Концепция роста научного знания Карла Поппера
Онотрицал возможность логической реконструкции исторического процесса научного познания, так как, по его мнению, развитие, науки происходит методом проб, и ошибок, следовательно невозможно выделить узловые пункты этого процесса, определить его направленность и перспективы. Сам же рост научного знания представляет собой выдвижение смелых гипотез и их последующее опровержение (принцип фальсифицируемости).
4) Концепция научно-исследовательских программ (НИП) И. Лакатоса, которая представляет собой попытку объяснения роста развитой («зрелой») науки как
непрерывного процесса смены связанных между собой теорий. Согласно Лакатосу, НИП — последовательная смена научных теорий, связанных общей идейной основой. Связность теорий детерминирована методологическими нормами НИП, которые позволяют определить перспективы дальнейшего исследования («положительная эвристика»), а также тупиковые ветви развертывания НИП («негативная эвристика»).
Постоянный элемент НИП, представляет собой совокупность условно не фальсифицируемых фундаментальных допущений программ («жесткое ядро»), переменный элемент — совокупность вспомогательных гипотез («защитный пояс»), обеспечивающий соотнесенность теорий с эмпирической базой, при этом достигается сохранность «жесткого ядра» от опровержений путем модификации, полной или частичной замены «защитного пояса» при столкновении с контраргументами.
НИП могут развиваться по двум сценариям: прогрессивному, и вырожденному (регрессивному). В прогрессивном поле «позитивная эвристика» стимулирует выдвижение гипотез, расширяющих эмпирическую и теоретическую базу НИП. Однако, согласно Лакатосу, со временем неизбежно происходит переход к вырожденной стадии развития НИП, признаком которой является заметный рост гипотез в «защитном поясе».
5) Концепция «кейс стадис», согласно которой история наукирасчленяется на отдельные события, характеризирующиеся неповторимостью, уникальностью. Научное событие сравнивается с каплей воды, в которой отражается вся сложность научного поиска: в нем, как в фокусе, сходятся, переплетаются различные особенности развития науки, причем «здесь» и «сейчас».
6) Диалектическая концепция, согласно которой развитие науки — сложный нелинейный процесс производства и организации объективных, знаний о мире. В качестве источника развития науки рассматриваются различные типы противоречий, как внутренние (противоречия между теорией и фактами, между противоположными гипотезами, концепциями, между различными системами идеалов и критериев научности и т. д.), так и внешние, которые возникают и разрешаются в ходе взаимодействия науки с другими сферами культуры. Доминирующими являются внутренние противоречия. Именно они лежат в основе закономерностей исторического развития науки, определяют смену теорий, парадигм, научно-исследовательских программ, научных картин мира, задают магистральные направления научного поиска. В диалектической модели эволюционные и революционные фазы развития науки закономерным образом взаимосвязаны.