего класса. Предшествующая фраза не радует: "Болейте!" но факт остается фактом, что и семейные неурядицы "решались" в этих стенах. Строгий устав для обслуживающего персонала, оторванность контингента больных от политической жизни и жизни страны вообще подменялись, так сказать, духовной жизнью, а «юродивые» встречаются почти на каждом шагу. Это было и, конечно, сегодня маяк здоровья, не по мановению волшебной палочки стал образцом борьбы стражей здоровья за комплекс полноценности современного человека и человека будущего, который мечтал строить и будет жить при новом строе. И я верю, богиня Психея померкнет перед лицом простой санитарки, работающей в 3 психиатрической больнице имени Скворцова-Степанова.

Определить тип нарушения мышления

 

Задача №17

Когда в предыдущее воскресенье отец приехал ко мне, я ему сказал, что я его за все прощаю, хоть он от матери ушел, ведь мать сейчас одна живет. А два брата, которые у меня есть, отдельно живут, у них свои семьи и свои заботы; и говорил ему спасибо, что учил меня ремнем из кожемита, а не из кожи, с клепками железными за то, что я курил в двенадцать лет.

Определить тип нарушения мышления

 

Задача №18

В отношении болезни. Заболел я не так давно. Болезнь проходила, естественно, через переходный возраст. В переходном возрасте происходит отказ от свободного мышления (или оно само по себе проходило). Вследствие этого и появился разрыв между слов от значения импульсного перехода в мозг. Через это я и был помещен (вернее, согласен был) на госпитализацию. Этот разрыв от слов и его значения перехода импульсивно в мозг дало правильный по психологии в психиатрии диагноз и правильное лечение. А лечение нужно проводить или кодеином или вашим сильнодействующим средством тупорезином. Дальнейшее пребывание невозможно ввиду того (я вам говорил), что эта обстановка на меня (и лечение аминазином растворенным) слишком сильно действует. Моя болезнь излечивается в две недели. А вы создали мне мрачное барокко и этим мрачным барокко создаете обратное. Вводите меня в транс, в котором у меня возникают мысли, от которых, естественно, и происходит свободное мышление. Свободное мышление создает мальчишеский характер, характер стеснения ревности и т.д. по психологии.

Определить тип нарушения мышления

 

Задача №19

О материализме. Материализм и его движение это и есть правильный ход, как говорили французские материалисты (так они себя называли), вечная смена форм, вечное отвержение этих форм. Это форма не материализма, а идеализма, форма познается! А главное восприятие с передачей импульсивного значения в мозг это и есть познание формы. Не существует законченного, так и так и мы не можем назвать материю материей, т.к. материя это есть форма законченного значения. А форма законченного значения не существует, существует идеалистическая форма познания, это и есть путь к материализму. В сознании только и только обосновывается путь к материализму. И введение его в жизнь (неосуществленного материализма) это опять таки неверно, это есть цепь неосуществленного. Это и есть направления не цели, а эксплуатация миллионных масс, без идеализма, за материализм научного коммунизма

Определить тип нарушения мышления

 

Задача №20

Заявление

Прошу выдать мне удостоверение матроса продления срока действия у водолазных работ на заводе в его положение значением за его территории. Таким положением отдайте норму, объясните ситуацию, подтверждением которого искал. Следующим видом у следующего помещения закрыть. На месте предъявления следующим значением определить секретность.

Определить тип нарушения мышления.

 

Задача №21

"Надо вести правильный образ жизни. Я просыпаюсь в одно и тоже время, ни минутой позже, ни минутой раньше. Минута – это большой срок, требующий уважения и понимания. Из минут складываются часы, дни, недели, года. Можно не заметить, как минуты превращаются в годы и уходят в вечность. Года не вернешь, не остановишь. Что прошло, то прошло. Вот из-за этих минуточек и следует вставать вовремя. Встаю всегда в одно и то же время в 6 часов 35 минут. Я уже говорил, что минуточка годики сохраняет. Иду в туалет. Затем - зарядка. Зарядка обязательно. Лучше всего по системе, у меня своя система, доктора так объясняют, в книгах пишут, в журнале "Наука и жизнь". Значит, зарядка: приседание, ходьба, бег. Наклониться резко мне нельзя, доктора запретили. Приседание - 30 раз. Начал я с 5, затем 7, позже 9-10, прибавил через неделю еще 3-5 приседаний и теперь 3 года ежедневно делаю 20 раз. Это очень важно - система. Ходьба на месте, высоко поднимая коленочки, коленочки должны быть на уровне пояса. Полезна только такая ходьба. Вы все ходить не умеете, шаркаете своими ножками и думаете, что ходите правильно. Ходьбу я начал 20 раз, затем прибавил - 5...

