Исторические закономерности естественнонаучного познания

Развитие науки в целом и естествознания в частности представляет со­бой нелинейный процесс, детерминированный:

  • внешними по отношению к науке факторами (тенденции раз­вития различных сфер культуры — философии, религии, политико-правовой сферы, идеологии, экономики и т. п.)
  • внутренними (фундаментальные научные факты, теории, проблемы, научная картина мира и др.)

6 концепций о закономерностях развития науки:

1) Концепция кумулятивизма, согласно кото­рой история науки представляет собой линейный поступательный процесс накопления знаний о мире. Научное знание можно уподобить снежному кому, который по мере своего качения постепенно увеличивается в своих раз мерах.

2) Концепция парадигм Куна (60-е годы XX века), согласно которой история развития научного знания рассматривается как процесс смены парадигм («дисциплинарных матриц»).

Парадигма — это образец, матрица, модель научно-исследовательской деятельности, элементами которой являются мировоззренческие принципы, методологические нормы, определенная система критериев и идеалов научности. Стадия господства определенной парадигмы называется «нормальной стадией» развития науки, которая заканчивается, когда наступает кризис, то есть эта парадигма разрушается изнутри под дейст­вием «аномалий» — внутренних неразрешимых проблем. Наступает «ненор­мальный», революционный этап развития науки, характеризующийся созда­нием новых конкурирующих между собой парадигм. С победой одной из них заканчивается научная революция и опять наступает «нормальная стадия» научного познания и т. д. В концепции Куна не нашли своего решения во­просы преемственности парадигм, движущих сил и направленности процесса научного познания. В результате единый исторический процесс развития науки распадается на ряд дискретных фрагментов («нормальных стадий»), закономерно не связанных между собой.