Исторические закономерности естественнонаучного познания
Развитие науки в целом и естествознания в частности представляет собой нелинейный процесс, детерминированный:
- внешними по отношению к науке факторами (тенденции развития различных сфер культуры — философии, религии, политико-правовой сферы, идеологии, экономики и т. п.)
- внутренними (фундаментальные научные факты, теории, проблемы, научная картина мира и др.)
6 концепций о закономерностях развития науки:
1) Концепция кумулятивизма, согласно которой история науки представляет собой линейный поступательный процесс накопления знаний о мире. Научное знание можно уподобить снежному кому, который по мере своего качения постепенно увеличивается в своих раз мерах.
2) Концепция парадигм Куна (60-е годы XX века), согласно которой история развития научного знания рассматривается как процесс смены парадигм («дисциплинарных матриц»).
Парадигма — это образец, матрица, модель научно-исследовательской деятельности, элементами которой являются мировоззренческие принципы, методологические нормы, определенная система критериев и идеалов научности. Стадия господства определенной парадигмы называется «нормальной стадией» развития науки, которая заканчивается, когда наступает кризис, то есть эта парадигма разрушается изнутри под действием «аномалий» — внутренних неразрешимых проблем. Наступает «ненормальный», революционный этап развития науки, характеризующийся созданием новых конкурирующих между собой парадигм. С победой одной из них заканчивается научная революция и опять наступает «нормальная стадия» научного познания и т. д. В концепции Куна не нашли своего решения вопросы преемственности парадигм, движущих сил и направленности процесса научного познания. В результате единый исторический процесс развития науки распадается на ряд дискретных фрагментов («нормальных стадий»), закономерно не связанных между собой.