Определить тип нарушений мышления.

 

Задача №22

Письмо я от тебя получил, и вот приходится писать тебе ответ, да еще карандашом, ты меня, конечно, извини, что я тебе пишу карандашом, но что поделаешь, ведь нам не дают авторучек, и вот приходится брать в руки карандаш, а если не написать тебе письмо, то ты будешь обижаться. Но это, наверное, будет последнее к тебе письмо, так как меня скоро выпишут, так как врач обещал к концу мая меня отсюда выписать, и я поеду домой, так что буду ждать теперь только тебя.

Квалифицировать вид нарушения мышления.

 

Задача №23

Работа над бумагой. День на исходе. Обстановка на отделении относительно спокойная. Я переполнен (только сейчас) разного рода мыслями. Кстати: Вселенность, пространственностъ, временство... Включен телевизор. Ни с того, ни с сего больной Безруков пристал, пристал систематически, с целью не дать мне писать. Ну, что ж, я ему прощаю...

А вот выписки все нет... (!) Странно, для меня очень странно, но и выпишут же!

Так вот: Времество, как совершенно новое на Земле представление, есть не что иное, как световой модуль времени! Пространственность почти мгновенно определена! И далее: не иначе, скоро выпишут. Самочувствие моё, кстати, (Вам врачам), сейчас лучше, чем было. И так всегда!

Определить тип нарушения мышления

 

Задача №24

Заявление.

Ввиду сложных митаций помещения прошу выписать меня с такого размещения в свое рабочее место переезда на предприятие. Сопровождение меня у случая такого перемещения делать не стоит. Таким видом далее найти меня после того, как оно починится. Прошу выписать меня из 30 отделения 3 клинической больницы причиной износившейся болезни. Дополнительно прошу переписать удостоверение матроса на значении по сошедшему сроку выдачи пять лет. Оформить в военкомате городском Смольнинского района через исполком того же района. Таким образом, это и стоит на случай двадцать у контролера. Прошу объяснить положение у которого выходите и разъяснить положение, где находитесь. Следующим положением разъяснить.

Определить тип нарушения мышления.

 

Задача №25

На вопрос, какой карандаш лежит на столе, больной отвечает: "Это синтез различных органических продуктов - дерева и углерода. Необходимо отметить, что часть карандаша, составляющая его оболочку, за которую мы держимся, раньше была живым деревом. При переработке древесины каким-то образом, вероятно, на машинах, так как карандашей выпускают очень много, делают корпус карандаша. Его можно закрасить в любой цвет, этот цвет может соответствовать и не соответствовать вкладываемому внутрь грифелю. Если внешне этот карандаш зелененький, это не значит, что он пишет грифелем этого же цвета. Для того чтобы убедиться, какого цвета грифель, надо либо посмотреть на него, либо провести на бумаге линию. Цвет грифеля зависит..."

Как называется такое расстройство мышления?

 

Задача №26

Больной Ш., техник-лесовод. Занимаясь измерением стволов деревьев, он обратил внимание на зависимость их диаметра от расстояния до опушки леса. Ш. подумал, что если ему удастся вывести формулу, характеризующую эти отношения, то такая формула будет иметь большое значение для вычисления объема древесины. Он продолжал свои наблюдения и спустя некоторое время вывел необходимую формулу. Свои расчеты и статьи Ш. направил в различные научные журналы, но признания не добился. В рецензиях на его работу указывалось, что тема актуальная, но произведенные расчеты не убедительны и требуют проверки. Однако Ш., будучи человеком настойчивым и вместе с тем чрезвычайно самолюбивым, остался неудовлетворенным объяснениями, даваемыми в рецензиях. Личные контакты со специалистами также не убедили его в ошибочности полученных данных; считая отзывы необъективными, он стал обращаться во многие организации с требованиями "восстановить справедливость", вел обширную переписку, завел 2 папки - для входящих и выходящих бумаг. В своих ответах оппонентам Ш. выискивал малейшие неточности в выражениях несогласных с ним ученых, видя в них доказательство необъективности оценки, консерватизма, желания уйти от ответственности. Все свободное от работы время Ш. уделял составлению бумаг, поискам доказательств своей правоты. Перестал уделять внимание своим обязанностям, семье, в разговорах с домашними и друзьями постоянно возвращался к вопросу о своем изобретении, выражая свое возмущение, с обидой реагировал на любые возражения. Стал раздражительным, плохо спал.

Квалифицировать состояние.

 

Задача №27

Больной Т., 13 лет, учащийся. С детства послушный, спокойный, уравновешенный. Учится только на «отлично», серьезно относится к занятиям, много времени уделяет урокам. Любит читать "серьезные книги", политические обзоры в газетах. Пожаловался матери, что мысли возникают вопреки его желанию, вновь и вновь повторяются, мешают заниматься. Например: "Решаю задачу о квадрате, вновь перебираю решение, хотя уже решил ее. Думаю, почему квадрат, что будет, если он будет прямоугольником, цилиндром, а если - кругом? Тогда, будет ли он тем же квадратом? Решится ли задача? Иду по дороге и размышляю, почему кирпич лежит здесь, а что было бы, если бы он лежал в другом месте? Тянуло вернуться, еще и еще думать и думать о кирпиче". Постоянно считает окна второго этажа зданий по дороге в школу, складывает номера, автомашин и, если сумма оказывается меньше 14, не может идти дальше, ждет, когда пройдет машина с суммой цифр на номере выше 14. Просит помочь ему избавиться от своего состояния, так как это мешает хорошо учиться, требует "постоянной борьбы". Болезненно беспокоен и тревожен.

Определить характер переживаний.

 

Задача №28

Совершенно необоснованно, не имея никаких фактов, женщина стала считать, что муж ей изменяет, следила за ним, поджидала у подъезда, требовала, чтобы он уволил всех своих сотрудниц. Женщина не впускала мужа домой, писала в различные организации письма с его "обличением". Наиболее "веским" аргументом было то, что на письменном столе у мужа часто лежали романы А. С. Пушкина и Л. Н. Толстого с закладками на страницах, где якобы говорилось о "коварствах любви". Вскоре она начала обвинять и своего брата в "развратной жизни". Говорила, что муж с братом организовали дома притон. Всех приходящих в квартиру знакомых заносила в особый список – группа притона". Список и ежемесячно следовавшие к нему "добавления" отсылала, в милицию и прокуратуру, требуя сурового наказания "банды".

Определить характер нарушения мышления.

 

Задача №29

Больной 25-ти лет, инженер. Заболевание началось остро. Стал тревожным, запирался в своей комнате, занавешивал окна. Говорил, что за ним ведется наблюдение из противоположного дома. Изрезал на куски свои рубашки и носовые платки. В отделении больницы был напряжен, подозрителен, испытывал страх. Слышал из-за окна и через стенку какие-то голоса, стук, музыку. Затыкает уши ватой. На врача смотрит недоверчиво. Угрюм. Заявляет, что вокруг него "все подстроено", врача принимает за известную киноактрису, больных за артистов русского народного хора - "здесь все подстроено, какой-то маскарад, все притворяются больными, а они артисты". В словах окружающих слышит угрозы, намеки в свой адрес. Все вокруг приобрело для него особый смысл. "Ковровая дорожка - дорожка на кладбище (это значит, скоро умру), олени, изображенные на картине, означают лень, следовательно, его считают ленивым". Беседу с врачом воспринимает как знак того, что его считают шпионом.

Квалифицировать состояние.

 

Задача №30

Больная Ф.,39 лет, инженер. Находится на лечении в клинике. Считает, что сосед, проживающий в одной квартире с ней, старается выжить ее из дому и завладеть ее комнатой. С этой целью он портит ее вещи, мешает спать по ночам: стучит, шаркает ногами, кашляет. Требовала размена квартиры. Писала заявления в местком по месту своей работы, затем в местком по месту работы соседа. В заявлениях описывала «его художества и издевательства». Пыталась угрожать администрации, «если не примут меры». Добилась, что подруги поддержали ее на работе, пригласила их свидетелями в товарищеский суд. Только через два год